Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:50, шпаргалка
Вопрос 1. Предмет фил-ии науки
Вопрос 3 Аналитическая фил-ия науки.
Вопрос 4. Феноменологическая фил-ия науки
Вопрос 5. Герменевтическая фил-ия науки.
Вопрос 6 Постмодернистская фил-ия науки.
Вопрос 8 Постпозитивистская фил-ия науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани).
Вопрос 9 Конвенционалистская исследовательская программа
Третье – ученый должен делиться полученными результатами с коллегами, обнародовать их в научных журналах, представлять на научных конференциях (если исследования не засекречены государством). Без этого невозможен будет научный прогресс. В то же время ученый не должен представлять на суд коллег непроверенные, «сырые» результаты, исходя из принципа взаимного доверия коллеги могут их принять и поплатиться за этой научной ошибкой, такое поведение способно нанести серьезный ущерб авторитету ученого.
Четвертое – ученый не должен исходить из своих эмоций, симпатий, антипатий в своей профессиональной деятельности, в отношениях с коллегами в той мере, в которой эти отношения влияют на научное исследование. Идеал эмоциональной невовлеченности призван обеспечить объективность научного познания.
Пятое – ученый в своей профессиональной деятельности должен быть бескорыстным, он не может поставить научную истину на службу материальным или карьерным интересам, выдавать за истинное и достоверное знание то, что принесет прибыль или одобрение начальства. В противном случае будет невозможен научный прогресс. Идеал научного бескорыстия, конечно, не означает, что ученый не может стремиться к преуспеянию, если то не мешает его деятельности в сфере науки.
Шестое - ученый должен участвовать в подготовке нового поколения исследователей, что он может осуществлять двояко: при помощи преподавания в вузе, и при помощи подготовки учеников в аспирантуре и докторантуре. В ходе учительства он передает молодым исследователям не только имеющиеся у него идеи, но и сам дух научного исследования, экзистенциально-нравственные правила, которые часто даже не формализуются и скрыты в личностном общении.
Седьмое - ученый должен выступать в роли эксперта если от него это требует общество и при этом придерживаться принципа объективности и независимости.
Наконец, восьмое – ученый должен заниматься популяризацией науки, созданием положительного имиджа научного сообщества в глазах общественности. В этой связи приобретает большое значение личная порядочность ученого, ведь если ученый, будучи отличным специалистом, ведет безнравственный, асоциальный образ жизни, и тем более совершает антиправовые действия, опасные для государства и общества, то тем самым он наносит ущерб имиджу всего научного сообщества.
Внешняя этика науки содержит правила, касающиеся отношений науки и общества. Одно из главных требований внешней этики науки – недопущение такого направления развития научно-технического прогресса, которое несет зло людям и даже всему человечеству. Эта проблема встала, когда развитие науки и техники зашло так далеко, что стало возможным создание оружия массового уничтожения, вмешательство в биологическую природу человека. С инициативой этических запретов на определенные научно-технические разработки стал выступать сами ученые. В 1940-х г.г. группа физиков во главе с А. Эйнштейном выступила с требованием запрещения разработок в области ядерного оружия, предсказывая катастрофические последствия его использования. В 1970-х г.г. группа американских молекулярных биологов и генетиков во главе с П. Бергом объявила добровольный мораторий на эксперименты в области генетики, которые могут привести к изменению генетической конституции современных организмом и главным образом человека. Многие ученые выступают за запрет клонирования человека. Очевидно, это ограничивает свободу научного исследования, но значительное количество представителей научного сообщества считают, что такая свобода не может быть абсолютной, и что благо людей выше, чем удовлетворение научного любопытства.
ВОПРОС 31 Проблема классификации наук
Одну из первых систем классификации наук предложил древнегреческий философ Аристотель (4 век до н.э.). Он разделял науки на творческие, практические и теоретические. Творческие науки – это ремесла: столярное, портняжное и т.д. (Аристотель употреблял слово «наука» в самом общем смысле: любое знание и род деятельности, которому можно научить). К практическим наукам Аристотель относил те, которые связаны с человеческой деятельностью (греческое слово «праксис» означает деятельность) и приносят людям пользу. Это экономика – наука о правильном ведении хозяйства, этика – наука о правильном добродетельном поведении и политика – наука об управлении государством. Наконец, теоретические науки – это те, которыми занимаются не ради практической выгоды, а ради одной лишь любви к истине (которые осуществляют, так сказать, «познание ради познания»). Это математика – учение о числах и фигурах, физика – умозрительное учение о природе (мы бы сейчас назвал его натурфилософией) и метафизика или фил-ия – наука о первых сущностях, наиболее общих, умопостигаемых принципах мироздания. Будучи создателем логики – науки о правилах и законах мышления, Аристотель отказывался признавать ее отдельной наукой и видел в ней общенаучный метод познания. Высшими науками Аристотель считал теоретические, а среди них – философию, так как Аристотель был убежден, что познание, мотивированное чистым стремление к истине, благороднее, чем познание, мотивированное практическим низменным интересом.
В средние века сформировалась иная классификация наук. Высшей наукой стали считать богословие - дисциплину, занимающуюся истолкованием Священного Писания (поскольку речь идет прежде всего о европейской цивилизации, то имеется в виду Библия). Богословие разделяли на мистическое, опирающееся на индивидуальный мистический опыт и естественное, опирающееся на человеческий разум (например одной из основных задач естественного богословия европейские теологи считали задачу рационального доказательства существования Бога). Богословие признавалось наукой наук, потому что ее предмет – Библия воспринимался как откровение высшей Божественной истины, книга, в которой есть ответы на все вопросы. Второй в средневековой иерархии наук была фил-ия, «смиренная прислужница богословия» (Августин Аврелий), вспомогательная наука, чья задача – обоснование содержащихся в Библии истин, их защита о критик иноверцев и еретиков, и, наконец, их логическое развитие. Фил-ия в свою очередь господствовала над наукой о природе – физикой или натурфилософией и практическими науками – политикой, экономикой, этикой. Это была классификация, которая так сказать строилась «сверху» и отражала средневековую онтологическую иерархию, в которой высшей ступенью был Бог – предмет теологии, затем шел мир бестелесных ангелов, ответственных за наиболее общие законы мира – предмет фил-ии, затем природа – предмет физики и человеческая деятельность – предмет практических наук. Но была и другая классификация, идущая «снизу», отражающая особенности средневекового педагогического процесса. Она касалась только «свободных искусств» - дисциплин светского цикла, которые предстояло изучить прежде чем приступить к фил-ии и богословию. Их было семь и они разделялись на две группы: «тривиум» или трехпутье, низшая ступень – грамматика – наука об языке, диалектика или логика – наука о мышлении, риторика – наука о красноречье, и квадривиум, четырехпутье: арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
После научной революции Нового времени (галилей-ньютоновской революции), когда возникла наука нового модернистского типа появилась и новая классификация наук. В наши дни она включает в себя логико-математические науки, естественные науки, инженерно-технические и технологические науки и социо-гуманитарные науки. Богословие оттеснено на периферию культуры и большинством представителей современного научного сообщества не считается наукой, в то же смысле в которой науками являются физика и математика. Статус фил-ии до сих пор остается спорным: одни продолжают ее считать наукой, которая призвана господствовать над науками о природе и человеке, другие отводят ей роль диалектики или же логики и методологии научного познания, третьи вообще считают ее не наукой, а особым родом искусства.
В период существования классической науки высшими в современной системе наук считались естественные науки и прежде всего, физика, в которой видели образец науки; в соответствии с этим образцом создавались новые науки (социология) и реформировались старые. После научной революции ХХ века, породившей неклассическую и постнеклассическую науку стали много говорить о восстановлении в правах гуманитарного знания и о важности его специфичных методов, например, герменевтики.
ВОПРОС 32. Современные процессы дифференциации и интеграции наук
Несмотря на то, что в научном познании происходит постоянное движение ко все большей обобщенности, вместе с тем мы имеем огромное многообразие различных областей наук и ни в одной области науки это движение не привело к исчезновению и устранению многообразия научных теорий и их редукции к единой теоретической схеме. Сегодня наука представляет собой колоссальное многообразие различных методов познания и значительного количества методологических исследовательских программ. Например, различные подходы применяются к исследованию одного и того же явления, в одних случаях рассматриваются одни аспекты, в других - другие. При этом может быть, что рассматриваются одни аспекты, но характеризуются разными величинами или используются разные методы. Таким образом, дифференциация науки происходит на основе возникновения новых теорий, что связано с более глубоким проникновением в сущность исследуемого объекта. Т.о., что ранее было одной наукой, с течением времени распочковывается на теории, которые развиваются до отдельной науки. Пример математики и физики, где одни специалисты уже вообще не ориентируются в области, где работают другие. Кроме разделения в результате конкретизации классических наук, есть и разделение в методе изучения, в аспекте изучения. Кроме того, по мере развития общества возникают новые явления, в первую очередь в общ. жизни, что приводит к появлению еще большего числа наук, истоки которых уже не приходится искать в прошлом. Примером может служить различная соционика, теория систем. Далее, новые науки возникают на стыке традиционных, например, биофизика, биохимия, структурный анализ, математическая лингвистика. Взаимопроникновение наук приводит к их дифференциации, при этом реализуется новый взгляд на явление или предмет изучения, что позволяет более эффективно использовать данные науки.
Специфика научного знания заключается в том, что оно в конечном итоге представляет собой совокупность некоторых познавательных процедур и способов организации полученного знания, которые, несомненно, носят интегрирующий характер. Эта интеграция, реализ в науке, проявляется в том, что бесконечное многообразие реальных явлений, существующих в действительности, индивидуальных и неповторимых, вполне успешно описывается довольно жестким и конечным языком науки. Интеграция в науке связана, прежде всего, с унификацией разнообразных методов научного исследования. Разработка методологии науки привела к единому научному стандарту, конечно, эти методы есть уровень абстракции и в каждой конкретной области они имеют собственную объектификацию. Кроме того, есть общенаучные методы типа применения математических методов исследования объектов во всех науках без исключения. Интеграция идет и в плане объединения теория и видения их внутренней взаимосвязи на основе открытия основополагающих принципов бытия. Это не означает отмены этих наук, а это лишь более глубокий уровень проникновения в сущность исследуемых явлений - создание общих теорий, метатеорий и общих методов доказательства. Происходит объединение наук на принципе нового уровня абстракции, примером чему может опять служить теория систем.
ВОПРОС 33 Идея развития в современной науке. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира
Идея развития или эволюции – одна из самых фундаментальных идей современного естествознания. В наши дни принято говорить об универсальном эволюционизме постнеклассической науки (Пригожин, Янг, Моисеев). Универсальный эволюционизм претендует на парадигму, связывающие разные науки – от физики до биологии. Смысл его том, чтоб представить процессы, происходящие во вселенной на разных уровнях природы как проявления одного процесса самоорганизации природы.
Теория самоорганизации начала развиваться в математике (теория особенностей: Пуанкаре, Андронов, Уитни), но получила свою классическую форму в физике, химии и биологии, прежде всего в неравновесной термодинамике (теория неравновесных систем: Пригожин, Хакен). В конце концов возникла новая наука – синергетика с широким полем применения – от физики до социологии. Синергетика описывает процессы развития в нелинейных неравновесных системах, к каковым принадлежит большинство систем нашего мира. Линейные неравновесные системы – это системы закрытого типа, где происходят обратимые процессы, имеющие лишь один вариант развития. Ими занимается классическая термодинамика и она показала, что для них характерно постепенное нарастание энтропии, то есть хаоса, переход системы от порядка к хаосу, если нет внешнего притока энергии («второе начало термодинамики»)
Нелинейные, неравновесные системы – это открытые системы, где происходят необратимые процесс, для которых характерны принципиальные изменения под влиянием незначительных воздействий (флуктуаций) и множество альтернативных вариантов развития (нелинейность). В таких системах наоборот от хаоса возможен переход к той или иной степени порядка, правда, это возможно, потому что и состояние хаоса в них предполагает тоже определенную, пусть слабую упорядоченность. Ими занимается неклассическая неравновесная термодинамика, а если речь идет о выходе за пределы физики – синергетика. Теперь мы можем систематически изложить схему синергетического понимания развития.
Особенность процессов развития в неравновесных системах состоит в том, что периоды спокойного, поступательного развития («аттракторы») чередуются в них с периодами «катастроф» - скачкообразного изменения свойств системы при ничтожно малых причинах (флуктуациях), при этом происходит бифуркация – разветвление эволюц-ых паттернов системы, за счет чего сложно предсказать путь ее развития. Наличие бифуркации делает возможным парадоксальное влияние на процессы, текущие в настоящем, потенц-ых сценариев будущего, заложенных в бифуркационных альтернативах. Таким образом синергетика заставляет пересмотреть классич-ие представления о времени как о необратимой стреле.
Итак, синергетическая программа современной «нелинейной» науки предполагает отказ от таких фунд-ых постулатов классич-ой науки как принцип сущ-ия абсолютно достоверного знания, принцип классич-ой причинности, редукционизм, то есть сведение сложного к простому, принцип чистого эмпиризма, то есть опоры на один только опыт. Напротив, синергетическая картина мира предполагает: принцип становления, видение в мире движения, взаимодействия порядка и хаоса, принцип сложности, возможности усложнения системы с ее развитием, принцип виртуальности будущего: наличия в бифуркационном потенциале уже сейчас «сценариев будущего», фундаментальную роль случайности при бифуркации, принцип дополнительности, возможность описывать систему при помощи нескольких подходов.
ВОПРОС 35 Наука как особая сфера культуры и как социальный институт
Наука – особая сфера социокультурной действительности, предстающая не только как набор знаний, но и как особая форма социальной организации или социальный институт. Если в фил-ии науки начала ХХ века наличествовал преимущественный интерес к теоретико-методологической стороне науки, то современная фил-ия науки в большей степени обращена к изучению социальных институтов науки.
Главным инстит-ом такого рода явл-ся науч-е сообщество. Прошли времена, кода наука была делом одиночек, которые на свой страх и риск и за свой счет занимались научными исследованиями (как это было в 16-18 веках – «романтическую эпоху» классической науки). Сегодня наука – это дело огромных коллективов, имеющих четкую внутреннюю специализацию, критерии профессионализма, внутреннюю профессиональную этику, механизмы мотивации, финансируемых государством или частным бизнесом. Термин «научное сообщество» был введен американским методологом Т. Куном и он же предложил рассматривать развитие науки как возникновение и развитие научных сообществ. Научное сообщество – это группа исследователей той или иной области природной и социальной реальности, которая получила специализированное и унифицированное образование, разделяет одни и те же логико-методологические идеалы, наконец, опирается на одну и ту же общепризнанную теорию – парадигму. Кун разрабатывал концепцию научных сообществ на материале истории физики, отсюда его критерий наличия одной парадигмы. В науках социогуманитарного цикла парадигм бывает несколько, но при этом их все равно следует отличать от непроверенных и эксцентричных теорий.