Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:55, шпаргалка

Описание

1. Проблема определения философии
2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
3. Исторические типы мировоззрения.
...
96.Человек и природа в ракурсе экологической философии.

Работа состоит из  1 файл

filosofia_EKZAMEN.doc

— 452.50 Кб (Скачать документ)

К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека.

 

29. Критика философской классики  и иррационализация философии.

Иррационализм  (неразумный)   идеалистические  течения в ф., которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, недоступное разуму, утверждая иррац. характер самого бытия. Если в самом   общем   смысле   иррадион.   тенденции   прослеживаются на протяжении всей истории ф., то в более узком смысле термин «И.» относят     к     течениям     буржуазн.     Ф.,     кот.     складывались в противопоставлении себя рационализму НВ. Иррационалистические взгляды получают широкое распространение в связи с кризисом буржуазного общества и его культуры .И. особенно проявляется в этих   течениях,   как   философия   жизни   и   экзистенциализм представляет     собой     прямую     противоположность научному, ….. явл. Шопенгауэр. Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться чел. и как воля, и как представление. Воля — это абсолют. начало всякого бытия, некая космич. и биологич. сила, созидающая мир и чел.. Чел. явл. рабом воли. Воля заставляет чел. жить. Она заманивает индивида призраками счастья и соблазнами. На самом деле чел.  служит средством для сохранения воли. У чел. есть только один выход - погасить в себе волю к жизни. Ш. выделял две разновидности людей, кот. перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Погружен. в такое состояние чел. уже не индивид, а безволън. субъект познания. Обыкнов. чел. не способен к созерцанию подобного рода. Вместе с тем каждый человек располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть индивид их не осознает и не ценит, осознает лишь в случае утраты. Шопенгауэр первым в XIX в. дал фил. обоснование пессимизма.

В ф. жизни (Ницше) центр. явл. понятие жизни как  особой целост. реальности, не тождественной  ни материи, ни духу, ни сознанию. Постичь "жизнь" рацион. средствами невозможно, она доступна лишь интуиции. Под "жизнью", "живым" понималось при этом и некая космич. сила, определяемая А. Бергсоном как «жизненный порыв», сущность которого состоит в непрер. самовоспроизведении себя и творчестве новых форм, благодаря чему эволюция мира, природы приобретает характер «творч. эволюции».

 Н. утверждает, что культура определялась равноправием 2 начал — диониссийского и  аполлоновс.. Дионис — бог самой  жизни в её физич. смысле. Аполлон  — покровитель искусств. Культ  Аполлона — это культ разума и гармонии. Европ. культура пошла подавления диониссийского. Это привело ее к кризису. Обыденная жизнь оказалась строго регламентиров., в ней не осталось больше места для геройства. Люди придумали себе массовые религии – христианство и социализм.  Эти религии — религии обиженных. Мораль христ., как и мораль социалист., только ослабляет типичное начало в человеке. Чел. есть путь к Сверхчеловеку, тому, кто стоит над толпой с ее лицемерием. Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие есть чистое проявление прирожд. воли чел. к власти. Гл. причину краха соврем. ему цивилизации Н видел в засилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на разложение. Поэтому разум должен быть подчинен воле власти. Н. одним из первых сказал о наступлении нигилизма.

 

 

31. Классический позитивизм

В центре внимания позитивизма нах. вопрос о взаимоотношении  ф. и науки. Главный тезис позитивизма состоял в утверждении, что все подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных спец. наук или их синтетич. объединения и что ф. как самостоят. наука не имеет права на существование.

Позитивизм пережил  три основные этапа своей эволюции. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и ф., претендовавшей на роль "науки наук".

Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней ф. —. Название же "ф." можно сохранить лишь за общей наукой, раскрывающей связь  отдельных наук. Вместе с тем эта  «новая ф.» не должна иметь ничего общего с традиционной фил. мыслью. Ее предназначение заключалось в том, чтобы продолжить ту работу, которая совершалась в частных науках, — формировать наиболее общие законы на основе данных частных наук. Иными словами, ф. сводилась к общим выводам из естеств. и обществ. наук. Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе знаний и отвергла ответ, предлагавшийся Контом. Возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм, махизм (Авенариус). При сохранении основной позитивистской линии махизм сосредоточил свое внимание на проблемах, от которых предлагал отказаться Конт: природа познания, соотношение субъекта и объекта, природа "элементов мира", взаимоотношение физич.и

психич. и др.

 

 

 

32. Неопозитивизм.

Неопозитивизм – логич. эмпиризм, 3 форма позитивизма. Формируется в 30-х г в Австрии, Англии и Польше. Источники: логика, математика, появление неэвклидовой геометрии.

Шлик и Карнап полагали, что предметом философии  явл формально логический язык науки, задача и философии, и науки – отделить философскую проблематику от научной. Карнап создает классификацию высказываний: - нелепые(бессмысленные), - научнонеосмысленные(вненаучные), -научноосмысленные(истинные и ложные) можно проверить в опыте. Гл задача – освободить науку от бессмысленных высказываний. По мнению неопозитивизма традиц. философию необходимо перестроить, видоизменить, убрать неясность. К 40-м годам в неопозитивизме предмет философии является исследование значений выражения. Значение это вопрос о присущей проверяемости. В 40-50е г появляется логич. конвенционализм. Конвенция – соглашение общих определений и понятий.

 

33. Постпозитивизм

 Постпозитивизм представл. собой множество течений критикующих друг друга, но исходящих из неопозитивизма.

Карл Поппер(критический рационализм)

принципы

1.открытость  для критики

2.фальсификация  - опровержение истинности любого  утверждения, относимого к науке.  истинным явл-ся то, что не опровергнуто.

рост научного знания - не движение от одного истинного  знания к другому, а переход от одних проблем к другим.

Томас Кун.

наука зависит  от господствующего в данный, истор. период способа деят-ти научн. общ-ва. парадигма - сов-ть убеждений, принципов, применяемых научн. сообществом. смена  парадигм - научная революция

 

34. Неотомизм

 Неотомизм – обновленное учение Ф. Аквинского. Ж. Маритен выдвинул принцип гармонии веры и разума. Сущ 3 формы постижения истины: наука(фиксирует явления и устанавливает причинно-следств.связи), философия(учение о бытии, познание Бога как первопричины бытия), теология а)вершина рац знания, доступного человеку б)нерац. сверхразумное знание, основанное на вере.

В онтологии  неотомизм повторяет Аквинского. Мир – иерархия форм бытия, особое место – человек, т.к. его душа бессмертна, принадлежит Богу и определяет бытие. В теории познания субъект – бессмертная душа. Суждение считается истинным если оно соответствует действительности сотворенной Богом. Критерий истины – Божественный разум.

В неопростестантизме выдвигаются принципы всеобщего  священства, равенства всех верующих в Бога, обращение к Бог без участия лиц, носящих духовный сан. Наука не может разрушить веру в Бога, т.к. источник религиозности внутри чела, а не во внешнем мире. Решения сводятся к субъективно эмоциональным переживаниям человека, религиозная вера – чувство эстетического восхищения жизнью. Гл проблема – проблема культуры как единства человеческого и божественного.

 

 

 

 

36. Аналитика человеческого существования  как предмет исследования в  философии экзистенциализма.

Обращение к  логике, использование её возможностей сыграло важную роль в создании феноменологии («учение о феноменах»). Создатель -  Гуссерль.   Он   понимал  под  феноменами   некие абсолютные    сущности    сознания,     или    смыслы    предметов, возникающие в сознании. Г. выступал за то, чтобы положения ф, обладали такой же абсолютной истинностью как законы логики и положения математики, чтобы ф. превратилась в строгую науку. Он отстаивал положение о том, что феноменология призвана показать возможности «чистой» логики как фундамента научного познания. Под «чистой» логикой он понимал теорет. науку, не учитывающую эмпирич. данные и практику мышления. В феноменологии сознание обращено не к внешн. миру, а на само себя. Именно содержание того «чистого»  сознания и составляет предмет феноменологических   исследований.   Такие   изменение   Гуссерль охарактеризовал как трансцендентальную редукцию. Она позволяет в потоке   феноменов   как   абсолют.   сущностей,   как   смыслов предметов. возникающих в нем, обнаружить подлинные смыслы. Он исключает из рассмотрения внеш. мир, все суждения о нем, выходящие   за   границы   «чистого»,   или   субъективного,   опыта. Трансцендентальная   и   феноменологическая   редукция   являются основными      составляющими       феноменологического       метода …. ключевое место занимают понятия «феноменологическое эпохэ» (воздержание) в «интенииональность» (направленность). По Гуссерлю, философ, предлагающий не принимать во внимание внешнего мира, воздерживаться от суждений о нем, совершает феноменологическое эпохэ. С его точки зрения, сознанию  присуща интенциональность — постоянная направленность на какой-либо объект. Причем, такой объект не существует вне сознания, а находится внутри него как мыслимый предмет (находится лишь постольку, поскольку он подвержен «полаганию» сознанием или мышлением). Словом, с этих позиций сферой исследования феноменологии выступает сознание, рассматриваемое в аспекте его интенциональной природы.

Важное фил.  течение XX столетия занимает экзистенциализм (существование).   Это   иррационалистическая   ф.,   возникшая   в стремлении создать новое мировоззрение. Основной интерес рассм. течения     сосредоточен     на     конкретном     человеке     с     его каждодневными заботами,  печалями,  горестями,  переживаниями. Экзистенциализм подразделяют на религиозный (Н. А. Бердяев, К. Репере)   и   атеистический   (Ж.-П.    Сартр,   А.   Камю).   Творцы экзистенциализма видят в качестве  сферы фил.  интереса такие проблемы, которые вытекают из самого факта существования чел.. К ним они относят конечность существования, его движение к небытию, прекращение существования, или смерть, постоянный страх перед смертью. С точки зрения экзистенциалистов предметом ф. выступает бытие. Оно не постигается с помощью рац, познания: его лишь можно пережить и описать таким, каким оно открывается нашему внутреннему    чувству    при   этом    переживании.    Ф. экзистенциализма   интересует   в   первую   очередь   переживание человеческого   существования.   Постигая   способ   существования человеческой личности, мы постигаем тем самым экзистенцию.

Признание чел. своего участия в бытии, осознание  им своей конечности,  хрупкости,  ранимости связаны в  экзистенциализме с ощущением тревоги и страха, ведь в них наиболее полно раскрывается челов. существование, понятие страха одно из важн. в экзистенциализме. Пребывая в состоянии страха, человек оказывается наедине со своим существованием и обнаруживает ничто. Хайдегтер полагал, что страх, а также забота, тревога являются априорными формами челов. личности, составляющими субъективное бытие чел., названное им «бытием-в-мире». Разрабатывавшееся Хайдегтером учение об априорных формах было представлено им как учение о бытии, или «фундаментальная онтология». С её позиций, человек, лишь постоянно ощущая себя в преддверии смерти, в состоянии оценить каждый миг жизни в его значимости и полноте и освободиться от давления разного рода общественных целей, следования идеалам.

С точки зрения Ясперса, челов. существование с  наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью. В «пограничных ситуациях» чел. обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода интересов и научных представлений о действительности, т. е. от «трансцендентального бытия-в-себе». В такие моменты он отходит от  своих повседневных забот, т. е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге, он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования; происходит «озарение экзистенции», «осознание души. Акт достижения «безусловного бытия», по Ясперсу, трехступенчат. Первая ступень связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая — с «озарением экзистенции» и третья — с приходом к пониманию Бог. Поиск смысла бытия в данном случае с фантазией, с игрой воображения, характеризующейся особой силой, необычностью создаваемых образов. По Ясперсу, истинная ф. — это ф. коммуникативная. Причем, благодаря коммуникации человек выделяется из мира живых существ.

Иную трактовку  бытия дает Сартр. Для него бытие  распадается и две формы: «бытие-в-себе»  и «бытие-для-себя». Первая форма  охватывает мир вешей - неоформленный, независящий от чел., вторая — собственно челов. реальность. Мир «бытия-в-себе»  хаотичен, инертен, «непроницаем» для самого себя. Он обладает лишь бытием факта своего существования, непротиворечив, выступает как некая противостоящая челов. сознанию реальность. Мир «бытия-для-себя» внутр. противоречив, он существует лишь в качестве отрицания «бытия-в-себе». Его сущность — сознание, которое само себя создает и непрерывно себя отрицает: в этом его противоречивость. Основу же этого отрицания составляет «ничто», коренящееся в сознании и представляющее собой единственно возможный способ его существования. Раскрывать природу «ничто» и есть задача истинной ф.. Важное место в экзистенциализме занимает иррационалистич. понимание свободы. По Сартру, чел. свободен лишь потому, что он не детерминирован миром «вещей-в-себе». Свобода состоит в выборе самого себя — в выборе собств. предметного мира, рассм. как «открытие». С точки зрения Сартра, единств. подлинно фил. определение свободы - то, что она есть автономия выбора. В то же время свобода неотрывна от …. определяет подливное существование знаменитый писатель и философ Камю. В своей книге «Бунтарь» он отстаивает мысль о том, что подлин. существование предполагает бунтарскую позицию чел., отрицание приспособленчества, несогласие со всем позитивным, неприятие всего, что существует, преклонение лишь перед справедливостью.

 

37. Лингвистическая философия.

Авторы лингвистической  философии – Остин, Вингенштейн. Предмет познания – повседневный язык, кот фиксирует структуру  мировоззрения, а значения высказываний возникают, когда др слова или  высказывания ограничивают значение. Лингвистический анализ показал, что развитие языка идет не по линии увеличения кол-ва слов, а по линии расширения схем значений высказываний, кот задаются тем или иным контекстом, следовательно развитие языка идет за счёт развития сис-мы контекстов.

 

38. Методологические программы исследования языка.

С 50-х г прошлого века благодаря работам Леви-Стросса  начинается философский этап в сис-ме структурализма. Язык – основа культуры и Барт раскрывает закономерности функционирующих значений в языке, а через значения выходит на анализ культуры. Лакан пытается совместить психоанализ и структурализм и считает, что бессознательное и язык аналогичны, и через язык можно исследовать бессознательное. Структурализм закладывает основу формирования структ. – функционального анализа, кот явл наиболее развитым подходом, сочетающим в себе эмпирический и метатеоритич. уровни. Общественные явления – системно-структурно организованные ценности, в рамках которых каждый элемент выполняет определенную функцию внутри сис-мы. СФА рассматривает общество как органическую саморегулирующуюся  сис-му, стремящуюся к равновесию, общество  целостная сис-ма, все элементы которой взаимозависимы.  Следствием формирование общества явл культура. Культура – продукт деятельности людей, кот организуют соц жизнь.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"