Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
15 Эмпирический и теоретический уровень научного знания, критерии их различения
Эмпирическое знание — это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах.
Эмпирическое знание основывается на чувственном познании. Рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных созерцанию и выражающих внутренние отношения.
Эмпирическое, опытное исследование направлено без промежуточных звеньев на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (от частного к общему), а его важнейшим элементом является факт (от лат. factum — сделанное, свершившееся).
Признаки эмпирического познания: эксперимент, сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактографическая деятельность.
В научном познании факты играют двоякую роль:
Эмпирический опыт никогда не бывает слепым: он конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки — это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты, а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности». Теории состоят из абстрактных объектов разного рода — постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т.п.
Само эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня:
а) единичные эмпирические высказывания («протокольные предложения»), которые фиксируют результаты единичных наблюдений. Часто в них присутствует доля заинтересованности учёного;
б) факты, которые представляют собой индуктивные обобщения протоколов;
в) эмпирические законы различных видов (например, «все тела при нагревании расширяются», «все металлы электропроводны»);
г) феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов.
Все эти уровни представляют собой чаще всего гипотетическое, вероятностное знание в отличие от теоретического познания, где преобладающим является достоверное знание.
Структура теоретического знания.
Теоретическое знание — это совокупность высказываний об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой деятельности мышления.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса.
Теоретическое знание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического уровня. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
На основе эмпирических данных происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий, — «квинтэссенции» знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.
Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:
а) непротиворечивости и фальсифицируемости (потенциальной опровержимости)
б) опытной экспериментальной проверяемости.
Особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как:
Идеализация является основной логической операцией теоретического мышления. Ее целью и результатом является создание, конструирование особого типа предметов — идеализированных объектов, работа с которыми — существенная характеристика теоретического познания.
Характерной чертой теоретического знания является его направленность на себя, внутренаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, предвидение будущего.
Преобладающим является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).
Знание – кодифицированная и
благодаря этому
Научное знание – знание, получаемое и фиксируемое специальными научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т.д.).
Теоретическое знание – уровень научного знания, лежащий между эмпирическим и метатеоретическим уровнями. Качественно отличается от эмпирического знания, прежде всего своим предметом. В качестве собственного предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов, конструируемых как на основе эмпирических объектов при помощи идеализации, так и вводимых по определению. Особенностью теоретического знания является чрезвычайно высокая степень его логической организации, доказательности большинства утверждений с помощью дедуктивно-аксиоматического метода.
Уровни научного знания – качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания, объединенные в единую систему в рамках отдельной научной дисциплины. В любой развитой конкретно-научной дисциплине можно выделить 3 таких уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Их единство обеспечивает для любой научной дисциплины ее относительную самостоятельность, устойчивость и способность к развитию на своей собственной основе.
Эмпирическое знание – низшая ступень (уровень) рационального знания; совокупность высказываний об эмпирических (абстрактных) объектах, получаемая с помощью мыслительной обработки данных наблюдения или эксперимента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств (единичные предложения наблюдения, общие эмпирические высказывания, графики, естественные классификации и др.). Необходимо отличать эмпирическое знания, с одной стороны, от чувственного знания, а с другой, от теоретического знания.
Критерии |
Эмпирическое (по)знание |
Теоретическое (по)знание |
Предмет |
эмпирические объекты - результаты мысленной обработки (моделирования) результатов чувственного познания |
Множество идеальных объектов |
Методы |
Научное наблюдение, эксперимент, абстрагирование, индукция, обобщение, материальное моделирование, классификация |
Идеализация, конструирование, интуиция, логическая систематизация, формализация, интерпретация, математическое моделирование. |
Источник познания |
Мышление, ориентированное на внешний, чувственный опыт (рассудок) |
Свободно конструирующий разум, ориентированный на совершенствование научного знания |
Критерии истинности |
Удостоверение научным сообществом хорошего соответствия конечному множеству эмпирических объектов |
Удостоверение научным сообществом соответствия определенному множеству теоретических объектов, эффективность в решении теоретических проблем, внутренняя гармония и способность к дальнейшему росту. |
Предмет эмпирические объекты - результаты мысленной обработки (моделирования) результатов чувственного познания Множество идеальных объектов
Методы Научное наблюдение, эксперимент, абстрагирование, индукция, обобщение, материальное моделирование, классификация Идеализация, конструирование, интуиция, логическая систематизация, формализация, интерпретация, математическое моделирование.
Источник познания Мышление, ориентированное на внешний, чувственный опыт (рассудок) Свободно конструирующий разум, ориентированный на совершенствование научного знания
Критерии истинности Удостоверение научным сообществом хорошего соответствия конечному множеству эмпирических объектов Удостоверение научным сообществом соответствия определенному множеству теоретических объектов, эффективность в решении теоретических проблем, внутренняя гармония и способность к дальнейшему росту.
Из лекции:
Переходя к основным структурным единицам научного знания, необходимо отметить, что эмпирическое и теоретическое – это принятое в философии науки разделение научного знания методов науки на два уровня: к эмпирическим методом познания относят: наблюдение, измерение и эксперимент. Знание, полученное посредством этих методов, называют эмпирическим.
Теоретическими методами познания служат: гипотетико-дедуктивный метод, моделирование, аксиоматический метод, формализация и т.д. К концу 20 века большинство философов науки отказалось от резкого разграничения эмпирического и теоретического знания, в реальном процессе познания эти два уровня неразрывно переплетены.
16 Структура эмпирического знания. Эмпирический факт и проблема его теоретической нагруженности
При всей близости содержания
чувственного и эмпирического знания
благодаря различию их онтологии
и качественному различию форм их
существования (в одном случае —
множество чувственных образов,
а в другом — множество эмпирических
высказываний), между ними не может
иметь место отношение
Необходимо отметить,
что само эмпирическое знание
имеет довольно сложную
Первичным, простейшим уровнем эмпирического знания являются единичные эмпирические высказывания, так называемые «протокольные предложения». Их содержанием является дискурсная фиксация результатов единичных наблюдений; при составлении таких протоколов фиксируется точное время и место наблюдения. Как известно, наука — это в высшей степени целенаправленная и организованная когнитивная деятельность. Наблюдения и эксперименты осуществляются в ней отнюдь не случайно, бессистемно, а в подавляющем большинстве случаев вполне целенаправленно: для подтверждения или опровержения какой-то идеи, гипотезы.
Вторым, более высоким
уровнем эмпирического знания являются
факты. Научные факты представляют
собой индуктивные обобщения
протоколов, это — обязательно
общие утверждения