Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:55, шпаргалка
1. Проблема определения философии
2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
3. Исторические типы мировоззрения.
...
96.Человек и природа в ракурсе экологической философии.
39. Социально-философские и
Эконом. и соц. предпосылки формирования в Беларуси гуманных начал: развитие городов, высокоразвитое ремесло, интенсивная внутренняя и внешняя торговля, развитие товарно-денежных отношений. В это время (16-17 вв.) популярны идеи борьбы против тирании и произвола королевской власти, свободу вероисповедания, идеи просвещения (распространение родного языка), выдвигаются требования полного социального равенства и веротерпимости, идея национального равенства. Эпоха Возрождения и Реформации в их философских взглядах отразился процесс формирования национального самосознания белорусов, становления и развития нашей культуры. В этот период — проблемы гуманизма, идеи материализма. По своему характеру философская мысль была антицерковной. Начинается процесс отделения философии от теологии. Особенность белорусского гуманизма— его просветительский характер. Реформация как теоретико-гуманистическое движение в теологической и церковной сфере оказало большое влияние на развитие социально-политической и духовной жизни ВКЛ 16-17 вв. Культурный смысл реформации — способствовало развитию в стране книгопечатания, литературы и родного языка, науки, подорвало авторитет официальной теологии, дало право решать религиозные вопросы индивидуальному человеческому разуму. Авторитет веры вытесняется авторитетом разума. Этот перелом способствовал развитию светских знаний, науки и философии. В ф. пробуждается интерес к человеку, его внутреннему миру, интеллектуальным запросам, возникают идеи о высоком достоинстве человека. Проявление гуманизма в духовной жизни того времени — формирование национального самосознания, развитие белорусского языка и литературы. Одна из центральных идей – единство славянских народов.
В мировоззрении Скорины уживается рационализм с верой в Бога, Скорина высоко ценит разум. Желая понять взаимоотношение человека с природой, а через них – и сущность самого человека. Учение Скорины об обществе: Не найдя в современном ему обществе, Скорина пытается найти его в прошлом, в античности. Он анализирует раннее христианство с его требованиями равенства перед Богом. Объясняя возникновение законов, Скорина делил их на «неписанные» и «писанные». По его мнению, люди сначала жили по «неписанными» законам справедливости и взаимоуважения. Т.е. Скорина приверженец идеи «естественного права». Каждый человек рождается свободным. Все появившиеся на свет люди равны между собой. Человек по своей природе справедлив, гуманен, поэтому легко поддается воспитанию. Противоречия между этими представлениями и действительностью Скорина объясняет «писанными» законами, которые пришли на смену «неписанным». Сущность этого учения – в договорном начале. Сначала люди жили хорошо по «неписанным» законам. Потом отдельно члены общества начинают злоупотреблять ими. Совершаются убийства (Каин), предательство. Чтобы оградить большую часть членов общества, были придуманы «писанные».
С. Будный – обосновал идею освобождения мысли человека из-под власти церковного авторитета. Реформация объявила, что религиозная истина заключена в Священном Писании, где каждый имеет право свободное отыскивать. Главное средство познания религиозной истины – внутреннее откровение, т.е. непосрественное соединение человека с Богом. Решающее средство достижения религиозной истины — человеческий разум. Теоретик этого направления в Беларуси — Будный (филолог, историк, теолог, философ).
К середине 69х
гг Будньй идеолог радикально-
Проблемное соотношение разума и веры у Будного: он не ограничивал разум и его познавательные способности божественной сферой. Человеческий разум должен решать не только божественные, но и человеческие, земные, светские проблемы. Истинность или ложность того или иного явления должна быть доказана, аргументирована: человек не должен замыкаться в сфере религии, а должен получать всестороннее и ….. за наукой и философией право на самостоятельное существование. Познание мира начинается с чувственного восприятия, но основную роль играет разум. На ровне с разумом он признавал авторитет открытия. В целом Полоцкий разделил концепцию «двойственности истины», выступал пропагандистом советских знаний, науки, образования.
40. «Русская идея» и философские воззрения западников и славянофилов.
Русская философия
— феномен. Феноменальность заключается
в том, что русская философия
развивалась исключительно
Тиологическое: возникло в противовес ф. декабристов и др. Её цель — отстоять общеполит. и нравств. порядок. Реводюционно-демократическое направление: Чернышевский. Михайловский, Бакунин, Ткачев. Общая черта: соц.-полит. направленность, представители отвергали существующий строй. Чернышевский видел выход возвращения к земле, личной свободе, общинному укладу жизни. Народники радовались за непосредств. переход к социализму, минуя капитализм, опираясь на самобытность русского народа. Для свержения существующего строя и переходу к социализму возможны все средства, наиболее эффективный - террор. Анархисты не видели смысла в сохранении государства и считали, что государство - механизм подавления, источник всех бед. Марксисты видели будущее России социалистическим. Либеральное направление: Соловьёв. 1.Идея всеединства, объединение и гармонии всех сторон бытия. 2. идея нравственности, как главного аспекта жизни человека. 3. Идея прогресса, как всеобщей связи поколения. 4. Идея воскрешения всех, как живых (дух.), так и мертвых, как главная цель стремления человечества. 5. Идея Бога, как выражение доброты. 6. Идея Софии всеобщей божественной мудрости. Русская ф. XX века. Основные направления: ф-я «Золотого века» (религиозная ф. и космизм); естественнонаучная ф.; советская ф-я; ф-я русского зарубежья. Черты: а) сильное влияние советской традиции; б) обновления объединения её различных направлений, освобождение от догм, приближение к мировоззренческой ф-ии.
Золотой век: представители: Сергей Булгаков, братья Трубецкие. Булгаков выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую церковь. Причину всех бед видел в разобщении. В обществе это разъединение на экономич., полит., дух. сферы и разобщенность внутри их.
Космизм: направление в ф-ии, которое рассматривало космос, окружаюший мир, природу, человека, как единое целое. Представители: Вернадский. Обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции чел. усиливается его преобразующая деятельность окр. природы. Новая сфера - сфера разума, жизнь чел., а его матер. и дух. культуре. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает др. области бытия. Биосфера постоянно переходит в ноосферу.
Западничество формировало представление о личности человека, внесословной ценности, о необходимости человека в просвещенный шум, приобщения народа к наукам и ф.. Движение к более высокой культуре невозможно, по мнению западников, без политического обновления России, без разрыва с ее традиционной духовностью. Идея глубокой связи культуротворческого процесса и «государственного устроения» становится основополагающей идеей русской философии 18 века. Западнические идеи проявили неизбежную тенденцию преодоления Россией вековой самоизоляции и отрицания всякой инокультуры. Они усиливали гуманистическое начало русского мировоззрения, оформляли установку на соревновательность культур. В 40-60-х годах оно развивается в трудах таких видных мыслителей как В.Белинский, Н. Чернышевский, А.Герцен. Представители западничества пришли к выводу о необходимости правого государства и либеральных форм в России в соответствии с принципами разделения властей, …. опиралось на православно-русское направление в общественной мысли России защищало культурную самобытность славян, специфику русской культуры.
Первые славянофилы (И.Киреевский. А.Хомяков) обосновали идею «несхожести» России Запада, противоположности духовного мира, образа мыслей, характера мышления, традиции. По мнению Киреевского, противоположность проистекает из разного характера просвещенности. Россия восприняла от Византии и сохранила в монастырях истинное православие. Западное же просвещение уклонилось в рационализированную культуру.
Хомяков в своем учении отождествлял понятие духовности с понятием соборности. Идея соборности исходила из принципа взаимодействия божественного и человеческого. Понятием соборность Хомяков обозначает свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного пути к спасению своего рода, общинность.
Славянофилы первыми
выразили в сфере философии своеобразие
русской культуры, национально-самобытный
путь России во всемирной истории, ответили
на назревшую потребность
41. Религиозно-нравственная
Большое влияние на идейное развитие России конца XIX— XX вв. оказал Ф.Достоевский (1821—1881). Он вместе с В. Со¬ловьевым, положил начало религиозно-философскому движекию XX в. (Д. Мережковский, Л. Шестов, Н. Бердяев и др.). В набросках своей "системы истинной философии" Федор Достоев¬ский развил аргументацию в пользу бессмертия души и выстро¬ил концепцию, согласно которой история человечества делится на три стадии — патриархальность, цивилизация и христиан¬ство как синтез двух предыдущих. С позиций этой схемы он по¬лемизировал с социализмом как порождением католицизма и атеизма. Социализм — путь внешнего устройства человечества, тогда как, согласно Достоевскому, в основе всякой социальности всегда лежит нравственное самосовершенствование человека.Писателя-философа прежде всего интересовала антрополо¬гия, которая имела как бы два измерения: этико-социальное и ре¬лигиозно-нравственное. В первом его занимала "тайна человечес¬кой природы" (образ Великого Инквизитора), во втором — "воп¬рос о существовании Божием" (личности старца Зосимы). Досто¬евский "разрывался" между идеей "исправления подвига" Хрис¬та и верой в необходимость "уподобления" Христу. В этой раздво¬енности выразились антиномическая сущность антропологии Достоевского, его вера и неверие в человека. Вместе с тем мысли¬тель-пророк предельно обнажил глубоко выстраданную опытом всех поколений людей истину — нет на земле и не может быть такой цели, для достижения которой была бы. допустима жер¬тва хотя бы в одну детскую слезинку.
42. Философия и новое религиозное сознание.
Духовное движение,
традиционно именуемое "русским
религиозно-философским
Ф. Соловьёва явл. синтезом русской религиозной ф. 19 в. Выдвигает идеал "свободной теософии"., совмещающей в себе эмпиризм, рационализм и мистику. Соловьев связывает низший и высший уровень бытия, понимает мировой процесс как восхождение к единству. От минерального царства — к растительному, от него — к животному, затем природно-чел. и дух-человеческому. Социальный идеал Соловьёва— "вселенская церковь", объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Согласно "философии всеединства", изначально существует 2 мира— "мир зла" (времени) и "мир добра" (вечности). Задача человека — это поиск путей из мира времени в мир вечности. Дух и тело одинаково принадлежат миру вечности и времени, ибо в них иногда преобладают начала добра, тогда — зла. Простейшая форма борьбы с миром времени — память. Источник добра Соловьёв видел в Боге. С ним он связывал надежды на победу добра над злом. Человеку присущ страх Божий. Соловьёв критично относился к современной ему политической экономии, которую характеризовал как либеральную или анархическую. Ее основной недостаток состоял в том, что она разделяла хозяйственную и нравственную области.
Флоренский. Его "метафизику" можно отнести к направлению российской ф. всеединства ориентацией на традицию платонизма, на историко-фил. опыт христианизации платонизма. Флоренский критиковал фил. и богословс. рационализм, настаивая на принципиальном антиномизме как разума, так и бытия. Возрожденческому субъективизму он противопоставлял средневековый тип миросозерцания как "объективный" путь познания, отличающийся органичностью, соборностью, реализмом, конкретностью и др. чертами, предполагающими активную (волевую) роль разума. Сущностью всеединства у Флоренского является любовь, создающая и скрепляющая единство.
Тема России — одна из центральных в творчестве Бердяева. Основой метафизики он оставляет темы свободы и творчества. Свобода определяет содержание "царства духа", смысл его противостояния "царству природы". Творчество возможно не только в художественном и фил., но также и в опыте религ. и моральн.. Интуиция свободы - изначально бердяевская интуиция и единственная метафизическая идея. Свобода признаётся им фундаментальной онтологической реальностью. По Бердяеву, человек в его творческой деятельности как бы дополняет божественную жизнь. Личность не только сопоставима с Богом, но имеет еще и безусловный приоритет перед обществом. Она представляет собой большую ценность, чем общество, нация, государство. Рассматривая человеческую личность в качестве высшей ценности, Бердяев по праву считал свою философию антропоцентристской или персонатстской.
43. Понятие метафизики.