Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:55, шпаргалка
1. Проблема определения философии
2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
3. Исторические типы мировоззрения.
...
96.Человек и природа в ракурсе экологической философии.
Во второй половине 20 века произошли глубокие изменения самого характера природопреобразующей деятельности человека, ее направлений и методов осуществления. Т. е. существует разумный и гуманный принцип во взаимодействии общества и природы.
Человек всегда находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними. Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе. Можно выделить 3 периода:
1)Аграрное общество - человек овладел организмами окультуренных растений, одомашненных животных, как биологическими орудиями труда для производства продуктов питания и др. целей. Человек жил за счет естественных источников.
2) Индустриальный - с к. 18 в. и практически до настоящего времени. Этот период промышленной технической революции и возникновения экологически вредных технологии производства. Их давление сегодня настолько велико, что живое вещество не успевает его нейтрализировать. 3)Ноосферный - с к. ХХ в.
Поэтому характеру и направлениям современного мирового развития более соотносят понятие «ноосферная цивилизация». Noos в переводе разум. Взаимодействие человека и природы должно осуществляться посредством разумного регулирования. Разум человека должен послужить основной гарантией и средством выхода из социально-экологического, духовного кризиса, который сложился в техногенный период.
Важнейшая составляющая - создание природосохраняемых технологий. Развитие науки направлено на решение эколог. проблем.
Характерные черты
становления «ноосферной
Вернадский обосновал идею о том, что в ХХв. человечество стало единым целым. Он доказал, что ноосфера - закономерный результат развитая биосферы. Природа постоянно находится в поисках чего-то нового.
2) Наука, которая превратилась в планетарное явление. Происходит взрыв научного творчества, возникают многочисленные центры научной мысли.
51. Коэволюционный императив.
Экологическая
философия изучает методами
Человечество, умудрившееся
попасть в экологический
52. Учение о человеке.
Под философией
человека, или философской антропологией,
т.о. к наст. времени под фил. антропологией понимают:1.фил. учения, сориентированные на проблеме человека (персонализмм, прагматизм)2.концепции чел-ка различных онтологических и объективно-идеалистических систем: неотомизм, феноменология, англо-американский абсолютный идеализм
3.специальное фил. учение о человеке - экзистенциализм, филосовская антропология (шиллер) - стрем-ся рассмотреть чел-ка, как некое целостное сущ-во, опрделяют способ и механизм синтеза знаний о человеке.
Человек стоит в центре современных общественных событий. Без радикального совершенствования человеческих качеств невозможно решение глобальных проблем, стоящих перед обществом. Не случайно все науки о человеке, изучающие его биологическую специфику и социальную природу, культуру, объединяются в систему комплексного человековедения.
В мировоззренческом
плане философия обосновывает опреде¬ленное
решение вопроса о месте
53. Натурализаторская
Согласно натурализаторской концепции, человек понимается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам функционирования и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что невозможно было бы в других природных образованиях. Человек рассматривается по аналогии с животным. Вместе с тем оценка положения человека в природе в рамках натурализаторского подхода может различаться. Если для классического подхода хар-но понимание человека как венца природы, её наиболее совершенного творения, то начиная с Ницше, природный статус человека радикально переосмысляется. В рамках фрейдизма человек – это несостоявшееся животное, тупик природного развития.
55. Экзистенциально-
Экзистенцианально-
56. Психоаналитическая
Согласно Фрейду возникновение культуры и человека обусловлено появлением таких понятий как тотем и табу. Возникновение их стало следствием «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Тотем – обожествление умершего предка, табуирование на сферу сексуальных отношений. Тем самым религия и мораль начинают определять направленность последующего развития человека и культуры. Будучи изначально порождены ущербной психикой и комплексом неполноценности, они враждебны по отношению к здоровым естественным началам человеческого опыта, формируют тип невротической личности.
57. Проблема антропогенеза.
Проблема антропогенеза
выступает как одна из традиционных
проблем философии и
Для оформления эволюционной концепции антропогенеза особое значение имел выход книг «Происхождение человека и половой отбор» Дарвина(1871) и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Энгельса (1896). Дарвин первым обосновал наличие единого животного предка у человека и обезьяны. Энгельс впервые указал на особое значение труда в антропогенезе, его значение в формировании человека и общества. Эти концепции являлись базовыми для дальнейших научных исследований.
Автором игровой концепции является нидерландский мыслитель Й.Хейзинг, который в своей книге «Человек играющий»(1938) попытался рассмотреть такие формы культуры, как религия, право, искусство, философия, исходя из принципа игры. Пришел к выводу, что все они организуются и функционируют по правилам игры( религиозный культ – игра-представление с ритуальными масками и танцами, война – игра-состязание).
58. Деятельность как сущностная характеристика человека.
Деятельность – способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Говоря о феномене деятельности следует различать сферу труда и сферу творчества. Структура трудовой деятельности (по Марксу)
включает: субъект и объект деятельности, её цель, средства, предмет и продукт. Причина трудовой деятельности – необходимость удовлетворения потребностей. Творчество – вид деятельности, связанный с созданием принципиально новых культурных феноменов и ценностей. Творческий акт всегда индивидуализирован и конкретен. В шедеврах творчества заключается уникальный авторский опыт и мастерство. Это позволяет говорить о творчестве как об основном способе самореализации и самосовершенствования.
59. Социализация, образование.
Несмотря на индивидуальность опыта и характеристик своя реализацию личность получает только в обществе, которое задает определенную шкалу ценностей. Социализация – процесс приобщения человека к определенной соц среде, овладение им необходимыми навыками и знаниями. Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда ребёнок осваивает язык, необходимые нормы поведения и общения. Особую роль здесь играет семья, как исходная соц группа. Здесь происходит формирование ценностей, зависящее во многом от воспитания и отношений в семье. Образование – соц-исторический механизм целенаправленной системной трансляции знаний от поколения к поколению. Образование регулирует процесс перехода от ребенка к взрослому, формирует не только необходимый уровень знаний, но и систему мировоззрения. Образование подготавливает личность к ее реальному функционированию в соц сис-мах. Коммуникация – процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь как минимум 2 субъектов, наличие обсуждаемой ситуации (предмета коммуникации), её цели и средств трансляции.
60. Дилемма субстанциолизма.
Исторически первой моделью философии сознания была субстанциональная концепция
(Платон, Аристотель,
Августин, Декарт, Гегель). Разум выступает
гарантией единства и
61. Экзистенциально-
62. Проблема генезиса сознания.
Эволюционная парадигма в
Сознание развивается из всеобщего свойства материи - свойства отражения, которое означает способность одних материальных систем оставлять "след" в других в процессе их вз-ия. Вследствие вз-ия систем отношения между ними носят характер взаимоотражения. Отражение в простейшем виде есть особая функция взаимодействия матер. систем, каждая из которых нах. в состоянии динамич. равновесия. Данное состояние постоянно нарушается внешними факторами, которые оказывают воздействие на систему, приводя либо к ее разрушению, либо к восстановлению прежнего равновесия. В ходе восстановления равновесия во взаимод. системах происходят изменения, носящие характер отражения. Отражение есть определенная сторона изменения, происходящего внутри системы под влиянием внешних условий. Оно выступает, как способность материальных систем воспроизводить внутреннее строение воздействующих на них объектов или некоторые особенности их строения. Иными словами, отражение есть свойство мат. образований воспроизводить в ходе вз-ия свойства и особенности других систем. В простейших случаях — это след на песке, отпечатки давно умерших животных, отталкивание тела при соударении его с другим телом и т. п. Психическое — это свойство мозга, функция особым образом организованной материи. К сознательному относятся такие психические явления, которые проходят через мышление (разум), осознаются человеком. Мышление подчиняет чувства, эмоции, волю. Но в целом человеческая деятельность характеризуется решающей ролью сознательных поступков и действий. Происхождение созна-ния. Язык и мышление присуши не только человеку, но и животным. Наделение животных свойствами человеческой психики не учитывает глубокого различия челов. сознания и психики живот-ных. Чел. свойственно мышление в понятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием — осознание своего "Я" как противостоящего окружающему миру. Это различие проявляется уже в морфологических признаках (увеличение объема и структуры мозга), характере психических функций и в общественной природе сознания. Основой перестройки психики животных в сознание человека явился труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, благодаря чему относится к своим условиям не как биологическое существо, а как социально-исторический субъект изменения своих условий. Становление человека сопровождается переходом от присвоения готовых продуктов природы к трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты животных уступали свое место сознательной деятельности чел.. Изготовление орудий труда предполагало наличие не только прямой, но и опосредованной связи между действиями чел. и явлениями природы, познание их внутренних связей, что приводило в конечном итоге к усложнению психического отражения посредством понятий, носящих отвлеченный и обобщенный образ внешнего мира. Формирование сознания в ходе трудовой деятельности сопровождалось выработкой специфически челов. отношения к миру: для него имеют значение не только сугубо биолог. потребности, но и те, которые этим потребностям служат опосредованно. Сознание не изолировано от других явлений общественной жизни, а неразрывно связано с ними. Оно динамично и развивается на основе ведущих соц. закономерностей, в то время как психика животных совершенствуется лишь в процессе непрерывного приспособления животных к условиям жизни. Ценност. отношение к действительности — отличит. черта сознания, выражающая опред. ф-ии. Оно возникает как осознание значимости тех предметов, полезность кот. чел. устанавливает на практике.