Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:55, шпаргалка

Описание

1. Проблема определения философии
2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
3. Исторические типы мировоззрения.
...
96.Человек и природа в ракурсе экологической философии.

Работа состоит из  1 файл

filosofia_EKZAMEN.doc

— 452.50 Кб (Скачать документ)

Теория - форма  научного знания, содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и законов, которые воспроизводят исследуемый объект в виде определенным обра¬зом структурированной совокупности идеализированных эле¬ментов и их корреляций.

 

77.Метатеоретические основания науки.

Наука-это форма  духовной деят-ти, направленная на произ-во знаний о природе, обществе,имеющей  своей целью постижение истины и  раскрытие объект. законов исслед. Метатеория-это ещё более высокий  уровень развития теоретич. знания, объектом иссдед-я кот-го яв-ся не отдельные срезы в дейст-ти, а другие теории. Те теории,которые исследуются в рамках метатеории наз-ся объектными теориями. Метатеоречич. уровень исследует логич. структуру объектных теорий и их язык. (т.е. исследует способы формализации теории). а т.к. логич. структура и язык    объектных теорий фиксируют существующие в дейст-ти св-ва и отношения, то метатеория выходит на более высокий уровень обобщения (структ. лингвистика исследует логические и знаковые структуры всех языков, значит метатеория).в рамках метатеории формир. метаязык, на основе которого происходит исследование другого языка. Научными основаниями яв-ся прдставления, понятия и принципы науки, кот-е обеспечивают целостность предметной области. 1)идеалы и нормы исследования(объяснения и описания, доказ-ти и обоснов-ти знания, построение и организ-я знаний).2)научная картина мира 2)фил. осн. науки-сист. фил. идейпосредством кот-х обосновыв-ся представления об идеалах и нормах науки, научной картине мира.

 

78. Природа научной революции.

Природа научной революции. научная революция-это процесс коренных изменений в определённой области знаний или отдельной дисциплине, происходящий в сравнительнл короткое время. В настоящее время революционные изменения связывают с:1. Построением новых фундаментыльных теорий,радикально меняющих принципы объяснения  исследуемых явлений. 2.с разработкой новых научных средств и методов.3.с перестройкой оснований научного знания. Последний вариант представляет собой наиболее глубокие и радикальные изменения в научном способе познавательного  освоения реальности. Современные научные революции активно стимулируются запросами производственно-технич. Сферы и в свою очередь оказывают на них мощное обратное воздействие. Учитывая эту важную особенность их часто квалифицируют как научто-техн.

 

79. Понятие метода и методологии.

Метод (познание, теория, учение) - совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Учение о методах называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать их, установить пригодность применения в различных областях. В структуре метода центральное место занимают правила. Правило есть предписание, устанавливающее порядок действий при достижении некоторой цели. Знания о совокупности принципов и методов, применяемые в той или иной специальной научной дисциплине, составляют ядро методологии. Различают методы общие и специфич., практич. и логич., эмпирич. и теорет., употребляемые при открытии и обосновании. Общими наз. методы, которые применяются в челов. познании вообще, в то время как специфич. — те, которыми пользуется только наука. К первым относятся анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, ко вторым — научное наблюдение, эксперимент, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

Практическими явл. методы, применяемые на практическом, т.е. предметно -чувств. уровне научного познания, в то время как логические методы явл. результатом обобщения практических действий. К числу первых относятся, в частности, наблюдение, измерение, фактический эксперимент; к числу вторых — доказательство, объяснение, выведение следствий, оправдание и др. Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент относятся к эмпирическим методам. Такие же методы как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному являются теоретическими. Практические методы. Общим свойством этого типа методов является их орудийно -предметный характер. К ним относятся: наблюдение, измерение, эксперимент. Эти методы тесно связаны между собой. Проведение эксперимента в обязательном порядке связано с наблюдением, предполагает его. Результаты наблюдения оцениваются не только качественно, но и количественно, что требует применения измерительных процедур. Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное (обусловленное задачей исследования) восприятие объекта. Разновидностью наблюдения в общественных науках является опрос — метод сбора первичной информации со слов спрашиваемых. Измерение — метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей стандартом. Обшей целью любых измерений является получение числовых данных, позволяющих судить о количестве состояний.

Возникновение современного естествознания связано  с экспериментом — методом, при помощи которого явления действительности изучаются в контролируемых условиях. В этих условиях имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него, воссоздавать, если в этом есть необходимость.

Логические  методы. В науке практические методы необходимо сочетаются с логическими методами. Эффективность измерения, наблюдения, эксперимента находится в прямой зависимости от того, насколько правильно (т.е. в соответствии с законами логики) строятся соответствующие рассуждения. Логические методы подразделяются на методы обоснования и методы открытия.

Доказательство — логическая процедура, при которой выражение, о котором пока неизвестно, истинно оно или нет, логически выводится из высказываний, истинность которых уже установлена. Различают доказательства прямые и косвенные. В прямом доказательстве тезис непосредственно вытекает из найденных доводов. При косвенном доказательстве идут окольным путем, используя при этом ложность некоторых высказываний, что, однако, приводит к признанию истинности тезиса.

Подтверждение. Оно играет особую роль в случаях, если в науке образуются гипотезы, т.е. положения, истинность которых еще в должной мере не установлена и отсутствуют достаточные аргументы для их принятия. Критика, опирающаяся на надежный фундамент фактов и логики, делает тезис недоказанным или требует его уточнения. Объяснение указывает на причину и одновременно на закон, которому подчиняется наблюдаемое явление. Вспомогат. операции: операции обобщения, ограничения, деления.

Методология - система исходных принципов, руководствуясь которыми можно осмыслить своеобразие развивающейся деятельности и определять дальнейшее развития. Она стремится к познават. деятельности, чтобы понять развивающуюся деятельность. Познание развивающ. мира - познание определ. категорий. Формы методологии: 1) Релятивизм - идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности челов. познания. Представители этого течения утверждают, мир постоянно ежесекундно изменяется. Причем изменения практически бессистемны. Пока мы узнаем что-либо об объекте, он уже изменился. 2)Метафизич. метод - преобладает аналитич. метод (метод разборки). Вещи рассм. отдельно друг от друга, вне их связи. Развитие рассм. только как механич. движение. 3) Диалектический метод исходит из принципа всеобщей связи и развития. С использованием законов диалектики (кол-во в качество, отрицание отрицания, борьба противоположностей).

 

 

 

80. Методы теоретического исследования

Мысленный эксперимент ~ метод исследования, основан¬ный  на комбинации образов, материальная реализация кото¬рой невозможна.

Идеализация —  метод исследования, состоящий в  мыслен¬ном конструировании представления об объекте путем исключе¬ния условия, необходимого для его реального существования.

Формализация - метод исследования, в основе которого ле¬жит создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономернос¬ти протекающих в ней процессов путем операций со знаками.

Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором за ее основу принимаются некоторые по¬ложения, не требующие специального доказательства (аксио¬мы или постулаты), из которых все остальные положения вы¬водятся при помощи формально-логических доказательств.

Гипотетико-дедуктивный  метод — способ построения на¬учной теории, в основе которого лежит создание системы взаи¬мосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного раз¬вертывания выводятся утверждения, непосредственно сопос¬тавляемые с опытными данными.

Восхождение от абстрактного к конкретному — метод исследования, базирующийся на выявлении исходной абстрак¬ции, воспроизводящей основное противоречие изучаемого объ¬екта, в процессе теоретического разрешения которого выявля¬ются более конкретные противоречия, ассимилирующие более обширный эмпирический материал, в результате чего строится конкретно-всеобщее понятие исследуемого объекта.

Метод единства исторического и логического - метод  ис¬следования, в основе которого лежит общая установка на взаи¬мосвязанное изучение исторической эволюции объекта и пос¬троение логически обоснованной системы понятий, которая   направляет исторический анализ и в свою очередь корректиру¬ется его данными.

Методы эмпирического  исследования

Наблюдение —  метод исследования, в основе которого ле¬жит целенаправленное восприятие явлений, опосредованное рациональным знанием, ориентирующим данный процесс (по¬казывающим, что и как наблюдать).

Описание —  метод исследования, в основе которого лежит фиксация средствами естественного  или искусственного языка данных наблюдения.

Измерение —  метод исследования, в основе которого лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам, при¬знакам, отношениям посредством эталона и установление их количественных характеристик.

Эксперимент —  метод исследования, в основе которого ле¬жит целенаправленное воздействие на объект в заданных кон¬тролируемых условиях, опосредованное рациональным (в идеа¬ле теоретическим) знанием.

 

81.Эволюция прелставлений об  обществе.

 Общество-это часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Лат. слово socio означает соединять, объединять. Первоначально общество означало союз, общность. Общество можно анализировать по-разному.Например рссский мыслитель Богданов рассм-л общ-во со стороны организации и управления. Хорошо известны попытки описать общ-во как живую популяцию без выявления специфики соц-го.Современный философ Барулин подходит к обществу с позиций рассмотрения различных сфер деят-ти людей, обеспеч-их их жизнь. В 17-18в. распростр. патуралистич. концепция толкования общ.жизни. Сторонники пытались объявить соц. явл-я только действиес природной закономерности:физич., геогр., биол. и т.д.  Идеализм наоборот одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общ. жизни в самост. субстанцию. В некоторых идеалистич. сист-х(русская религ.-нравств) содержалось положит. начало в подходе к человеку и истории. Оно заключ. в обосновании свободы субъекта, его творческой активности. Современная наука пошла на сближение с техникой.

 

82.Марксистская концепция социума.

 в 40-е гг. 19в. создаётся марксистская исследовательская программа. Сегодня сущ-ет разные её версии: классический марксизм, разработка марксистской программы в ленинской и стал. версиях и др. Марксистская концепция социального развития основывалась на выявлении тенденций к усилению общественного хар-ра труда. Идея соц.-фил. исследований состояла в том, что НТР и превращение науки в призв-ю силу общ-ва взломает узкие рамки классовых и нац. отношений, создаст условия для раскрепощения чел-ка, превратит историю чел-ва во всемирный процесс, который обозначается данной прогр-ой как соц-м и ком-зм. Маркс связывает решение проблемы осуществления политических прав и свобод чел-ка с переосмыслением вопроса о соотнош.гражданского общ-ва и гос-ва. Продолжая традиц. нем. класс. фил. он рассматривает историческиц прогресс как практическое движение и освобождение чел-ва. Становление идей марксистской программы происходило с контексте культуры, в которой провозглашалось деятельностное отношение к миру-как к природному. так и соц-му. Поэтому марксистская концепция классовой борьбы как способа решения соц. проблем возникла в контексте техногенной культуры.

 

83. Концепция соц действия Вебера.

Свою концепцию  Вебер называет «понимающей социологией». Социология анализирует соц действие, а тем самым объясняет его причину. Понимание означает познание действия через его смысл. Основные категории понимающей социологии: поведение, действие и соц действие. Вебер выделил 4 типа соц действия: 1)целерациональное – когда предметы внешнего мира и др люди воспринимаются как условия или средства действия, ориентированного на достижение своих целей

2)ценностно-рацион. Определяется социальной верой  в ценность определенного способа  поведения, независимо от конечного успеха

3)аффективное  – определяется чувствами и  эмоциями

4)традиционное  – побуждается усвоенной привычкой,  традицией. В соответствии выделил  4 типа легитимного порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рац, легальный.

 

84. Структурный функционализм Парсонса.

Хар-но стремление построить законченную сис-му соц  действия как наиболее полную сис-му объяснения эмпирических фактов соц  деятельности. Со сис-ма предполагает наличие 3 подсистем: 1)личностная сис-ма(действующие  акторы) 2)сис-ма культуры(ценности, нормы) 3)физическое окружение, на кот должно ориентироваться общество. Для того, чтобы выжить, сис-ма должна соответствовать 4 требованиям: 1)адаптация 2)достижение целей 3)интеграция 4)поддержание образцов, латентность. Все подсистемы связаны между собой средствами обмена: деньги, власть, влияние, латентность. Равновесие соц сис-мы зависит от этих сложных процессов обмена.

 

85. Общество как система.

Общество как  система есть упорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носителями которых являются действующие люди и образуемые ими группы. Системный характер общества есть проявление системности окружающего мира.

Социальная структура  – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединённые в группы и иные общности на основе их статусных, социально-территориальных, этнических признаков. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Под термином стратификация понимается разделение населения на различные классы, слои, группы в зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий. В таком подходе под стратой понимается группа людей, обладающих одинаковым социальным статусом, одинаковым положением в обществе. Основные элементы социальной структуры общества:

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"