Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:55, шпаргалка

Описание

1. Проблема определения философии
2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
3. Исторические типы мировоззрения.
...
96.Человек и природа в ракурсе экологической философии.

Работа состоит из  1 файл

filosofia_EKZAMEN.doc

— 452.50 Кб (Скачать документ)

Отражение - свойство мат. систем, при вз-ии сохраняющих следы вза-ия. Отражение - всеобщий атрибут материи. При переходе к орган. природе отражение становится более сложи, понятием. Формы чувств. отражения: 1 .ощущения, 2.восприятия, 3.представления: нелосредств. отражение реальности.

Ощущения - результат воздействия внешн. объектов на органы чувств, элемент, форма чувств, отражения; в ощущениях отражаются лишь отдельн. стороны объектов. Восприятия - это отражение целост. образа восприним-го объекта. Представления - воспроизведение в памяти объекта, воспринят. раньше. Формы абстракт. мышления: Рассудок и разум. Рассудок - это оперирование понятиями по заданной схеме. Разум - это способность оперировать понятиями, выходящими за пределы задан. схемы. Рассудок и разум - апосредованное (через понятия) отражение реальности. Интеллект -  способность оперировать понятиями в рамках рассудка и разума. Разновидности интеллекта: 1.Животный - предметное мышление, животное  может только схватывать  отношение  между вещами, 2.Человеч. - оперирование понятиями на уровне рассудка и разума, 3.Искусств.   -  логические  операции,   осуществляемые  машиной, 4.Гибридный- мышление по схеме "человек-машина".

 

63.Сознание и мозг.

Сознание возникло и развивается в тесной связи с возникновением и развитием человеческого мозга.У животных нет сознания. Мозг первобытного чел-ка был слабо развит и мог служить лишь органом примитивного сознания. Сознание ребёнка формируется в процессе развития его мозга. Когда наруш-ся лобные доли мозга, больные не могут создавать и удерживать сложные программы поведения;они не имеют устойчивых намерений и легко отвлекафтся побочными раздражителями,не умеют осуществлять самоконтроль. У них снижена инициатива,ослаблена организованность,проявляется бестактность,тупоумие,наивность,эмоц.несдержанность,отсутствует творческая игра. Чел.мозг-этотончайший нервный аппарат,представляющий собой наивысшую форму организованной материи.Кора гол.мозга состоит из огромного числа нервных клеток-нейронов.Каждая из них с помощью отростков находится в контакте с другими,образуя сеть нервных волокон.Нервные окончания-«щупальца» мозга. Когда они подвер-ся воздействиям,они приходят в состояние возбуждения,которое передаётся в кору головного мозга. Нормальная отражательная деят-ть мозга предполагает его активное состояние,которое вызывается притоком нервных импульсов извне.

 

64. Сознание и мышление.

Мышление —  высшая форма активного отражения  реаль¬ности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обоб¬щенном познании субъектом существенных связей и отноше¬ний предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

МЫШЛЕНИЕ —  активный  процесс отражения объективного мира в по¬нятиях, суждениях, теориях  и т. п., связанный с решением тех или иных задач, высший продукт особым об¬разом организованной материи — .моз¬га.

мышление не тождественно сознанию.сознание - сво-ть, система знаний, кот выр-ся в идеальных образах.мышление - алгоритм оперирования содержимым сознания.

Мышление —  это высшая функция человеческого мозга, состоящая в не опосредованном, отвлеченном и обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных сторон. Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

Язык как средство общения. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь — это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка, т.е. опреде-ленной системы средств общения. Язык — это система содержа¬тельных, значимых форм, посредством которой мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек, воспринимая мир, не только опирается на показания своих орга¬нов чувств и результаты индивидуального мышления, но и исполь¬зует чувственность и рациональный потенциал всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.Именно с помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния, по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому. Обращаясь к другим людям, говорящий не только сообщает им свои мысли, но и побуждает их к тем или иным поступкам, убеждает их в чем-либо, приказывает, советует, отговаривает от каких-нибудь действий и т.д. Слово — великая сила.

 

65.Сознание и социально-историческая  практика.

 Оба вида  сознания имеют один источник  происхождения — общественную жизнь, но у них разные субъекты. Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности. Общес¬твенное сознание включает в себя совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов, интересов и идеалов, возникающих в определенный исторический период у больших социальных групп

Общественное  сознание не есть сумма сознании отдельных  личностей, равно как и общество не есть простая сумма составляющих его людей. Общественное сознание — это качественно особая духовная система, которая имеет свои особые, объективные законы развития. . Индивидуальное и общественное сознание постоянно взаимодействуют: исторически выработан¬ные идеи, нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения, личными убеждениями индивида, источником его знаний, нравственных предписаний, эстетических представлений и т.д., а личные идеи и убеждения (что особенно характер¬но для прогрессивных мыслителей) приобретают общественную значимость, входя в состав общественного сознания.

выделяют обыденный  и теоретический уровни общественного  сознания. Обыденное сознание охватывает и обобщает в основном внешние связи и отношения, не проникая в сущность вещей. Оно включает в себя всю сумму знаний и заблуждений, предрассудков и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей в сфере производства, быта и т.д. Обыденное сознание возникает как осознание повседневных пот¬ребностей людей (здравый смысл).

Более глубокое отражение общественного бытия, на уровне сущности, дает теоретическое сознание, существующее в виде системы идей, понятий, законов и т.д. Эти два уровня обществен¬ного сознания тесно взаимодействуют, причем ведущая роль принадлежит теоретическому сознанию. Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения действительности представляет определенную ценность, и он способен корректировать теоретические идеализации, подчас сильно упрощающие действительные связи и отношения.

При социологическом  подходе основным критерием различения уровней общественного сознания является степень учета, способ выражения интересов отдельных классов или социальных групп. По этому критерию выделяются также два уровня — общественная психология и идеология.

Общественная  психология включает три основных элемен¬та: 1) мысли и представления, порожденные  практической деятельностью определенного класса (социальной группы) и всего общества, а также унаследованные от прошлых поколений; 2) чувства, стремления, настроения, выражающие эмоциональ¬ные отношения класса (социальной группы) к другим классам (социальным группам) и побуждающие людей к определенным действиям; 3) традиции, обычаи и нравы, представляющие собой "материальное" закрепление мыслей и чувств соответствующих социальных групп.

Идеология дальше отстоит от условий повседневной жизни людей, но отражает их полнее и глубже. Она выступает как самосознание соответствующего класса (социальной группы). В учебной и научной литературе идеология часто характеризуется как теоретическое отражение интересов определенного клас¬са. В такой трактовке она смешивается с теоретическим уров¬нем общественного сознания. В отличие от общественной психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеоло¬гической работы. Идеология существует и возникает в классовом, социально неоднородном обществе.

 

66.Структура сознания. Сознание и бессознательное.

Общественное сознание возникло одновременно с возникновением общ-го бытия. И если природе в целом «безразлично» существование человеческого разума, то об-во не могло бы без него возникнуть и развиваться. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, то есть того, что составляет содержание общ-го сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общ-го бытия. Если на ранних этапах развития общества общ-ое сознание формировалось под непосредств. воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер — через государство, политич., правов. отношения и др., а обратное воздействие общ-го сознание на бытие приобретает, напротив, все более непосредств. характер. Сама возможность такого непосредств. воздействия общ-го сознания на общ-ое бытие заключается в способности познания правильно отражать бытие. Общ-ое сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его перестройке. В этом и заключается исторически сложившаяся функция общ-го сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общ-го устройства. В политическом сознании общества отражается понимание того соотношения, которое устанавливается между, с одной стороны, непосредственной практической деятельностью людей, а с другой — социально-регламентированными условиями, в которых эта деятельность протекает. Политич. сознание явл. отражением производственно-экономич. и обществ. отношений классов в их совокупном отношении к госуд. власти. Правосознание есть та форма обществ, сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридич. законов нормативов социально-экономич. деятельности различных субъектов права - индивида, предприятия, трудовых коллективов, организации. Правосознание занимает как бы промежут. положение между политич и нравств. сознанием. Нравственное сознание — это основная ценностная форма обществ. сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеч. деятельности. Нормы собственно нравств. сознания складываются таким образом, что образуют систему таких соц. норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллект. интересов. Эстетическое сознание являясь, с одной стороны, прародительницей других форм  общ-го сознания, с другой стороны, сформировало свою особую науку - эстетику Эстетическое сознание-это тот дух. фундамент, который обеспечивает гармонич. единство и внутр. взаимосвязанность различных проявлений дух. жизни человека и общества в целом. Религиозное сознание. Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и, следовательно, возникновение и развитие религ. представлений как таковых, вне зависимости от их конкр. смыслового наполнения, связано с какими-то социально-психолог. свойствами или потребностями человека, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкр. религий. В этом смысле и принято говорить о религ. сознании как об одной из форм общ-го сознания Сущностью рел-го сознания явл. иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду- с реальным, прир. и соц. бытием второго, потустороннего мира, в котором находят свое идеальн. разрешение все противоречия бытия, которые тревожат человека.

 

67. Сознание и самосознание.

Сознание представляет собой высшую форму психич. отражения, свойственную общественно развитому чел. и связанную с речью; челов. способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание развивается из всеобщего свойства материи - свойства отражения, которое означает способность одних материальных систем оставлять "след" в других в процессе их вз-ия. Вследствие вз-ия систем отношения между ними носят характер взаимоотражения. Отражение в простейшем виде есть особая функция взаимод. мат. систем, каждая из которых находится в состоянии динамического равновесия. Рассмотрение форм отражения на различных уровнях организации живой материи позволяет раскрыть биологические основы сознания, выявить соотнесенность физиолог. и психич.. Психическое — это свойство мозга, функция особым образом организованной материи. Поэтому и сознание функционирует только в процессе деятельности мозга. Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя опред. активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые является необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфич. характеристики чел., которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов повеления, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движении, действий. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, явл. элемент. осознание своего тела и его вписанности в мир окруж. вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной соц. группе. Самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования,, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уник. и неповтор., могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Однако самосознание - это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки — как следствие — возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой.

 

68.Специфика познавательного отношения человека к миру.

Область науки, изуч» сущность знания, закономерности его возникновения, функционир» и развития, называется теорией познания, или гносеологией.пи рВыделяют формы чувственного и рацио¬нального познания.

Чувственное познание - это познавательный процесс, ко¬торый осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкусаОщущение - непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементар¬ный, далее неразложимый психический познавательный про¬цесс. Ощущением называют также результат данного процесса Восприятие — это целостный образ, отражающий непосред¬ственно воздействующие на органы чувств предметы, их свой¬ства и отношения. Восприятие таким образом сохраняет одну из •Главных характеристик ощущения - наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом, но трансформирует дру¬гую — отражение в нем отдельных свойств воспринимаемого предмета подчинено построению его целостного образа. Представление — высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характерис¬тику восприятия, как целостность образа познаваемого предме¬та, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а "по па¬мяти".Воображение - форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мыс¬ленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, "опережающим отражением" человека. Рациональное познание - это познавательный процесс, кото¬рый осуществляется посредством форм мыслительной деятель¬ности.К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его об¬щих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

 

69.Проблема познаваемости мира.

Познание есть специфич. вид дух. деятельности чел., процесс постижения окр. мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с обществ. практикой. Знание всегда явл. идеальным образом действительности. Знать что-либо - иметь некоторое идеальное представление о предмете. Познание и знание различаются как процесс и результат. Познание есть отражение мира в науч. представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научн. образ изучаемого объекта, представл. в форме научн. фактов, гипотез, теорий. Между отражением и изуч. объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"