Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:55, шпаргалка
1. Проблема определения философии
2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
3. Исторические типы мировоззрения.
...
96.Человек и природа в ракурсе экологической философии.
Поздняя схоластика - Роджер Бэкон очень резко критикует катол. церковь и римского папу. Его мировоззрение противоречиво. В науке и логике опережает свое время, а в Ф отстает. счит, что задача Ф - защита религии и веры, а науки - удаление препятствий в пути сознания, путем устранения привычек, предрассудков. достиж. истины должно провер-ся в опыте. а на помощь опыту должны привл-ся Ф и богословие.
Уильям Оккам вводит в теорию познания принципы.1. простоты и экономии(направл. проитив. умозрит. науки)2.номинализма - реально сущ. только единичн, общее сущ-ет только в уме, вне ума всякая вещь явл-ся единичн.
20. Гуманизм философской мысли Возрождения.
Гуманизм - принцип,
требующий рассматривания всей
философской проблематики
1. Учение о
самодостаточной ценности
2. Учение об абсолютной духовной свободе человека в его отношении к миру, познанию, творчеству, самому себе.
3. Натурализм
как универсальный принцип
21. Коперниканская революция.
Эпоха Возрождения хар-ся значительным научно-техническим прогрессом. Настоящим переворотом являлся переход астрономии от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира. Николай Коперник предложил астрономическую модель планетной системы, в центре кот находится Солнце. Именно коперниканская модель Вселенной привела в эпоху Возрождения к подрыву авторитета церкви и аристотелевской традиции научного познания. Научные успехи, а главное учение Коперника дали возможность человеку взглянуть на мир как на феномен, созданный Богом не только ради самого человека. Возникла необходимость в новой методологии познания.
22. Опытно-индуктивная
В качестве
основного метода познания
Следует также отметить, что Бэкон не отвергал значения познавательных возможностей разума. Однако для философа их ценность заключалась лишь в способности извлекать из опыта истины. Свою же методологию английский мыслитель проиллюстрировал на примере пчелы, собирающей с цветков нектар и перерабатывающей его в мед.
23. Правила рационалистического метода Р.Декарта.
Основоположник рационализма выдающийся французский философ Р. Декарт (1596—1650) понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Полагал единственным источником истинных знаний является разум. Истинность же понятий и суждений состоит, по мнению Декарта, в ясности и отчетливости мышления, а не в их соответствии изучаемому объекту.
Исходным началом для создания научного метода у Декарта служит сомнение. Сомнение есть один из актов мышления. Всё знание возникает путём выведения из разума. Критерием достоверности является ясность и отчётливость. Главное в познании разум, а не ощущения. Процесс познания основывается на 2 источниках: 1-эмпирический этап; 2-рациональная форма мышления.
24. Основные гносеологические
Выдающимся представителем рационализма был немецкий философ Готфрид Лейбниц. Однако, развивая идеи Декарта, Лейбниц создал принципиально новую систему рационализма. Ядром философии Лейбница выступает понятие монады - некая простая и неделимая духовая сущность, которая замкнута в себе и не имеет возможности влиять на другие монады. Весь мир являет собой не что иное, как собрание монад. Монады выстраиваются согласно своей иерархии. Низшие из них образуют уровень обычного материального бытия и отличаются незначительными способностями к ясному представлению. Эти способности возрастают по мере восхождения к высшей монаде — Богу. Бог приводит все монады в состояние соответствия друг другу, при котором без всякого реального взаимодействия изменения в одной монаде связаны с изменениями всех остальных. Применительно к декартовой проблеме отношения души и тела монадология Лейбница предстает как способ сохранить независимость души и тела и в то же время объяснить их согласованность. Лейбниц согласен что чувства служат исходной ступенькой познания. Однако, считает он, поскольку всякая душа есть монада, направленная лишь на самое себя, то познание — это процесс постепенного осознания того, что имеется в бессознательном.
25. Гоббс, Руссо, Локк.
Жан-Жак Руссо- идеолог Просвещения.Первый, кто указал на противоречивый хар-р общественного прогресса. Разработал концепцию организации общ-ва, кот-я предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отношения, равенство всех лиц и признание ими основных законов. Исходя из своей договорной теории, Руссо обосновал право народа на восстание против деспотической власти. Наиболее значимой в историческом аспекте яв-ся соц. философия Гоббса. предложил новое понимание возникновения и функционирования гос-ва. Гоббс отталкивался от идеи «естественного состояния общества»- войны всех против всех. эта война вытекает из абсолютной свободы каждого индивида. Сумел указать на области общественной жизни, в которых коренятся истоки гос-ва. Соц-политич. процесс Локк рассматривал как развитие че-ва от естеств. состояния до гражд. общества и самоуправления. В естественном состоянии люди свободны,равны поступают по естественному праву, следуя законам природы, которые даны Богом. При переходе от ест-го состояния к общ-му решающее значение имеет собственность.
26. Идея «гносеологической
Основоположником немецкой классической философии был Кант. Весь творч. путь К. делится на два периода: докрит. и критический. В «докритич.» период Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. Разделительной чертой между этими периодами является 1770 год, потому что именно в этом году Кантом была написана работа «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров», в которой ее автор принципиально пересмотрел свои позиции по вопросу о природе пространства и времени. Кант переходит на позиции субъективного идеализма. Пространство и время теперь трактуются Кантом не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т.е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания. Свое фил. учение теперь Кант называет критическим. Все кантовские произведения объединены общей целью — исследовать три «способности души» — способность познания, способность желания (волю, моральное сознание) и способность к чувству удовольствия ….проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум. Исходная посылка формулируется материалистически: признается существование внешнего предметного мира (так называемых «вещей-в-себе», воздействующих на наши органы чувств и порождающих наглядные представления). Предмет эмпирического наглядного представления — это явление; в нем две стороны: 1)его материя, или содержание, которая дается в опыте, и 2)форма, приводящая эти ощущения в опред. порядок. Форма — априорна, от опыта не зависит. Таких чистых форм чувственного представления две: пространство и время. Кант не признает пространство и время объективн. формами матер мира. Он считает иначе: в мире вещей-в-себе ни пространства, ни времени нет. Пространство и время — лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Такое наложение является необходимым условием познания: вне пространства и времени мы ничего познать не можем. Но именно поэтому между вещами-в-себе и явлениями лежит непроходимая пропасть (трансцензус): мы можем знать только явления и ничего не можем знать о вещах-в-себе.
Мораль носит характер императивности. Понятие императивности означает всеобщность и обязательность. Он дает формулировку того, как должно поступать чел., стремящемуся приобщиться к нравственному: «Поступай только согласно такой максиме, руководясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Совершая какой-то поступок, человек ответствен не только за себя, но и за все человечество. Кант полагал, что в самих конкретных нравственных поступках человек должен мыслью приподниматься над обыденностью. Кант был убежден, что «чистая» теорет. математика и теорет. естествознание существуют. Достоверность знаний этих наук обусловлена наличием в сознании априорных форм чувственного созерцания пространство и время), априорных форм рассудка (понятий) и априорных форм синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка. Создание новой философии Кант связывал с преодолением …. доступные знанию «явления» (феномены) и непознаваемые «вещи в себе» (ноумены), теоретическое знание имеет определенные пределы, которые никогда не преодолеваются. Ибо априорные формы обеспечивают всеобщность знаний
мира, но не дают адекватных представлений о нем.
27.Основные идеи философии Гегеля.
Он разработал диалектику в системат. целостн, форме, но на основе идеализма и с включением элементов метафизичности. Заслуга Г. состояла в том, что он впервые представил весь прир., историч. и дух. мир в виде процесса, т. е. в беспрерывн. движении, изменении, развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь, законы этого движения и развития. В каждой из рассм. сфер действителъности — от чисто логич. категорий до категориальной диалектики исторического процесса — Гегель старался найти и указать проходящую через них «нить развития». Он впервые в истории философской мысли дал систематическую разработку диалектического метода мышления и стремился реализовать его принципы при анализе всех сфер действительности. Но диалектика Гегелем была развита на объективно-идеалистической базе, поскольку за основу всех явлении он принимал некое духовное начало, которое обозначал разными терминами (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). Эта абсолютная идея превращается в природу, а потом в духе, т. е. в мышлении и истории снова возвращается к себе. Наиболее полно диалектика Гегеля изложена в его работе «Наука логики». Гегель создал развернут, систему диалектич. логики. Он выявил во всей полноте роль и значение диалектического метода в познании и других формах социальной деятельности, подверг критике метафизический метод мышления. Диалектика — основа, истинный центр всей фил. проблематики. Он обращал внимание на то, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим, от содержания к содержанию. В этом процессе совершается взаимопереход количественных и качеств, изменений эволюции и скачки). Источником развития явл. противоречие, которое движет миром, есть «корень всякого дв-ия и жизненности», принцип всякого самодвижения и познания.
Разрабатывая субординиров. систему категорий диалектики и выводя их друг из друга по ступеням логич. восхождения от абстракт к конкрет., Г. доказал, что логически формы я законы — отражение объектив. мира. Характ. черта гегел. диалект. метода — его «революц. заряд», кот. нах. в противоречии с его консерват. и нидеалист. системой. Но революц. сторона гегелевской ф. — диалектич. метод - была в конечном итоге «задушена» консерв. стороной.
28.Антропологический
Характерная черта философии Фейербаха — антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа. Он считает, что не «мыслящее Я», не «абсолютная идея», а природа есть объективно обоснованное подлинное начало философии. Коль скоро человек — наиболее совершенная часть вечной природы (а не творение Бога, не самосознание), то задача ф. заключается в том, чтобы творить людей». Человек прежде всего материальное тело (а не только «мыслящее существо») и потому он обладает способностью ощущать и чувствовать. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется человеческим организмом. Однако в единстве указанных двух сторон именно тело в его целостности (а не мышление) составляет сущность человеческого Я.
В центре проблематики «новой философии», предложенной Фейербахом, человек чувствующий наделенный даром любви. Мыслитель акцентировал внимание на природно-биологическом характере человека. Любой отдельный индивид для Фейербаха — это один из связующих компонентов в развитии человеческого рода. Связь между людьми, носит «родовой» характер, является природной, представляет собой преимущественно связь полов.
Учение Фейербаха
вошло в историю философии
как разновидность антропологич