Согласно периодизации
истории, предложенной известным
французским социологом Ф. Броделем,
этот период он называет пред капитализмом,
который охватывает XIV—XVIIIв.в. За ним следует
индустриальный капитализм XVIII—XXв.в, а
после XX века в развитых странах наступает
эпоха постиндустриального капитализма
Техногенная цивилизация стала формироваться
в Западной Европе в XVII—XVIIIв.в. В противоположность
традиционным цивилизациям она насчитывает
всего четыре с половиной столетия. Несмотря
на это, темпы развития производительных
сил и социальных изменений техногенной
цивилизации не идут ни в какое сравнение
с традиционными обществами. После того,
как эта цивилизация приняла развитые
формы, она стала не только набирать быстрые
темпы дальнейшего роста в Западной Европе,
но начала распространять свое влияние
и на оставшиеся традиционные общества.
Под этим влиянием традиционные общества
начинают перестраивать свое материальное
производство и в значительной мере и
свою самобытную культуру.
Чем можно объяснить
такой прогресс техногенной цивилизации
и ее возрастающее распространение во
всем мире?
Во-первых, эта цивилизация
стала ориентироваться прежде всего
на совершенствование техники производства.
Еще в рамках ремесленных цехов и мануфактур
стали поддерживаться и внедряться новые
приемы и способы организации производства.
Новации и изобретения значительно способствовали
победе в конкурентной борьбе на рынках.
Впоследствии все новые усовершенствования
орудий производства и изобретения, сделанные
в процессе технологического процесса,
стали неизменно поощряться и внедряться
в жизнь.
Во-вторых, по мере
роста производительных сил и
технического
прогресса непрерывно
возрастало применение достижений
науки в материальном производстве.
Если новации и изобретения,
сделанные в рамках непосредственного
технологического процесса, имели
спорадический характер, а самое
главное, — существенным образом
не затрагивали основы этого
процесса, то систематические внедрения
новейших достижений науки коренным
образом изменяли и преобразовывали
его. Способность науки опережать
развитие практики и возможности
текущего производства в возрастающей
степени содействовали увеличению
темпов технического и экономического
развития общества. Со временем, как известно,
наука становится непосредственной производительной
силой, определяющей технико-экономический
уровень развития страны.В-третьих, развитие
материального производства, обусловленное
научно-техническим прогрессом, радикально
изменило социально-экономические отношения
в обществе, его культуру и духовный облик.
Возникновение техногенной цивилизации
совпало по времени с переходом Западной
Европы от феодализма к раннему капитализму
в первоначальной форме индустриального
общества. Этот процесс привел к коренной
перестройке социально-экономической
структуры общества, к усилению товарно-денежных
отношений и расширению рынка в целом.
В связи с этим происходят и коренные изменения
в духовной жизни общества. Религия постепенно
оттесняется на второй план, да и в ней
самой возникают неортодоксальные течения,
такие, как протестантизм, выдвигавший
требование соединить веру в Бога с практически
полезными делами для общества. Как известно,
протестантская религия и мораль способствовали
первоначальному накоплению капитала.
Все возрастающую роль начинает играть
наука, которая еще в период своего становления
в XVII веке выступила против средневековой
схоластики и религии, провозгласив устами
Ф. Бэкона лозунг «Знание — сила» и подчеркнувший
тем самым свою важнейшую роль в развитии
общества.
В-четвертых, с развитием
техногенной цивилизации непрерывно
возрастает значение науки и
в материальном производстве, и
в духовной жизни общества. Не
зря поэтому иногда говорят, что со временем
наука превратилась в религию. Но в отличие
от религии наука основывается не на вере,
а на открытии объективных законов реального
мира и на сознательном их применении
в интересах общества. Именно опора на
эти законы и помогла науке занять доминирующее
положение в современной культуре.
Подытоживая сказанное,
можно утверждать, что техногенная
и традиционная цивилизации различаются
прежде и больше всего по
базисному характеру тех ценностных
установок, которых они придерживаются
и защищают. Если в техногенной цивилизации
важнейшей ценностью считается поиск
и открытие новых научных законов и истин,
создание новых методов, образцов и способов
деятельности, то в традиционной цивилизации
все усилия направлены в первую очередь
на сохранение в неизменном виде всего
накопленного прежнего опыта, способов
и видов деятельности. Поэтому даже некоторые
новшества, образцы и приемы работы поддерживаются
там лишь в той мере, в какой они согласуются
с привычными формами деятельности, освященными
традицией. Именно этим во многом объясняются
крайне медленные изменения в экономической,
социально-политической и духовной жизни
традиционных обществ.
Другой базисной ценностью
технологической цивилизации является
ориентация не на здравый смысл
обыденного познания, а на научную
рациональность. Хотя здравый смысл
также нельзя считать иррациональным,
поскольку он опирается в основном
на разум, но он весьма далек
от научной рациональности, которая
опирается на использование точных
понятий и логически выверенных
доказательств, а также экспериментальную
проверку гипотез и теорий. Именно
опора на научную рациональность
позволила техногенной цивилизации
добиться тех крупнейших достижений,
свидетелями которых мы являемся
и результаты которых ощущаем в своей
повседневной жизни.
Сознавая все возрастающие
успехи современной науки в
исследовании разнообразных новых
явлений и процессов природы
и их использовании для подъема
научно-технического прогресса,
ученые не могут не задуматься
о перспективах дальнейшего развития
науки. Если раньше они могли
не обращать внимания на некоторые
издержки развития науки, то
теперь для всех стало очевидным,
что интенсивный прогресс науки,
сопровождающийся использованием
ее достижений в промышленности
и других отраслях народного
хозяйства, сопряжен с немалыми
негативными последствиями, трудностями
и кризисами.
Проникновение научной
мысли в глубокие тайны строения
материи, овладение энергией атома
и исследование термоядерных
реакций открывает перед человечеством
неограниченные возможности использования
практически неиссякаемых природных
источников энергии. Но эти
открытия с самого начала были
использованы в военных целях
для изготовления атомных и
водородных бомб. То же самое
можно сказать о других видах
вооружений, для создания которых
применяются высокотехнологические
методы производства, опирающиеся
на новейшие достижения науки.
Таким образом, прогресс науки
во всех этих случаях сопровождается
явно негативным, антигуманным использованием
его результатов.
Даже непрерывный рост
промышленности в мирных ее
отраслях, направленный на улучшение
условий жизни людей, при ее
бесконтрольности и стихийности
несет не меньшую угрозу существованию
человечества. Общий экологический
кризис, охвативший большую часть
нашей планеты, явился результатом
загрязнения воздуха, почвы, рек
и озер все увеличивающимися
отходами промышленного производства.
Биосфера в этих условиях оказывается
неспособной к самообновлению
и возврату к прежнему динамическому
равновесию.
Число приведенных
примеров можно было бы легко
увеличить, и они хорошо известны
каждому. Хотя иногда причины
подобных негативных явлений
пытаются связать, в первую
очередь, с техническим прогрессом
и нерациональной социальной
политикой, тем не менее они в
известной степени являются побочным
результатом развития современной науки.
Не случайно поэтому в последние годы
сторонники антисциентизма источник многих
бед и недостатков современного общества
пытаются переложить на науку, требуя
даже приостановить темпы ее дальнейшего
роста. Конечно, такое реакционное требование
реально осуществить невозможно, ибо процесс
научного исследования остановить нельзя.
Но здесь возникает проблема ответственности
ученого по предупреждению общества о
негативных побочных эффектах новых открытий
в науке. Правда, без поддержки государства
и особенно общественного мнения ученый
в одиночку вряд ли сможет противостоять
реакционным силам использовать новые
результаты науки не на пользу, а во вред
обществу. Все это налагает на него обязанность
сотрудничать с прогрессивными силами
общества, прислушиваться к их мнению
и своевременно предупреждать общество
о возможных негативных последствиях
новых научных открытий и изобретений.
Для этого необходимо обладать не только
хорошими знаниями в своей специальности,
но и быть знакомым с широким кругом социально-политических
и мировоззренческих проблем современности,
в том числе с философскими и методологическими
вопросами развития науки и методами ее
исследования.
- Познание как процесс получения и обновления знаний. Особенности научного познания.
Научное познание есть процесс,
т.е. целостная развивающаяся система
довольно сложной структуры, которая
выражает собой единство устойчивых
взаимосвязей между элементами данной
системы.
С точки зрения взаимодействия
субъекта и объекта научного
познания, наука включает в себя
четыре необходимых компонента.
Субъект науки – ключевой
элемент научного познания – отдельный
исследователь или научное сообщество,
коллектив, в конечном счете –
общество в целом.
Объект науки – предметная
область научного познания, то, что
именно изучает данная наука или
научная дисциплина, все то, на что
направлена мысль исследователя.
Предмет науки в широком
смысле – это некоторая ограниченная
целостность, выделенная из мира объектов
в процессе человеческой деятельности,
либо конкретный объект, вещь в совокупности
своих сторон, свойств и отношений.
Система методов и приемов,
характерных для данной науки
или научной дисциплины и обусловленных
спецификой их предметов.
Язык науки – специфическая
знаковая система – как естественный
язык, так и искусственный (знаки,
символы, математические уравнения, химические
формулы и т.п.).
Уровни научного познания.
Как развивающаяся система знания,
наука включает в себя два основных
уровня – эмпирический и теоретический.
Им соответствуют два взаимосвязанных,
но в то же время специфических вида познавательной
деятельности – эмпирическое (опытное)
и теоретическое (рациональное) исследования.
В эмпирическом исследовании применяются
такие средства, как описание, сравнение,
измерение, анализ, индукция. Важнейшим
элементом эмпирического исследования
и формой научного знания является факт.
Факт (от лат. factum – сделанное,
свершившееся): а) синоним понятия «истина»,
реальное событие, результат - в противоположность
вымышленному; б) особого рода предложения,
фиксирующие эмпирическое знание, т.е.
полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
Факт становится научным, когда он включен
в логическую структуру конкретной системы
научного знания.
Эмпирическое исследование
направлено непосредственно на объект
и опирается на данные наблюдения
и эксперимента. На этом уровне научного
познания преобладает чувственное
познание как живое созерцание.
Теоретическое исследование
связано с совершенствованием и
развитием понятийного аппарата
науки и направлено на всестороннее
познание реальности в ее существенных
связях и закономерностях. Данный уровень
научного познания характеризуется
преобладанием рациональных форм знания
– понятий, теорий, законов и других
форм мышления.
Рассматривая теоретическое
исследование как высшую и
наиболее развитую форму научного
знания, можно выделить следующие
его структурные компоненты - проблему,
гипотезу, теорию.
Проблема – форма теоретического
знания, содержанием которой выступает
то, что еще не познано человеком.
Гипотеза – форма теоретического
знания, структурный элемент научной
теории, содержащий предположение, сформулированное
на основе фактов, истинное значение которого
неопределенно и нуждается в
доказательстве.
Теория является наиболее
развитой и сложной формой научного
знания. Специфика теории по сравнению
с другими формами научного знания
заключается в том, что она
дает целостное представление о
закономерностях и существенных
связях определенной области действительности
– объекта данной теории.
Методы научного познания.
Получение и обоснование объективно-истинного
знания в науке происходит при
помощи научных методов.
Метод (от греч. metodos – путь исследования
или познания) – совокупность правил,
приемов и операций практического и теоретического
освоения действительности.
В теории науки и
методологии научного познания
разработаны различные классификации
методов. Одновременно наблюдение,
измерение, практический эксперимент
относятся к эмпирическим методам,
как и сопровождающие их доказательство
или выведение следствий. Такие методы,
как идеализация, мысленный эксперимент,
восхождение от абстрактного к конкретному,
являются теоретическими методами. Существуют
методы, приспособленные преимущественно
для обоснования знаний (эксперимент,
доказательство, объяснение, интерпретация),
другие направлены на открытие (наблюдение,
индуктивное обобщение, аналогия, мысленный
эксперимент).
Итак, научное познание представляет
собой отношение субъекта и объекта;
обладает специфическим языком и
включает в себя различные уровни,
формы и методы: эмпирическое исследование
(научный факт, наблюдение, измерение,
эксперимент); теоретическое исследование
(проблема, гипотеза, теория).
7 Функции науки
в жизни общества: наука как
мировоззрение, как производительная
и социальная сила.
Основная функция науки
состоит в производстве новых
знаний об окружающем мире. Эти знания
необходимы для того, чтобы в первую
очередь объяснить факты, с которыми
приходится постоянно встречаться
в разных сферах производственно-технической,
культурно-исторической, познавательно-культурной
и повседневно-практической деятельности.
Для осуществления этой функции
наука создает понятия, выдвигает
гипотезы, открывает законы и строит
теории. В принципе любое объяснение
представляет собой дедуктивный
вывод конкретного высказывания
о факте из некоторого общей посылки,
чаще всего из закона или теории.
Кроме того, в качестве меньшей
посылки используются высказывания,
уточняющие конкретные условия, относящиеся
к факту (начальные или граничные
условия). Однако, несмотря на всю важность
и необходимость объяснительной
функции науки, она ограничивается
лишь исследованием существующих фактов.