Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Таким образом, преднаука занимает промежуточное положение между донаучным и научным знанием. С донаучным познанием ее сближает использование эмпирических представлений и методов познания, которые ограничивают возможности ее чисто логического развития и теоретического обоснования. С научным познанием ее сходство обнаруживается в использовании некоторых приемов и способов исследования, совпадающих с рациональными методами. Однако в отличие от науки преднаука представляет собой лишь стадию перехода к научному, теоретическому знанию. В математике такой переход был достигнут в Древней Греции, хотя после заката греческой цивилизации он не получил дальнейшего развития. В естествознании переход к научному изучению природы произошел лишь в XVII веке, который привел также к возникновению новой математики.
9 Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
Предпосылками зарождения науки в Др. Греции: 1) полисная организация жизни (полис-город-госуд), в основе которой принцип 3И: 1. Исигория - свобода слова. 2. Исатомия - равенство в возможности замещения должностей. 3. Исономия - равенство всех пред законом. 2) относительная (по сравнения с Востоком) секуляризованность гражданской жизни: Восток - законы общества выводились из Божественной воли, а Запад - создавались в ходе демократических процедур в полисе. 3) этический и гносеологический релятивизм (относительность: человек мерило бытия: погибли дети – для родителей горе, для гробовщиков - прибыль). 4)агональныйхар-р культуры (состязательность) - развитие интел.способностей и их оттачивания на диспутах.
Формирование объективного знания: Социальные условия античной цивилизации определяли объективность знания, прежде всего результатами борьбы низших слоев общества за свои права. Были произведены реформы: юридические нормы письменно зафиксированы и унифицированы, была предложена выборность судей, позволена состязательность в суде и обжалование приговоров, аристократию ущемили в территориальном делении полиса и введена имущественная дифференциация населения по сбору налогов.
В мировоззренческом плане эти реформы обусловили: 1) уважение к личности, достоинством считалась не знатность, а уровень культуры и достигнутое положение в обществе; 2) изменилось отношение к закону – он стал носить не божественный, а рациональный характер, т.к. изобретался самими людьми; 3) возникает конкуренция идей, что требует обращения к логике и риторике, чтобы побеждать в спорах; 4) возникает убежденность в относительном характере знаний – никакое знание не является абсолютно истинным, все можно оспорить или предложить альтернативу. На этой базе возникает идея обоснованности знания.
Появление научных программ:
1) Математическая программа
Пифагора. а) обоснование числа
как первоначала (все вещи
2) Атомистическая программа Демокрита.материальность, неделимость, движение, вечность, все разные – свойства атома, объясняющие бытие. Формулировка принципа объективности через различение субъективных и объективных свойств вещей: объективно сущ-ют атомы и пустота, а субъективно: вкус, цвет, запах. Всеобщей причинно-следственная связь явлений.
3) Натуральная программа Аристотеля (неделимый мир). а) Метафизика - учение о сущности бытия: а.1) всеобщие св-ва вещей – 10 категорий, легшие в основу терминологического языка науки: сущность; качество-мера проявления сущности вещи (при покупке стол - выбор по качеству); количество (длина стола); время (сколько прослужит); пространство (стол из магазина в дом); движение; покой; отношение (стол и интерьер); обладание (столу не хватает ящичков); страдание (стол поцарапан).
а.2) бытие актуальное (то,
что есть в наличие - занимаемся философией)
и потенциальное (в наличии нет,
но предпосылки существования
а.3) различие случайного (то, что переходит из потенциального, в актуальное несколькими способами – бросание монеты) и закономерного (переходит из потенциального в актуальное одним способом) бытия.
а.4) бытие как истина: «Истинным признается то, что соответствует действительности» (снег белый).
а.5) рационально обосновал способ происхождения вещей на основе действия 4-х причин: *материальная – это субстрат вещи; *формальная – способ организации материи; *действующая – это тот, кто соединяет материю и форму; *финальная, целевая – то, зачем нужна эта вещь.
б) Физика (физика-природа): «Развивать в себе можно только то, что заложено в тебе потенциально». 1.Движение - переход вещи из потенциального состояния в актуальное, 4 вида: изменение субстанции (рождение/умирание вещи); изменение по качеству (превращение), по количеству, по месту (перемещение).
2.Пространство – вместилище, где происходит движение вещи, граница объемлющего и объемлемого.
3.Время - способ бытия пространства, фиксирует дв-ние вещи «с начало и потом», не существует объективно.
в) Теория науки. Познание проходит 4 этапа: Чувственные впечатления ® Опыт (сумма впечатлений в голове, умение ориентироваться в ней)® Техно (искусство – это знание общего и причин, знание о классах объекта - вождение машины)® Научное знание (доказательное, объясняющее, систематический характер). Канон научного исследования: описание проблем; история вопроса; выдвижение собственной позиции; выявление аргументов «за» и «против»; принятие окончательного решения.
г) Логика. Аристотель – основатель формальной логики, как теории доказательства. Сам называл аналитикой.
г.1) выявил понятие логическая форма (способ связи элементов мышления): Все люди смертны - Сократ человек = Сократ смертен.
г.2) сформулировал 3 закона формальной логики: закон тождества (нетождество-рядом с ателье вывеска: увеличим вашу семью за 15 минут), закон не противоречия (противоречия: в ЗАгсе прошу развести меня, но согласия я не даю) и исключающего третьего.
г.3) построил теорию понятий, суждений и умозаключений: Понятие – форма мышления, фиксирующая наиболее общие и существенные черты ряда однородных объектов (береза, каштан, пальма - кора, листья) Понятие существует только в голове и является идеальным объектом, его нельзя показать в действительности!
Суждение – форма мышления, которая фиксирует наличие или отсутствие взаимосвязи между понятиями, в силу чело оно является истинным или ложным. Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, связанное с исходным.
г.4) разработал основы аргументации и правила доказательства.
г.5) разработал рационалистическую космологию. Основные положения: земля центрально, неподвижна и шарообразна; вселенная конечна, ограничена прозрачными кристаллическими сферами находящимися за самыми дальними видимыми звездами; в основе земли 4 элемента; Основу космоса составляет эфир; Источник движения в мире это Бог перводвигатель, у всего в мире есть своя цель (финальная причина).
Хотя измерение и счет были известны древним цивилизациям задолго до появления культуры Средиземноморья, математика как теоретическое знание возникла в VII-V вв. до н. э., явившись самостоятельной заслугой греческого гения. По всей вероятности, античные мудрецы (Фалес, Пифагор и др.), совершая свои путешествия на Восток, знакомились с геометрией и арифметикой Египта и Вавилонии, однако указанные области знания представляли собой обширный, но эмпирический материал, вбиравший в себя богатый вычислительно-измерительный опыт многих поколений. Подлинная математика (от греч.μάθημα– «знание», «наука») родилась именно благодаря усилиям эллинов.
Термин μάθημα возникает в школе Пифагора и обозначает науку, т.е. знание, которому можно научить; условие такого знания – полная идентичность воспринимаемого и посылаемого, для достижения которой математика стремится точно и однозначно зафиксировать в языке смыслы и значения слов; так постепенно вырабатывается особая математическая символика.
«Число как принцип и образующее начало гармонии, космического соотношения вещей, являлось Пифагору истиной и душой сущего. Понимаемое таким образом число, очевидно, перестает иметь только количественный характер, но и получает особые метафизические, качественные свойства». В школе пифагорейцев в числе видели «сущее, всеобщую, сверхчувственную истину вещей, божественный закон и связь... мирового целого. Мера, гармония, пропорции утверждаются числом, число есть объективный разум и мудрость, тайна вещей». «И действительно, все познаваемое имеет число. Ибо без последнего невозможно ничего ни понять, ни познать», – утверждает пифагореец Филолай. Числа, и только они, дают истинное знание о мире, в числах и их соотношениях это знание можно адекватно выразить; обучение же числовым законам есть способ передачи истинного знания. Таким образом, пифагорейцы явились первыми в истории европейской культуры выразителями «метафизической» трактовки математики, как знания, выводящего за пределы чувственно воспринимаемого к «самой сущности» вещей. Эта линия была продолжена Платоном и его последователями, образовав в истории человеческой мысли особую, пифагорейско-платоническую традицию понимания математики, к которой принадлежит абсолютное большинство мыслителей, предложивших свои варианты философско-математического синтеза.
Творческий характер
математической деятельности, важнейшая
роль интуиции и воображения
в построении математических
объектов, внимание к формальной
стороне действительности, а также
мощный эстетический потенциал
математических конструкций
Однако если математику интересует
форма в ее «чистом» виде, то искусство
сосредотачивается на разнообразии
соотношений формы и
Демокрит предлагает свое видение природы математики, получившее впоследствии название «математического атомизма», в платоновских диалогах встречаются рассуждения о том, кто такие геометры и чем они «на самом деле» занимаются, в «Метафизике» Аристотеля содержится трактовка математических объектов как абстракций от реального мира, диалектическим осмыслением категории числа занимается Плотин, специфика математического мышления и статус математического знания рассматриваются Проклом и т.д.
Тарубарова: Знания имеют сакральный характер(тайный). Ограничение знаний формой рецептов. Задачи привязаны к тем или иным случаям. Впервые в др. греч.философии знание возвысилось до теоретической формы. Мир воспринимается как космос: Боги, небо, земля и люди в единстве, в гармонии образуют космос. Греческие мыслители были скорее поэтами, физиологами, а не философами.
Существует проблема начала – то, благодаря чему возможен мир как физическая гармония. Все имеет душу. Истина понимается какнесокрытость, нескрываемость.
Проблема времени. Время неотделимо от сущего. Прошлое действительно, но оно скрыто, хранимо. Будущее – то, что еще не вошло в присутствие. Фундаментальная характеристика сущего, воспринимаемого – телесность. Числателесны– фиксированыграницы, пределы.
Логос – мудрость, собирающий мышление. Форма связывания всего сущего воедино – логос. Мы слышим и видим не потому, что имеем глаза и уши, а имеем глаза и уши, потому что принадлежим всему слышимому и видимому.
Проблема бытия – единое, неделимое, неподвижное, то, благодаря чему появляется возможность мыслить. Все сущее движется к своейоформленности, подвигаемо. Покой – кульминация движения (высшая форма движения). Истина не в вещах, а в рассуждающей мысли. Истина – высказывание.
Знание в демонстративной
форме строилось по типу силлогического
рассуждения, т.е. из неоспоримых первых
принципов с помощью
Аристотель использует мысленный эксперимент, осн. Функция которого заключается в редуцировании той или иной концепции к абсурду или к невозможности совместить ее с реально существующим космосом.
Формирование опытной науки связано с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек должен представить себя активным началом в исследовании природы, и это связано с зарождением идеи экспериментального исследования в культуре Нового времени.
Принято считать, что в XIV
– XV веках естествознание близко подошло
к созданию методов новой науки.
Этому предшествовал прогресс ремесленного
производства, рост городов, успешные
торговые контакты с арабским Востоком.
Возрождены основные натуралистические
книги Аристотеля, а также труды,
содержащие методологию его