Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Значительно больший практический интерес представляет предвидение новых явлений и событий, которое обеспечивает возможность со знанием дела поступать как в настоящем, так и особенно в будущем. Такая предсказательная функция науки осуществляется с помощью тех же самых ее законов и теорий, которые используются для объяснения. Например, закон всемирного тяготения был применен не только для объяснения движения известных в XIX веке планет в Солнечной системе, но и открытия в дальнейшем таких планет, как Нептун и Плутон. Этот пример показывает, что хотя по своей логической структуре законы и теории, используемые для объяснения и предвидения, являются одинаковыми, но по применению они существенно различаются: в одном случае они объясняют существующие факты и события, в другом — предсказывают новые события. В силу неопределенности будущего для предсказания применяются не только существующие законы и теории, но и гипотезы, представляющие научные предположения.
Наряду с объяснением наука способствует также пониманию событий и явлений. Эта ее функция играет существенную роль в социально-гуманитарном познании, которое ориентировано на исследование целесообразной деятельности людей в различных сферах общественной жизни. Чтобы понять поступки и действия людей, необходимо соответствующим образом интерпретировать их, т.е. раскрыть их смысл. Нередко не делают различия между пониманием и объяснением и просто отождествляют их. На самом деле они осуществляют разные функции в познании. Понимание связано с целесообразной деятельностью людей: постановкой задач, принятием решений, мотивами поведения, зашитой интересов и т.п. Поэтому эта функция реализуется именно в гуманитарных науках, изучающих деятельность людей. В природе нет целей, мотивов и интересов, поэтому, строго говоря, понимание не приложимо к ней. Хотя нередко и говорят о понимании природы, но в данном случае имеют в виду ее объяснение с помощью законов и теорий науки. Это различие между объяснением и пониманием подчеркнул известный немецкий философ и искусствовед Вильгельм Дильтей, заметив, что «природу мы объясняем, человека же должны понять».
Рассмотренные выше функции научного познания органически связаны с такими основными целями науки, как служить основой научного мировоззрения, источником развития производительных сил и социальным фактором развития общества.
Наука как основа мировоззрения. Каждый человек имеет свой взгляд на окружающий его мир, с помощью которого он выражает свое отношение к нему и дает ему оценку, но такой взгляд носит индивидуальный характер. Поэтому еще в первобытную эпоху стихийно возникают коллективные воззрения на мир, в которых выражается согласованное мнение различных сообществ людей на устройство мира, отношение и оценку его, закрепляемое и передаваемое будущим поколениям. Одной из древнейших форм мировоззрения является мифология (от греч. mythos — легенда, повествование, logos — слово, учение), которая в фантастической форме объясняет устройство природы и события общественной жизни. В повествованиях о мифологических богах, героях и сверхъестественных событиях, передававшихся от поколения к поколению, древние люди пытались объяснить устройство окружающего мира природы и общественной жизни. Поскольку в мифах содержатся ссылки на сверхъестественные силы, то они содержат элементы религиозного мировоззрения. Наряду с этим они включают в свой состав нравственные нормы поведения, а также и эстетические критерии.
Элементы научного мировоззрения
впервые формируются в античном
обществе в связи с критикой отживших
мифологических взглядов и становлением
рациональных взглядов на мир в науке
Древней Греции. С возникновением
опытного естествознания наука становится
важнейшим компонентом
Наука оказывает свое влияние на мировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Поэтому знакомство с ними составляет важнейшую задачу как современного образования, так и формирования научного мировоззрения личности.
Наука как производительная сила общества. Открывая объективные законы природы, наука создает реальные возможности для их практического использования обществом. Однако вплоть до середины XIX века применение достижений науки носило спорадический характер: использовались отдельные научные изобретения и открытия, совершенствовались технологические процессы в некоторых отраслях промышленности. С возникновением таких технических дисциплин, как технология металлов, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, электротехника и других, использование достижений как фундаментальных, так и прикладных науки приобрело более целенаправленный характер. Наука, особенно прикладная, стала теснее связываться с производством, лучше и оперативнее реагировать на его запросы. Однако только во второй половине XX века ее достижения стали планомерно и систематически применяться в технологии и организации производства. О науке как непосредственной производительной силе впервые заговорили в период научно-технической революции XXвека, когда новейшие достижения науки стали использоваться для замены ручного труда машинным, механизации и автоматизации трудоемких процессов в технологии производства, применения компьютеров и другой информационной техники в разных отраслях народного хозяйства. Продвижению новейших достижений науки в производство во многом способствовало создание специальных объединений по научным исследованиям и конструкторским разработкам (НИОКР), перед которыми была поставлена задача по доведению научных проектов для их непосредственного использования в производстве. Установление такого промежуточного звена между теоретическими и прикладными науками и их воплощением в конкретных конструкторских разработках содействовало сближению науки с производством и превращению ее в реальную производительную силу.
Наука как социальный фактор развития общества. Вслед за превращением науки в непосредственную производительную силу она постепенно начинает играть все большую роль как социальная сила развития общества. Эту задачу осуществляют прежде всего социально-экономические и культурно-гуманитарные науки, которые играют регулирующие роль в различных сферах социальной деятельности. В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, недостатках сырья и продовольствия, значение социальных наук в жизни общества еще больше возрастает. Их усилия в настоящее время должны быть направлены на рациональную организацию общественной жизни, основными компонентами которой являются ее демократизация, повышение жизненного уровня населения, утверждение и укрепление гражданского общества и свободы личности.
8 Преднаука и наука в собственном смысле слова
В исследованиях по истории науки обычно выделяют две стадии: первую из них называют стадией ее возникновения или преднаукой, а вторую — наукой в собственном смысле слова или развитой наукой. Возникновение науки связано с непосредственными запросами материального производства и повседневной практики людей. Оно сопровождалось появлением первоначальных эмпирических понятий и представлений, которые постепенно приобретали более общий и абстрактный характер. Первые теоретические понятия и системы возникли в рамках древнегреческой математики, но математические методы начали широко применяться для изучения природы только в XVII веке, когда возникло экспериментальное естествознание. Элементарная математика античности, хотя достигла зрелого теоретического уровня, но изучала лишь постоянные величины. Следовательно, она не могла быть использована для изучения зависимостей между переменными величинами. А последние были необходимы для исследования простейшей формы движения — механического перемещения земных и небесных тел. Именно поэтому в ответ на запросы механики и астрономии была создана в XVII веке Ньютоном и Лейбницем математика переменных величин в форме дифференциального и интегрального исчислений.
Синтез новых математических исчислений с экспериментальным методом исследования положил начало классической науке, которая господствовала до начала XX века. Неоклассическая наука стала формироваться в первые десятилетия XX века после создания теории относительности и квантовой механики. В конце прошлого века заговорили о постнеокласической науке. Соответственно этим периодам развития науки, можно в общих чертах приблизительно установить основные стадии эволюции науки.
Преднаука и развитая наука
Преднаука, характерная для стадии возникновения или зарождения науки, в отличие от развитой науки не выходит за рамки существующего материального производства и повседневной практики людей. Она появляется в ответ на простейшие, но настоятельно необходимые запросы хозяйственной жизни людей: счет предметов, измерение площадей земельных участков, объемов тел, знание свойств вещей, необходимых в хозяйстве и т.п. Преднаука основывается на обычных эмпирических наблюдениях и простейших измерениях, хотя и предполагает использование элементарных абстракций и идеализации.
К числу древнейших понятий относятся понятия числа и геометрической фигуры, корни которых уходят в глубь веков. Современному человеку кажется, что счет и сравнение совокупностей вещей — или как принято говорить теперь, множеств предметов — с самого начала предполагает существование чисел. Между тем исследования историков, археологов, этнографов и других специалистов показывают, что первобытные племена, на зная чисел, по-своему справлялись со счетом или сравнением множеств животных в стаде, зверей на охоте, заготовленных припасов и т.д.
Каким образом можно было сравнивать и считать такие множества, не владея понятием числа? Чтобы установить эквивалентность или равенство двух стад животных, достаточно было установить, что каждому из животных в одном стаде соответствует одно и только одно животное в другом. Если в одном стаде не хватало для этого животных, то оно считалось меньше другого, а в противном случае другое стадо было больше первого.
На ранних этапах цивилизации для такого сравнения и «счета» можно было использовать пальцы рук или даже ног человека. Однако с дальнейшим развитием хозяйственной жизни и расширением обмена между племенами возникла необходимость выделения некоторого эталонного множества для сравнения большего количества обмениваемых продуктов. В качестве таких эталонов стали использоваться камешки, ракушки и т.п. «счетные» единицы. Пальцы рук, камешки, ракушки и другие объекты во всех этих случаях выступали в качестве конкретной, предметной модели натуральных чисел, с помощью которых современный человек производит счет.
Вероятно, потребовались тысячелетия, прежде чем возникло общее понятие натурального ряда чисел, отвлеченное от конкретных различных ее предметных реализаций или моделей.
Небезынтересно отметить,
что такой прием сравнения
бесконечных совокупностей
1,2,3,4, 5, ...n,...
1, 4, 9, 16, 25, ...n2...
Понятие натурального числа для конечных множеств, как и трансфинитного числа для бесконечных множеств возникает путем сравнения эквивалентных множеств с помощью абстракции. В обоих случаях оно выражает общее свойство эквивалентных множеств объектов. Но если понятие трансфинитного числа в развитой математической науке можно было создать сравнительно легко, то для образования натурального числа потребовался длительный исторический период развития. Прежде чем люди стали пользоваться отвлеченными числами, им необходимо было научиться абстрагироваться от конкретной природы сравниваемых множеств вещей и выражать их общее количественное свойство с помощью понятия натурального числа.
Представление о натуральном числе было известно еще на стадии преднауки, но дальнейшее его обобщение и применение продвигалось с большим трудом. Переход к теоретической стадии познания в период преднауки тормозилось неразвитостью производительных сил, засильем существующих традиций в обществе, кастовым характером сосредоточения знаний в руках жрецов и правительственных чиновников. Так например, хотя древним египтянам было хорошо известно понятие целого числа, переход к дробям потребовал от них значительных усилий и привел к введению простейших, так называемых натуральных дробей, которые рассматривались как части единицы. Даже древние вавилоняне, считавшиеся виртуозами в области арифметики и владевшие также алгебраическими методами решения уравнений, не смогли подняться до теоретического уровня древнегреческой математики. Еще труднее происходил процесс образования геометрических знаний. Древние греки считали, что геометрия, как прикладная наука, впервые появилась в Египте. Если Аристотель связывал ее возникновение с наличием там свободного времени у жрецов, то Геродот, лучше знавший Египет, обращал внимание на практическую ее необходимость: «когда Нил заливал участок обработанной земли, то с точки зрения обложения нужно было установить, сколько земли было потеряно. — это было, как кажется, начало геометрии, которая оттуда перешла в Грецию». Само название геометрии как учения об измерении земли свидетельствует, о практическом ее происхождении. Практика измерения площадей земельных участков, границы которых периодически смывались разливами Нила, была связана с восстановлением этих границ. Как свидетельствует в приведенной цитате Геродот, это требовало умения определять площади участков с различной геометрической конфигурацией. Поэтому египтяне впервые научились вычислять площади таких геометрических фигур, как прямоугольники, трапеции, треугольники, окружности и другие. Однако эти площади вычислялись чисто эмпирическим способом, хотя при этом использовались также простейшие абстракции. Например, при вычислении площади земельных участков отвлекались от ширины их границ, не учитывались их неровности и т.д. Этот пример показывает, что модели, создаваемые в рамках преднауки, имели чисто прикладной и эмпирический характер, и поэтому не всегда давали точные результаты. Самое же главное отличие таких моделей от научных заключалось в том, что при их построении опирались на привычные эмпирические образы, а не на абстрактные теоретические понятия. Другими словами, построение модели в рамках преднауки основывается на конкретных эмпирических объектах, в то время как научные модели, напротив, начинают создаваться из абстрактных объектов, которые затем проверяются с помощью эмпирических объектов. Тем не менее, на стадии преднауки встречались отдельные случаи, когда исследование начиналось с простейших абстрактных объектов, которым впоследствии находилась эмпирическая интерпретация. Когда древние египтяне оперировали простейшими натуральными дробями, а вавилоняне могли решать системы уравнений и извлекать корни, они делали первые шаги по использованию общих абстрактных понятий для образования других понятий. Однако они не владели еще дедуктивными, доказательными способами рассуждений и поэтому не располагали общими методами решения новых задач, а использовали частные методы. В отличие от этого теоретическая математика, опираясь на свои обобщения и исходя из понятия натурального числа, легко справляется с образованием понятий дробных, отрицательных, иррациональных, мнимых и комплексных чисел. Однако применение новых видов чисел и их признание даже в развитой науке наталкивалось в свое время также на сопротивление, о чем свидетельствуют сохранившиеся названия самих чисел, такие, как отрицательные или мнимые числа. Следовательно, на стадии формирования науки создаются простейшие абстракции и конкретные модели, возникающие на основе непосредственного взаимодействия с вещами в хозяйственной практике и повседневной жизни. Такую связь можно обнаружить, например, в создании позиционной системы счисления, общего количества чисел, необходимых для расчетов, которое редко превышало 100 000. Конкретные, вещественные модели для счета использовались еще в донаучный период развития. Древние египтяне, шумеры, вавилоняне и народы других цивилизаций пользовались для счета уже отвлеченными числами.