Социальная философия, её предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат

Описание

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 152.76 Кб (Скачать документ)

Социальная философия, её предмет и роль в обществе.

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней  Греции и состоит из двух слов –  фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития. Только философия формирует цельную систему взглядов на мир и место человека в мире; философия исследует проблемы социально-политического, культурно-нравственного и эстетического отношения человека к миру. Содержанием, внутренним стержнем философии является духовно-нравственная мудрость.

Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, (понимаемого как благо, честность, полезность, долг), прекрасного и  возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного  и сотворение человека нравственного. Высокие моральные качества человека, как известно, не возникают стихийно, сами по себе, они часто являются результатом плодотворной деятельности философов. Древнегреческий философ Сократ в одной из бесед заметил, что для него "... кажется странным, если человек, взявшись быть пастухом стада коров и убавляя и ухудшая их, не сознается, что он плохой пастух; но еще для него странно, если человек, взявшись быть начальником в государстве и убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не осознает, что он плохой начальник" (Ксенофонт. "Воспоминания о Сократе", I, II, 32). Любая политика (экономическая, техническая, в области медицины, образования и т. д.) не может сделать шага без согласования с моралью, нравственностью.

Двуличие, неразумность и  аморализм политики, а также некорректные философские ориентиры всегда вели к катастрофам, чему немало свидетельств, как в истории, так и в современности.

О важности философского знания свидетельствует и тот факт, что  современные ученые в области  техники, естествознания, обществознания в полном смысле слова тянутся  к философии, находя в ней ответы на самые актуальные вопросы. И если еще сохранилось пренебрежительное  отношение к философии у небольшой  части ученых - техников, то это объясняется  не только плохим знанием философии, но и поверхностным знанием и своей собственной науки.

Философия необходима особенно во времена кризисного состояния  общества либо его революционного переустройства.

Кому и зачем нужно  знание философии?

Во-первых, поскольку во всяком акте мышления в той либо иной мере используется подвижная система  философских категорий, постольку  уровень философского знания во многом определяет оптимальность принимаемых  решений каждого человека, но особенно человека, стоящего во главе общества, течения, направления. И это имеет  большое практическое значение.

Во-вторых, только на основе философии формируется целостное  представление научной картины  мира, знания вообще, правильного образа мира. Философия способствует формированию абсолютно необходимого обществу культурно-нравственного  климата, духовного мира человека. (Отнюдь не случайно XX Всемирный Философский  конгресс 1998 года был посвящен теме " Философия в воспитании человечества"). Она - своеобразная социально-духовная терапия.

В-третьих, являясь своеобразной базой развития всех наук, философия  создает условия для их оптимального развития, преодоления у них тупикового и кризисного состояния.

В-четвертых, только философия  содержательно и конструктивно  обогащает теорию познания, формулируя общую методологию и закономерности духовного освоения действительности.

В-пятых, в процессе последовательного  и систематического усвоения философии  логическое мышление становится все  более верным и правильным, адекватно  отражающим действительность. А диалектическое понимание мира превращается в стимулирующее  критическое и творческое отношение  к этому миру.

Мировоззрение. В самом  общем виде это воззрение человека на окружающий его мир на свою роль и место в этом мире, а также  обусловленными этими воззрениями  жизненные позиции, убеждения людей, их идеалы, принципы поведения и  практической деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение тесно  связано с философией. Они не просто однопорядковые, но и родственные понятия. Во многих учебниках говорится о том, что мировоззрение является ядром, основой философии. Это и так, и не совсем так. Может быть и наоборот, когда философия выступает как основа, ядро мировоззрения.

Существует несколько  типов мировоззрения: обыденное (житейское), мифологическое, религиозное, атеистическое, философское. Эти основные типы мировоззрения  обеспечивают человека возможностями  получения знаний об общей картине  мира, о человеке, об обществе. Они  определяют социально-политическую, религиозную, культурно-нравственную, эстетическую, научно-техническую, ценностную ориентацию человека. А это значит то, что  человек вынужден ставить вопросы  и находить на них ответы по проблеме соотношения материального и  идеального, добра и зла, прошлого и настоящего, настоящего и будущего.

Здесь надо знать, что всякая философия – мировоззрение, хотя не всякое мировоззрение – философия. Мировоззрение образуется на базе естественнонаучных, социально-исторических, технических  и философских знаний. Носителем  мировоззрения является человек  или социальная группа людей, воспринимающих действительность через призму того или иного типа мировоззрения. Практическая значимость мировоззрения проявляется  в выборе норм поведения, жизненных  устремления и интересов, быта, труда, планов и целей, ценностей, идеалов, а также их конкретное понимания.

Следует различать понятия "мировоззрение", "мироощущение", "миросозерцание", "миропонимание", "мировосприятие", т.к. иногда они  употребляются в качестве синонимов. Действительно, у этих понятий существует тесная связь, есть много общего, но надо видеть и различия между ними.

Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание - это своеобразное переживание человеком внешних  воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Миропонимание же – это  лишь интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения.

 

 

Становление и  историческое развитие социальной филосифии

Становление социальной философии  как самостоятельной отрасли  философского знания в Новое и  новейшее время.

 Европейская мысль  Нового времени в поисках общественного  идеала. Идея общего блага. Либеральная  концепция идеального устройства  общества. Утопический социализм  о будущем общества. Социально-философские  взгляды К.Маркса.

 Поворот западной мысли  в первой половине XIX в. от социальной философии к разработке конкретной социальной науки - социологии. Современное состояние западной социально-философской мысли. Либеральная концепция открытого общества К.Поппера. Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г.Маркузе). Постмодернистская социальная философия (Ж.-Ф. Лиотар, М.Фуко). Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. К дискуссиям в западной мысли о соотношении социальной философии и теоретической социологии.

Основные этапы развития отечественной социально-философской  мысли. Определяющее значение положений  христианской религии в осмыслении социальных проблем русскими религиозными философами. Трактовка «социального уровня» как вторичного по отношению  к основным догматам христианской религии. Основные направления в интерпретации  взаимоотношения социального начала и христианской веры.

Качественное различие «христианского»  и «социального». Хомяков А.С. (1804-1860). Православно-христианское понимание общности как «киновии» (бескорыстного совместного общежития. П Флоренский). Проблема единства социального и христианского уровней в сознании, социализация христианской веры (В. Соловьев). Взаимоотношение социального и творческого начал и социальное содержание «русской идеи» в интерпретации Н.Бердяева.1 Трактовка исторического материализма в советский период. Философы XIX-XX вв. в поисках общественного идеала. Причины особого внимания отечественных исследователей к философии истории и, в частности, философии российской истории.

 Социальная философия  как онтология развивающегося  общественного бытия. Основные  черты социальной философии: 1) учение  о всеобщих чертах общества  как такового; 2) учение о должном,  совершенном, идеальном устройстве общества. Соотношение сущего и должного как существования и сущности в социально-философском знании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество и  природа

1. В ХХ столетии в  связи с резкой интенсификацией  воздействия человека на природу,  бурным развитием науки и техники,  возросшей необходимостью в полезных  ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением  новых видов оружия, в том числе  ядерного, стала актуальной проблема  отношений общества и природы.

Понятие "природа" имеет  два основных значения. В широком  смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными  качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с  природой понимаются как отношения  между обществом — целостной  системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого  слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

2. Природа гораздо старше  общества.

Если история природы  насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется  только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться  только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете  Земля. В настоящее время исследовано  большое количество планет в различных  звездных системах, и ни на одной  из них нет всех условий для  возникновения жизни. Исходя из предположения  о бесконечности Вселенной, можно  теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для  жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле — уникальное явление.)

Преимущества Земли (по сравнению  с другими планетами) для возникновения  жизни в том, что:

• Солнце — звезда, вокруг которой вращается Земля и  другие планеты Солнечной системы  — имеет средние размеры и  умеренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком  маленьких ("холодных") жизнь невозможна;

• Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца — 150 млн. км (в том случае, если бы Земля  находилась на 10 — 15 млн. км ближе к  Солнцу, то она превратилась бы в  выжженную пустыню, а если бы на 10 — 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась  бы льдом);

• Земля имеет умеренные  размеры: слишком маленькие планеты (Меркурий, Плутон) имеют слишком  слабое притяжение, чтобы создать  вокруг себя атмосферу и другие условия  жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни;

• Земля имеет атмосферу  — особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю  от солнечной и иной радиации, иного  непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот — вещества, необходимые для дыхания  и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться  и быстро охлаждаться, поддерживает температурное равновесие;

• Земля имеет воду —  также необходимый элемент для  жизни. 3. Составными частями Земли (природы) являются:

• литосфера;

• атмосфера;

• гидросфера;

• биосфера.

Литосфера — (с греч. — каменная оболочка) — верхняя твердая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Литосфера имеет важное значение для жизни, потому что:

• создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности, так как внутри Земли  находится расплавленная масса  — магма и в центре — железное ядро);

• содержит в себе полезные ископаемые;

• имеет особый органический слой — почву, создающую условия  для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей  для человека и животных. Атмосфера  — газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:

• защищает Землю от влияния  открытого космоса;

• предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает  благоприятный температурный режим;

• содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и  кислород (около 20%) — вещество (газ), необходимое для дыхания и  при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит составным  элементом воды — другого обязательного  для жизни природного элемента).

Слой атмосферы очень  тонок. 75% ее объема расположены в  пространстве от поверхности Земли  до высоты 10 км. Выше — так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие всего 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за которыми -открытый космос.

Гидросфера — водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой. Вода (в  виде соленых океанов, морей, озер, пресных  озер, рек, льдов) покрывает большую  часть земной поверхности - около 70%, и только 30 процентов земной поверхности  составляет суша в виде материков  и островов.

Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе