Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат
Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.
В рамках унитарного государства 
могут существовать автономные образования, 
органы которых обладают более широкими 
полномочиями в области внутреннего 
управления по сравнению с местными 
органами других административно-
В последнее время в литературе встречается специальный термин -«регионалистское государство»1, используемый для обозначения децентрализованных унитарных государств, территория которых целиком состоит из автономных образований (примеры - Италия, Испания). Предлагается считать «регионалистское государство» особой, промежуточной (между федерацией и унитарным государством) формой государственного устройства.
Федерация - это союзное государство, состоящее из государственных образований, каждое из которых имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. По сути дела, это форма сочетания двух государственных суверенитетов.2
С точки зрения своего внутреннего строения федерация отличается:
 - наличием двух уровней 
управления, обладающих собственной 
компетенцией в вопросах 
 - конституционным 
 - обеспечением 
 - верховенством федеративной 
конституции, которая не может 
изменяться односторонне и 
- наличием третейского (независимого) суда, разрешающего споры властей разного уровня;
 - наличием института 
межправительственного 
Федерации могут быть договорными, т. е. образованными на основе первоначального договора, заключенного его субъектами, с присоединением к нему новых субъектов (Швейцария, США, СССР с 1922 по 1991 г., Танзания, ОАЭ и др.), или созданными актами центрального правительства без установления договорных отношений между его субъектами в момент создания (Бразилия, Австрия, ФРГ, Чехословакия с 1968 по 1992 г. и др.).
Выделяют, также симметричную и ассиметричную федерацию.
Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъектами федерации, а под асимметричной - федерацию, части которой имеют различный правовой статус.1 Симметричными являются, например, ФРГ, Папуа - Новая Гвинея (по Конституции 1975 г. и Органическому закону 1980 г.), Бразилия (по Конституции 1988 г. федеральные территории преобразованы в штаты, а Федеральный округ, практически, получил равные со штатами права) и др. Ярко проявляется асимметрия в Индии, которая состоит из 25 штатов и 7 союзных территорий, статус которых различен.
Конфедерация - союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным органам.1
 Конфедерация представляет 
собой довольно неустойчивое 
образование и либо 
 К разновидностям 
кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);
ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);
договорные союзы, представляющие 
собой такое политическое устройство, 
при котором большее 
Политическая власть: сущность, структура и свойства.
 Как известно, политика 
– вид конкурентной 
По мнению Е. Вятра, общее определение власти должно включать следующие элементы:
- не менее двух партнеров отношений власти, причем этими партнерами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;
- приказ осуществляющего власть, то есть выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом воле;
 - подчинение того, над 
кем осуществляется власть, тому, 
кто её осуществляет, то есть 
подчинение выраженной в 
- общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, которого эти приказы касаются, обязан подчинятся приказам осуществляющего власть.1
 Субъект властвования 
получает возможность 
Ресурсы власти – атрибут, обстоятельство или благо, обладание которыми существенно повышает возможности их обладателя встретить гарантированное подчинение своему приказу.2
Ресурсы подразделяются на:
- нормативные;
- утилитарные;
- административные.
Ресурсы власти выступают платежным средством, которым оплачивается подчинение.
 Чтобы доступ и возможность 
распоряжаться ресурсами, 
Наиболее полное выражение институциализация властных отношений получает в политике.
 Таким образом, политическая 
власть – это система 
Политическая власть обладает следующими свойствами:
1) легальностью использования силы в пределах государства;
 2) верховенством, 
 3) публичностью, т.е. всеобщностью 
и безличностью. Это означает, что 
политическая власть в отличие 
от личной, приватной власти, которая 
обычно существует в небольших,
4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе в отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
 5) многообразием ресурсов. 
Политическая власть, и особенно 
государство, использует не 
Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.1
 Этимологически слово 
«легитимность» ведет свое 
 Многообразие возможностей 
различных политических 
 - традиционная легитимность, 
формирующаяся на основе веры 
людей в необходимость и 
 - рациональная (демократическая) 
легитимность, возникающая в результате 
признания людьми 
 - харизматическая легитимность, 
складывающаяся в результате 
веры людей в признаваемые 
ими выдающимися качества 
Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд1 наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких ее видах, как: «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности; легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления; прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ; нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью; и, наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.
 Легитимность обладает 
свойством изменять свою 
В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос: есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов? Так, ученые, связывающие кризис легитимности режима с дестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве таких критериев:
 - невозможность органов 
власти осуществлять свои 
- наличие военных конфликтов и гражданских войн (Д. Яворски);
- невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);
- разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон);
 - отсутствие серьезных 
структурных изменений или 
- низкая экономическая эффективность.
В качестве основных средств поддержания легитимности и преодоления кризиса легитимности можно указать следующее:
Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе