Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:55, шпаргалка

Описание

1. Проблема определения философии
2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
3. Исторические типы мировоззрения.
...
96.Человек и природа в ракурсе экологической философии.

Работа состоит из  1 файл

filosofia_EKZAMEN.doc

— 452.50 Кб (Скачать документ)

Из познават. усилий личностей складывается обществ.- значим. процесс познания. Для того чтобы индивид, знание стало обществ, оно должно пройти своеобр. «естественный  отбор» (через общение, признание этих знаний обществом и т.д.). Т.о, познание - это общественно -истор., аккумулятивн. процесс получения и совершенствования знаний о мире, в кот. живет чел. Процесс познания многогранен. 1-ых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выд. обыден. и науч. знания. 1-ые не явл результатом професс. деятельности и присущи любому индивиду. 2-й вид возникает в результате глубоко специализированной, требующей професс. подготовки деятельности— научным познанием.

Т еория познания есть общая теория,  уясняющая саму природу познав. деятельности чел. Иначе она называется гносеологией. Гносеология - это знание о знании. Задача гносеологии - осмыслить, что  есть знание и каким образом оно достигается. На соврем. уровне теория являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Оптимисты утверждают принцип, познаваемость мира и это доказывается всей историей человечества и его практической деятельностью. Это легко проверить: если человек поставил цель и достиг ее - значит его знания верны. Агностики отрицали возможность познаваемости мира. Источником агностицизма неизбежно явл. гипотеза о трансцендентности знания. Предмет в процессе его познания преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем сведения о нем в том виде, какой он приобретает в результате этого преломления. Скептики не отрицают познаваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Скептицизм, наиболее развившийся в период, когда нечто, читавшееся ранее истинным, оказывается в свете новых данных южным. Психология скептицизма такова, что он тут же начинает добирать не только изжившее себя, но и все новое, нарождающ. Скептицизм принижает практически- позноват. способности чел. Как познават. прием скептицизм выступает в форме сомнения, что явл. шагом к истине. Нет познания без проблемы. Нет проблемы без сомнения. Невежество утверждает и отрицает; знание - сомневается. Суть кантовск. агностицизма состоит в сл.: то, чем вещь явл. для нас (феномен), и то, что она представляется сама по себе (ноумен) различно. Это разделение мира исключает возможность постижения сути вещей.

 

70. Проблема субъекта и объекта  познания.

Исходное понятие  гносеологии — "субъект познания". Субъект познания - это носитель человеческой творческой ак¬тивности, направленной на адекватное воспроизведение при¬родной, социальной и духовной реальности в форме знаний. . В роли субъекта познания выступают индивид (отдельный человек), социальная группа (коллектив лаборатории, научно-исследовательского институ¬та, академии наук и др., научное сообщество в целом), человеческое общество (совокупность ныне живущих людей, необхо¬димым условием жизнедеятельности которых являются позна¬вательные процессы), а также человечество (совокупность ны¬не живущих и живших ранее поколений людей, чьи знания ис¬пользуются в настоящее время).Познавательное отношение — это отношение между субъ¬ектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний.познавательная деятельность - это творческая активность человека, направ¬ленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.Объект познания — это то в сфере природной, социальной и духовной реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что про¬тивостоит ему как непознанное и непонятное. Один и тот же объ¬ект природной, социальной или духовной реальности может быть связан с человеком различными типами отношений (прак¬тическим, познавательным, аксиологическим), задающими раз¬личные ориентации для проявления его творческой активности. В сфере познавательной деятельности активность человека нап¬равлена на выявление происхождения, строения и свойств объ¬екта, состояний в настоящем и будущем, установление характера его отношений с другими объектами, составляющими среду его существования. При этом человек в определенной мере отвлека¬ется от вопросов, связанных с практической полезностью данно¬го объекта и его эстетической ценностью как способностью удов¬летворять потребность в прекрасном.

в рамках экзистенциализма субъект и объект познания образуют единую экзистенцию, как бы оторванную от всего внешнего мира.

 

71.структура и осн. хар-ки познават. проц.

 Познание-процесс отображения действительности в системах идеальных образов. Худ.познание-отображение при помощи худ. образов. Нравств. познание-нравств. порма., религиоз-ное-догмы и верования, а это значит, что познание мира не сводится только к научному познанию. Процесс познания включает в себя две стороны: чувственное и рац-ое. Различают обыденное и научное познание. Обыденное фиксирует внешние,доступные восприятию св-ва предметов и вещей, а научное- внутренние сущностные хар-ки. Обыденное – чувственные формы познания, научное-абстрактные. по мере развития общества обыденное П наполняется знанием научного, но никогда не будет тождественно ему.

 

72. Основные формы чувственного  и рационального познания.

Разновидностью  дух деятельности чел — познание окр.   мира. Процесс познания протекает  в различных чувств, и рацион, формах . К чувств. относятся ощущения, восприятия и представления. Рацион. формами явл. понятия, суждения, умозаключения, проблемы гипотезы, теории и др. Ощущение — отражение предмета (ситуации, событий) при их непосредств. воздействии на некот. из чувств систем: зрение, слух, обоняние, вкус и др. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязат., слух., темперам., вибрац., обонятельные, болевые, ощущения ускорения, равновесия и т.д. Целост. отражение предметов в результате их непосредств. воздействия на органы чувств наз. восприятием. В представлении теряется непосредственность отражения, и формируются образы предметов на основе припоминания или продуктивного воображения. Процесс отражения в рац. формах называется мышлением. Важн. формой мышления. явл. понятие. Содержание понятия прямо или косв. строится на основе представлений. Образование понятия — процесс рефлексии. Рефлексия — существенное свойство сознания состоящее в осмыслении и осознании его собств. форм и предпосылок если с помощью понятий отражается совокупность  существен. признаков предмета, то при помощи суждения раскрывается какая-то одна его сторона выражается наличие (отсутствие) у него какого-то признака. Форма мышления, посредством которой на основании одного или более известных суждений получается новое суждение, называется  умозаключением. Действительный процесс  познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Связь чувств, и рац. имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного, формируется на его основе, но и наоборот: чувственное предопределяется рациональным, как бы выполняя его установки.

 

73.  Познание как постижение  истины.

Во времена  античности возникла трактовка истины как соответствия знания вещам. Истина — это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Т.е. истина — соответствующее действительности содержание наших знаний о ней. Истина заключает в себе процесс дв-ия знаний ко все более адекватному воспроизведению действительности. Истина как процесс представляет собой дв-ие мысли от неполного, приблизительно верного знания к более полн. и точному, или от истины относительной к истине абсолют.. Относит. истина характеризует не полноту, не окончательность, приблизительность знаний, их ограниченность на данном этапе развития. Абсолют. истина концентрирует в себе то в наших знаниях, что явл. безусловным, не может быть опровергнута. Движение челов. познания происходит в направлении овладения абсол. истины, складывающееся из суммы относит. истин. Каждый новый этап познания ограничен уровнем развития науки. Условиями жизни обшества, делающими наше знание относительным и. т.е. неполными, приблизительными. Относительная истина — это истина, нуждающееся в уточнении пределов и условий их действия, в дополнении, углублении, конкретизации, в дальнейшем развитии. Попытки признавать существование одних относительных истин получили название релятивизм. Представители релятивизма рассматривают познание как относительное, условное, субъективное.

Стремление оперировать  одними абсолютными истинами вобрал в себя догматизм — это не критически односторонний, антиисторический тип мышления. Он не учитывает специфические условия места, времени, действия выдвигаемых положений.

Важнейшей характеристикой  истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективная по своему содержанию и субъективна по форме выражения. Но объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества.

Истину характеризует  и такое свойство как её конкретность. Оно — свидетельство того, что об объекте судят на основании его реальных связей. Истина конкретна, т.к. она отражает объект либо какую-нибудь из его сторон в определенных условиях места — времени. Абстрактной истины нет, она всегда конкретна.

Процесс постижения истины всегда сопровождается оперированием заблуждениями. Принимая за истинное то, что на самом деле не соответствует реальности, люди впадают в заблуждение. Осуществляя в ходе познания поиск истины, человек пользуется возможностями свободы выбора, и именно это, неизбежно приводит его к заблуждениям.

Истине в познании противостоит не только заблуждение, но и ложь. Она предполагает сознательное искажение действительности, целью которого является обман. Ложь не в состоянии вырасти в истину, служить её достижению. Извращенная истина становится ложью. Классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

  1. Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствие одних знаний другим.
  2. Прагматическая концепция. Эта концепция говорит, что истиной считается то, что полезно для человека.
  3. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.

       4)  Экзистенциалистская   концепция.   Ярким  представителем этой концепции является Хайдеггер.  Истина есть свобода.  Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир.

       5) Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божье откровение.

 

74. Понятие науки.

