Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Они во многом подготовили переворот в науке, осуществленный в эпоху Галилея и Ньютона и завершившийся созданием механики как первой естественнонаучной теории.
Понятие «классическая наука» охватывает период развития науки с XVII в. по 20-е годы XX в., то есть до времени появления квантово-релятивистской картины мира. Разумеется, наука XIX в. довольно сильно отличается от науки XVIII в., которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX в. по-прежнему действуют гносеологические представления науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии - классическая наука. Этот этап науки характеризуется целым рядом специфических особенностей.
1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представляющую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась и как универсальный метод познания окружающих явлений, в результате дававший систематизированное истинное знание, и как эталон всякой науки вообще.
Эта ориентация на механику приводила к механистичности и метафизичности не только классической науки, но и классического мировоззрения, а также проявлялась в целом ряде частных установок:
- однозначность в истолковании
событий, исключение из
- исключение из контекста
науки характеристик
- субстанциональность - поиск праосновы мира;
- оценка имеющегося научного
знания как абсолютно
- осмысление природы
2. Рассмотрение природы
как из века в век неизменного,
3. Сведение самой Жизни
и вечно живого на положение
ничтожной подробности Космоса,
Лишь одна религия продолжала отводить человеку особое место в мире. Присущее христианству резкое разделение духовного и материального и упор на превосходство духовного ныне получили противоположную оценку: мир физический все более представлялся основным средоточием человеческой деятельности. Христианское противопоставление духа и материи постепенно превращалось в свойственное классическому мышлению противопоставление разума и материи, человека и Космоса.
4. Наука вытеснила религию
в качестве интеллектуального
авторитета. Человеческий разум
и практическое преобразование
природы как результат его
деятельности полностью
Претендуя на ведущее место
в мировоззрении, наука, тем не менее,
оставляла место религии и
философии. Мировоззрение
Состояла в открытии явлений и появлении теорий, не совместимых с механистической картиной мира. Причины: опытные факты показали, что не все явления могут быть описаны ньютоновской и электромагнитной физикой.
Открытия, не вписывавшиеся в модель мира: лучи Рентгена и радиоактивность, квантовая природа излучения энергии и делимость атома (Планк), существование атомного ядра и электронов нейтронов, α, β-лучей (планетарная модель Резерфорда), существование стационарных электронных орбит и квантовое излучение энергии при переходе электронов между ними (квантовая модель атома Резерфорда-Бора), зависимость между материей и временем, а также их неабсолютность (теория относительности Эйнштейна), волновые свойства частиц (гипотеза Де`Бройля, подтверждённая в работах Шредингера, Гейзенберга, Борна), невозможность одновременного измерения импульса и координаты частицы (принцип неопределённости Гейзенберга).
Следствия: осознание ограниченности классической механики, формирование суженной сферы её применимости. Необходимость формирования новой картины мира.
Идеи и принципы неклассической науки:
1 |
Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов: картина мира определяется не только его свойствами, но и характеристиками и активностью познающего субъекта (см. кв.мех.) |
2 |
Формирование нового образа детерминизма и причинности: причинность выражается статистическими закономерностями. |
3 |
Эволюционность объектов: объект рассматривается как динамическая система |
4 |
релятивизм: взаимная зависимость явлений природы |
5 |
Противоречивость закономерностей: разные методы познания могут давать разные результаты. |
6 |
Принцип дополнительности: возможность применения взаимоисключающих классических понятий. |
7 |
Лишь частичная теоретическая и эмпирическая верифицируемость научного знания |
Методы неклассической науки:
1 |
Отсутствие универсальных н. методов: нет метода, дающего полную картину явления. |
2 |
Плюрализм научных методов и средств: знание зависит от применяемых методов. |
3 |
Принцип когнитивного конструктивизма: любые утверждения относительно объекта – результат
деятельности мышления по из простых. |
4 |
Наука оперирует искусственными понятиями. |
5 |
Фактор интуиции при научном поиске. |
14 Формирование
науки как профессиональной
Формирование науки как профессиональной деятельности Наука как проф. деятельность начинает формироваться в странах Европы в период бурного подъёма естествознания. У её истоков стоит Фрэнсис Бэкон(1561-1626), утверждавший, что текущие достижения науки ничтожны из-за отсутствия правильного индуктивно-экспериментального метода и разумного управления наукой (создание учёных сообществ, библиотек, выделение профессии учёного, обеспечение учёных необходимым инструментарием). Возникает идея коллективной организованной государственной науки, т.е, академий.
Коллегии наук: 28 ноября 1660г. – меморандум о создании коллегии по развитию физико-математического экспериментального знания в Лондоне. Далее – «Лондонское королевское общество». 1666г. – Парижская академия наук, 1700г. – Берлинская, 1724г. – Петербургская, и т.д.
В XVII в. основной источник н. знаний – книга, где должны излагаться фундаментальные принципы и начала «природы вещей». Книга – базис обучения, фиксации и передачи нового знания. Учёному того времени не достаточно было получить частный результат, но требовалось соотносить результаты с существующей картиной мира и дополнять её. Так работали Галилей, Лейбниц, Ньютон. Уже была необходима коммуникация между учёными – переписка. Далее объём знаний стал таковым, что весь не мог быть усвоен одним человеком.
С конца XVII в. началось углубление специализации н. деятельности, возникают сообщества исследователей-специалистов с коммуникациями на национальном языке, а не латыни. Начинают издаваться н. журналы для объединения исследователей, показывающие направления исследований, а также последние достижения в н. области. Объединение учёных происходило в рамках дисциплины и по н. интересам для решения текущей задачи.
В конце XVIII – 1-ой половине XIX в., из-за роста объёма н. информации, наряду с академиями возникают общества исследователей, работающих в различных областях знания.
Новые формы организации науки привели к возникновению новых форм учёных коммуникаций, а также необходимости воспроизводства субъекта науки – наука утвердилась как профессия, требующая специфического образования, со своей структурой и организацией.
Возникновение дисциплинарно организованной науки Дисциплина – форма систематизации научного знания. Её структура: передний край-(обзоры->материалы конференций, препринты, депоненты->обзоры и рефераты с обобщениями исследований)->обобщающие монографии->устоявшиеся данные, транслируемые последующим поколениям.
Знание трактуется как объективно-мыслительная структура. Оно должно быть упорядочено и доступно для передачи. Дисциплинарная организация следует из необходимости трансляции знания последующим поколениям. Дисциплина также предусматривает соц. институты, нормы н. исследований, связи учёных, н. сообщества, организации по подготовке н. кадров.
Так в период Средневековья были созданы университеты, где сложилась четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно связанная с ней д. организация учебного процесса. Тогда существовали многообразные варианты д. разделения наук. Наиболее известной и признанной была система семи «свободных» искусств, предложенная М. Капеллой: тривиум основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика и квадривиум продвинутых: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) дисциплинарно организованные научные изыскания начинают развертываться вне традиционных центров культурной жизни: возникают кружки интеллектуалов, любителей философии, истории, литературы и т.д.
В XVIв. в связи с ростом объема научной информации, образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно организованного обучения.
В XVIв. в Италии возникают академии. Система образования представляется там в виде круга, где каждая из наук может стать началом и все науки взаимосвязаны друг с другом.
В конце XVIII — начале XIX в. сформировалась дисциплинарно организованная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки.
В настоящее время научное знание представляет собой сложноорганизованную систему научных дисциплин.