Социальная философия, её предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат

Описание

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 152.76 Кб (Скачать документ)

 Диалектико-материалистическая  концепция характеризует развитие  общества как закономерный процесс  и исходит из того, что функционирование  и развитие общества конкретно  обнаруживает себя в виде общественно-исторической  практики сменяющих друг друга  поколений людей. Общественно-историческая  практика представляет материальное, предметно-чувственное взаимодействие  субъекта и объекта. Активной  стороной этого взаимодействия  выступает субъект, т.е. человек  или группа людей, обладающих  сознанием, волей, способностью  к познавательной, оценивающей и  преобразующей деятельности, а следовательно налагающих свою печать на темпы и формы социальных преобразований. Естественно, возникает вопрос: каково соотношение исторической необходимости (закономерности) и осознанной, целенаправленной деятельности людей? Раскрытие данного вопроса возможно с помощью категорий: «объективные условия» и «субъективный фактор», «свобода» и «необходимость», «сознательность» и «стихийность». Таким образом, мы переходим к рассмотрению следующего вопроса плана.

 

 

Производство  и общество

 Производство как основной  признак человека

Между людьми, одной стороны, и животными, с другой, существует множество различий. Но в основе всех их лежит одно основное. Все  животные без единого исключения только присваивают то, что дает природа, они лишь приспосабливаются  к среде. Люди создают вещи, которых  в природе не существует, они преобразуют  среду. Коренное отличие людей от животных заключается в том, что  они производят, занимаются производством. Производство - необходимое условие  существования людей. Стоит прекратиться производству - и люди погибнут. Только производственная деятельность могла  породить разум, мышление. Лишь производство могло вызвать к жизни общество, без которого оно развиваться  не могло. Породив общество, производство тем самым превратило животное в  социальное существо, т.е в человека. Животное есть только организм, только биологическое существо. Человек есть неразрывное единство тела (организма) и духа, в котором ведущая роль принадлежит духу, представляющему собой явление социальное и только социальное, есть личность. Поэтому невозможность понять суть общества и человека, не рассмотрев более или менее детально производства.

Труд и производство

Материальное производство - всегда единство двух сторон: отношений  людей к природе и отношений  людей друг к другу. Если отвлечься  от отношений людей друг к другу, то производство выступит просто как  труд. Самое простое определение  труда - деятельность человека с целью  создания предметов, которые удовлетворяют  те или иные его потребности, т.е. создания новых потребительных ценностей (благ). Труд представляет собой единство трех моментов.

Первый из них - предмет  труда. Это вещь, которая в ходе трудовой деятельности подвергается заранее  намеченному изменению, имеющему целью  превратить ее в нужную человеку потребительную ценность. Если человек пилит бревно, то бревно - предмет труда. Предмет  труда - и металлическая заготовка, которую токарь обрабатывает на станке.

Средство труда (второй момент труда) есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между  собой и предметом труда и  при помощи которого он производит заранее намеченное изменение предмета труда. Если взять те же примеры, то в первом из них средство труда - пила, во втором - токарный станок. Простые  средства труда нередко именуются  также орудиями труда.

Существуют вещи, которые  сами не оказывают воздействия на предмет труда, но без которых  его преобразование было бы невозможным. Таковы здания мастерских или заводов, светильники, транспортные средства и  т.п. Их тоже обычно характеризуют как  средства труда. Таким образом, средства труда подразделяются на активные и пассивные. Последние можно было бы назвать также условиями труда. Но различие между активными средствами труда и пассивными важно лишь в чисто техническом отношении. В социально-экономическом смысле они суть одно целое, что оправдывает использование для их обозначения одного единого термина.

Различие предметов и  средств труда носит не абсолютный, а относительный характер. Когда землю пашут и боронят, тогда она предмет труда. Но когда ее засеяли, - она уже средство труда. Теперь она - вещь, которую человек поместил между собой и зерном и при помощи которой он воздействует на зерно с тем, чтобы это зерно дало начало новому растению и новым зернам.

Третий момент труда - собственно труд как сознательная, целесообразная деятельность человека по использованию  средств труда для совершения заранее намеченного изменения предмета труда.

Труд есть деятельность человека. Но в результате труда в объективном  мире происходит изменение вещей: предмет  труда превращается в отличный от этого предмета продукт труда. Рассматриваемый  с точки зрения его результатов  труд выступает как производительный труд, как производство в самом  узком смысле слова, а предмет  труда и средства труда (включая  условия труда) - как средства производства.

Средства производства представляют собой один из факторов производства; другой его фактор - рабочая сила. Чтобы процесс производства имел место, необходимо соединение средств труда с рабочей силой.

 

 

Социальная структура  общества

Любое общество всегда имеет  социальную структуру, под которой  понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

Социальная структура  общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями  и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Общности бывают:

статические (номинальные  категории) - например, по прописке;

реальные - те же горожане, в  реальной обстановке;

массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих  различий, которые ситуационны и не фиксированы;

групповые - малые и большие  социальные группы.

Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное  социальное неравенство, а также  процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными  друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

Классы - основа социальной структуры общества.

Зачем нужно знание социальных групп?

