Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Джон Стюарт Милль в своей книге «Система логики» продолжил традицию эмпирического обоснования науки с помощью индуктивной логики. Усовершенствовал и систематизировал каноны и правила индукции Бэкона. В дальнейшем ввел априорный принцип единообразия и отошел от эмпиризма.
Герберт Спенсер ввел в позитивистскую философию идею эволюционного прогресса — в ходе развития научного знания происходит постепенная интеграция конкретных, частных знаний в рамках философии. Такие исходные положения как неуничтожимость материи, непрерывность движения и закон постоянства силы должны стать важнейшими принципами при систематизации и объяснении эмпирических фактов.
К концу 19-началу 20 веков открытие естественной радиоактивности, открытие сложной структуры атомов в корне изменили представления ученых о научной картине мира, созданной классической физикой. На смену ей пришла новая картина мира, основанная на квантовой механике и теории относительности.
В 30 годы 20 века в философии науки вновь возрождается интерес к проблемам, поставленным позитивистами.
Появились новые методы,
заимствованные из символической логики.
Представители Венского кружка и
берлинской группы эмпирической философии
(впоследствии — неопозитивисты) главной
целью философии науки
Пытались создать чистый, нейтральный язык наблюдения, попытались свести к наблюдению все теоретические понятия. Но не смогли исключить теоретические понятия из науки. С помощью критерия верификации пытались объявить лишенными смысла философские утверждения, ибо их невозможно проверить эмпирически.
Всецело ориентировались
на вопросы проверки и обоснования
готовых результатов научного познания
и совершенно не рассматривали проблемы
развития и поиска нового знания. Задача
философии состоит в
Придерживались гипотетико-
Активно выступал против верификации и критиковал их К. Поппер.
ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus – положительный)
– (1) парадигмальнаягносеометодологи
В эволюции П. могут быть выделены следующие этапы: I – так называемый “первый П.” (Конт, Милль, Спенсер, Э. Литтре, П. Лаффит, И. Тэн, Э.Ж. Ренан и др.); II – “второй П.” (Авенариус, Мах); III – “третий П.” или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Лукасевич, Котарбинь-ский, Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Строссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Малкольм, Н. Гудмен, А. Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический П. (Шлик, Кар-нап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, Ф. Кауфман, К. Гедель и др.);IV – постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия, Венский кружок).
Эмпириокритицизм (критика опыта) — вторая основная форма позитивизма, сложившаяся в конце 19 – начале 20 в. вработах крупного австрийского физика Э. Маха и швейцарского философа Р. Авенариуса и призванная «защитить» опыт от прониновения в него философских категорий.
АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (1843-1896) — швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. Основные сочинения: “Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил” (1876), “Критика чистого опыта” (в 2-х томах, 1888—1890), “Человеческое понятие о мире” (1891) и др. А. разработал учение о “принципиальной координации”, уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. По замыслу А., учение о “принципиальной координации” должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. Исходный принцип учения А. — нерасторжимое единство “системы С” или центрального члена, и “системы R” или противочлена, т.е. субъекта и объекта (“без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта”). Общее понятие, под которое, согласно А., можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие — это “ощущение”. В картине мира понятию ощущения А. отводил ключевую роль. Идеалом теоретического объяснения А. считал “мышление согласно принципу наименьшей меры силы”. Учение А. о “принципиальной координации” не смогло войти в теоретическое основание естественных наук того времени, поскольку не признавало независимого существования объективной реальности и отвергало понятие объективной истины.
MAX (Mach) Эрнст (1838-1916) – австрийский физик и философ. Один из создателей эмпириокритицизма. Окончил Венский университет (1860), С 1861 приват-доцент Венского университета. Профессор физики университета в Граце (1864-1867). Профессор физики и ректор немецкого университета в Праге (1867-1895). Профессор философии Венского университета (1895-1901). Автор книг “Принцип сохранения работы, история и корень его” (1871), “Механика. Историко-критический очерк ее развития” (1883), “Анализ ощущений и отношений физического к психическому” (1886), “Познание и заблуждение” (1905), “Культура и механика” (1915) и др.
Осуществил ряд важных физических исследований в области механики, акустики, оптики и др. Открыл и изучил акустические волновые процессы, впоследствии названные ударной волной и др. Установил основную характеристику течения газа (“М. число”) и др. закономерности, получившие наименования “М. конус”, “угол М.”, “линия М.” и др. Стремился интерпретировать базисные законы и понятия механики вне их зависимости от равномерного и прямолинейного движения системыотсчета и ее вращения. Разработал релятивистское понимание пространства, времени, движения, силы и др. Впервые предпринял попытку построения механики, исходя из того, что движение тел может быть определено только по отношению к другим телам. Сформулировал “принцип М.”, установивший связь инерциальных свойств тел с бесконечно удаленными большими массами Вселенной. Оказал влияние на создание общей теории относительности А. Эйнштейна. Исследовал процессы слуха и зрения, механизм действия вестибулярного аппарата. Открыл оптические явления, впоследствии названные “кольцами” (“полосами”) М. Создал работы по истории механики.
Как физик и философ
утверждал относительность
В своей философской концепции настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы «элементов», совокупность ощущений образует тела. При этом он полагает «элементы» нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам. Понятия Мах рассматривает как символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а науки в целом — как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Так, он считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению.
Задача науки — описание вещей в мире («комплексов ощущений»), т.е. «чистое описание» фактов чувственного восприятия, к которым «приспосабливается мысль». Такое описание, согласно Маху, и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее (в особенности философские категории и религиозные представления) в целях «экономии мышления» следует удалить. Это нужно для того, чтобы наука наилучшим образом удовлетворяла необходимые жизненные потребности людей.
Эти Деи возникли у Маха как реакция на кризис ньютоновской механики и классической физики, разразившийся в конце 19 – начале 20 в. Мах стремился разрешить этот кризис с помощью нового толкования ключевых понятий «старой» физики и механики. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т.п. Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий. Если в механике Ньютона ряд физических явлений объясняется через отнесение их к абсолютному пространству, то Мах выдвигает другой принцип6 все, что происодит в мире должно объясняться взаимодействием тел.
Таким образом, представители
первых двух форм позитивизма доказывали,
что классические философские проблемы,
связанные с познанием сущности
вещей, с неизбежностью ведут
к агностицизму, либо к разным философским
спекуляциям. Вопросы абстрактных
сущностей — это вопросы
5 Традиционалистский
и техногенный типы
Понятие цивилизации (от франц. civilis — гражданский) впервые возникло в XVIII веке во Франции для обозначения гражданского общества, в котором господствует свобода, равенство и братство. Впоследствии в этнографической и философской литературе XIX века оно приобрело другие значения. Этнографы вслед за Льюисом Морганом (1818—1881) под цивилизацией стали подразумевать общество, пришедшее на смену первобытному. Если первобытное общество характеризуется чисто родово-племенными отношениями, то цивилизованное основывается на частной собственности и организовано на территориальных началах.
Позднее в исторической
и философской литературе под
цивилизацией стали понимать
различные культурно-
Исследования прошлых
цивилизаций интересны для нас
тем, что они раскрывают