Наука — это  сфера человеческой деятельности, направлен¬ной  на производство и теоретическую систематизацию объектив¬ных знаний о природной, социальной и духовной реальности. В настоящее время в философии и науковедении в соот¬ветствии с его подходом закрепилось представление о науке как явлении общественной жизни (культуры), специфика которого подчеркивается указанием на его основные аспекты:

1) наука как  специфическая деятельность;

2) наука как  система знания;

3) наука как  социальный институт;

4) наука как  производительная сила;

5) наука как  форма общественного сознания.

Наука как специфическая деятельность — это система поз¬навательных действий, направленных на производство и теоре¬тическую систематизацию объективных знаний о природной, со¬циальной и духовной реальности и самом познании. Организова¬на она прежде всего по дисциплинарному принципу, т.е. за счет выделения отдельных научных дисциплин (математики, физи¬ки, химии)Наиболее масштабные единицы измерения науки как деятельности по производству и теоретической систематизации знания — это три основные груп¬пы наук: 1) естественные — о природе; 2) гуманитарные — об обществе и человеке; 3) технические — об искусственных объек¬тах. Первые ориентированы на изучение условий взаимодействия человека и природы, вторые и третьи — на изучение соответственно целей и средств воздей¬ствия человека на природу.выделяют два основных типа научных исследова¬ний — фундаментальные и прикладные. Фундаментальные ис¬следования ориентированы на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов. Прикладные исследования ориентированы на приращение зна¬ния, используемого непосредственно для решения практических задач. Выделяют два типа фундаментальных исследований.

Фундаментальные исследования первого типа — это науч¬ные разработки, нацеленные на поиск ответов на вопросы: "Как устроена исследуемая реальность?", "Что дальше за пределами познанного?"Фундаментальные исследования второго типа — это науч¬ные разработки, в которых в общем случае ставится цель найти оптимальное по определенным параметрам прикладное реше¬ние крупной научно-технической или социальной проблемы или обеспечить теоретическое обоснование ее решения.

Наука как система  знаний — это совокупность системати¬зированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности.В рамках методологичес¬ких исследований выработаны две конкурирующие концепции (Модели) развития научного знания — кумулятивизм и антику-мулятивизм. Кумулятивизм — концепция развития научного йяания, в соответствии с которой оно представляет собой непре¬рывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося. Причем предполагается, что каждый последующий шаг мо¬жет быть сделан лишь с учетом предыдущих достижений.Антикумулятивизм - концепция развития научного знания, отрицающая его непрерывность и преемствен¬ность.. Научная революция — это процесс корен¬ных изменений в определенной области знаний или отдельной дисциплине, происходящий в сравнительно короткое время.

Наука как социальный институт — это сообщество заня¬тых научной деятельностью людей, организованное в системе на¬учных учреждений. Как социальный институт наука оформи¬лась в Новое время. Внешне это выглядело как объединение раз¬розненно работавших ученых-одиночек в академии, а позднее — в исследовательские лаборатории и НИИ, подобно тому, как ра¬нее в рамках специальных учреждений объединялись служители культа, юристы, финансисты и другие категории людей, заня¬тых профессиональной деятельностью.

 

75. Эмпирический и теоретический  уровни научного познания.

В научном познании выделяют эмпиричес¬кий и теоретический уровни исследования. Их различают по определенному набору критериев: общей направленности поз¬навательных действий, характеру предмета исследования, ти¬пу используемых средств, особенностям методов и формам фиксации полученного результата.На теоретическом уровне исследование направлено на вы¬яснение сущности исследуемого объекта (явления, процесса) как совокупности присущих ему законов, т.е. основная задача теоре¬тического исследования - объяснение явлений. Эмпирические обобщения, получаемые на нижележащем уровне исследования, не представляют собой убедительных объяснений. основным сред¬ством теоретических исследований выступают теоретические аб¬страктные объекты (модели, конструкты), такие как материаль¬ная точка в механике, абсолютно твердое тело в физике, идеаль¬ный газ в термодинамике. К ним можно отнести практически все конструкты математической науки.Теоретическое исследование в значительной части своего со¬держания представляет собой манипулирование данными кон¬структами: наделение их новыми свойствами с учетом изменив¬шихся условий существования исследуемого объекта и его взаи¬модействий с другими объектами.

Гипотеза - это  научное предположение, вероятность  которо¬го обоснована фактическими данными с учетом уже известных  закономерностей, присущих исследуемому объекту. Следует иметь в виду, что не только научная гипотеза, но и всякое пред¬положение (догадка) основывается либо на каком-то предшеству¬ющем знании, либо на новых фактах. Научная гипотеза должна быть основана и на том, и на другом.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"