1. Социальные группы - своеобразные "двигатели" общественного  развития, без их усилий никакие  изменения в обществе происходить  не могут; 

2. От характера социальных  групп зависит качество функционирования  всех социальных институтов в  тот или иной исторический  момент;

3. От того, из каких  групп состоит общество, какие  из них занимают лидирующие  позиции, какие подчинённые, зависит  тип общества, его общественно-политическое  и государственное производство.

Знание ответов на поставленные вопросы позволяет понять:

почему нас не устраивает, как функционируют социальные институты;

почему нас не устраивает, как развивается общество;

почему мы не вышли на тот тип общества к которому стремились.

Начиная с 30-х гг. В Советской  литературе устоялось положение  о том, что в социальной структуре  СССР есть три класса:

1. Рабочий класс; 

2. Колхозное крестьянство;

3. Интеллигенция. 

Данное положение не соответствовало  социальной структуре общества, являясь  ненаучной. С начала перестройки (80-е - 90-е гг.) понимание социальной структуры  общества изменилось, например академиком Заславской была предложена новая структура, основанная на конкретных социологических исследованиях:

1. Рабочий класс: 

- высокообразованные, политически активные;

- средне-образованные (наиболее массовый тип);

- рабочие (берут от  государства больше, чем дают);

2. Крестьянство:

- сельские рабочие; 

- фермеры; 

- колхозники;

3. Интеллигенция; 

4. Военнослужащие;

5. Предприниматели; 

6. Крупные хозяйственные  руководители;

7. Государственные и партийные  работники; 

8. Высшее политическое руководство;

9. и т.д. (студенты, пенсионеры, деклассированные элементы, бомжи,  священнослужители...).

Существует несколько  моделей стратификационных систем. Среди них Западная и Восточная.

Западная (на примере США); включает семь статусных групп:

 

1. "Высший высший класс" - главные управляющие общенациональных  компаний, совладельцы престижных  юридических фирм, высшие военные  чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила,  известные архитекторы, артисты; 

2. "Высший класс" - главные  управляющие средних фирм, инженер-механик,  газетные издатели, врачи с частной  практикой, практикующий юрист,  преподаватель колледжа...;

3. "Высший средний класс" - банковские кассиры, преподаватели  муниципальных колледжей, управляющие  среднего звена, учителя средней  школы; 

4. "Средний средний  класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники  смен на предприятиях, служащие  страховых компаний, управляющие  крупных магазинов,..;

5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков...;

6. "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные  рабочие, бензозаправщики, официанты,  швейцары...;

7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники,  мусорщики,...

 

Восточная (на примере Индии - кастовая система). Имеет место, в  основном в странах, с азиатским  способом производства (способ производства определяет зависимость всех трудящихся от государства, чиновников, занимающихся распределением благ):

 

1. "Высший слой" (Кшатрии) - вначале, были воины, поработившие  Индию и занявшие господствующее  положение; 

2. "Брахманы" или "Брамины" - священнослужители, обеспечивающие  идеологическую поддержку высшего  слоя;

3. "Обслуживающий слой" (Вайшьи) - заняты обслуживанием "Высшего  слоя";

4. "Шудры" (Зависимые) - основная часть населения, имеет  свою иерархию;

5. "Отверженные" (парии).

Существуют смешанные  стратификационные системы, кроме того, по мнению учённых, люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому важным механизмом социальной стратификации является социальная мобильность, которая определяется, как изменение индивидом, семьёй, социальной группой, местом в социальной структуре общества.

Вертикальная мобильность - перемещение индивидуумов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется социальное положение (восхождение, нисхождение).

Горизонтальная мобильность - переход от одной социальной группы к другой, находящейся на одном  социальном уровне.

Географическая мобильность (миграция) - смена места жительства, перемещение на другую территорию.

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества

1. Постепенное становление  классовой системы, при сохраняющемся  влиянии этакратической (этакратия - власть государства, основана на рангах во властной иерархии; классовая - размеры собственности и рыночный обмен);

2. Изменение в структуре  занятости. Новые профессии, развитие  самозанятости;

3. Поляризация по имущественному  признаку;

4. Актуализация физико-технической  системы стратификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный детерминизм

Социальный детерминизм (лат. determinare - определять) - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.

Важнейшей характеристикой  социального детерминизма является причинно-следственная связь, однако к  последней не сводятся все формы  детерминации (обусловленности). Среди  них следует назвать связи  случайные и необходимые, возможные  и действительные, прямые и косвенные  и т.д. Вся совокупность связей и  отношений данного класса объектов выступает в качестве важнейшего детерминанта развития.

Он имеет две основные формы: во-первых, это строгая детерминация одного социального явления другим, во-вторых, понятие `социальный детерминизм` относится к характеристике некоторых  свойств или качеств, присущих не отдельному субъекту, а классу объектов в целом.

Из существовавших в истории  социологической мысли представлений  о связи социальных явлений можно  выделить: 1) механистический социальный детерминизм, который предполагал  жесткую детерминацию, строго однозначный  характер всех связей и зависимостей, сведение социального целого к его  элементам, отказ от включения случайности  в цепь причинно-следственных отношений  и приводил к отрицанию свободы  воли и фатализму (признанию неотвратимой предопределенности событий); 2) статистический социальный детерминизм, делавший упор на значении случайности в социальных процессах и выявлении причин на основе фиксации статистических распределений; 3) системный социальный детерминизм, подчеркивавший целостность социальных структур, детерминацию социальной системой своих элементов и др.

Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе