Социальная философия, её предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат

Описание

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 152.76 Кб (Скачать документ)

В рамках унитарного государства  могут существовать автономные образования, органы которых обладают более широкими полномочиями в области внутреннего  управления по сравнению с местными органами других административно-территориальных  единиц. Автономия не меняет в принципе унитарного характера государственного устройства, хотя придает ему особые черты, представляя собой форму  известной децентрализации государственных  функций с учетом географических (например, удаленность от основной материковой территории архипелагов  Мадейры и Азорских островов) или  исторических (к примеру, в Испании - Андалусия и другие исторически сложившиеся области) особенностей данной территории, либо этнонациональных (многочисленные примеры, в том числе автономные районы и области для зарегистрированных племен в индийских штатах Ассам, Мегхалая, Мизорам, Западная Бенгалия, Каракалпакстан в Узбекистане, автономные образования в Китае и пр.) или религиозных (например, в Греции - Афонский полуостров, где проживают, главным образом, православные монахи в ряде монастырей, в Грузии до 1990 г. - Аджарская Автономная Республика, значительную часть коренных жителей которой составляют грузины, обращенные в свое время в ислам) особенностей населения какой-либо территории. Иногда основанием для предоставления автономии становится комбинация указанных выше факторов.

В последнее время в  литературе встречается специальный  термин -«регионалистское государство»1, используемый для обозначения децентрализованных унитарных государств, территория которых целиком состоит из автономных образований (примеры - Италия, Испания). Предлагается считать «регионалистское государство» особой, промежуточной (между федерацией и унитарным государством) формой государственного устройства.

Федерация - это союзное  государство, состоящее из государственных  образований, каждое из которых имеет  свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. По сути дела, это  форма сочетания двух государственных  суверенитетов.2

С точки зрения своего внутреннего  строения федерация отличается:

- наличием двух уровней  управления, обладающих собственной  компетенцией в вопросах представления  интересов граждан;

- конституционным распределением  исполнительных и законодательных  полномочий Центра и субъектов  федерации;

- обеспечением представительства  региональных интересов на федеральном  уровне (чаще всего за счет  образования второй палаты федерального  парламента);

- верховенством федеративной  конституции, которая не может  изменяться односторонне и требует  согласия большинства членов  федерации;

 

- наличием третейского  (независимого) суда, разрешающего споры  властей разного уровня;

- наличием института  межправительственного сотрудничества, регулирующего проблемы относительно  предметов совместного ведения  сторон.

 Федерации могут быть договорными, т. е. образованными на основе первоначального договора, заключенного его субъектами, с присоединением к нему новых субъектов (Швейцария, США, СССР с 1922 по 1991 г., Танзания, ОАЭ и др.), или созданными актами центрального правительства без установления договорных отношений между его субъектами в момент создания (Бразилия, Австрия, ФРГ, Чехословакия с 1968 по 1992 г. и др.).

Выделяют, также симметричную и ассиметричную федерацию.

 Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъектами федерации, а под асимметричной - федерацию, части которой имеют различный правовой статус.1 Симметричными являются, например, ФРГ, Папуа - Новая Гвинея (по Конституции 1975 г. и Органическому закону 1980 г.), Бразилия (по Конституции 1988 г. федеральные территории преобразованы в штаты, а Федеральный округ, практически, получил равные со штатами права) и др. Ярко проявляется асимметрия в Индии, которая состоит из 25 штатов и 7 союзных территорий, статус которых различен.

Конфедерация - союз самостоятельных  государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления  совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным органам.1

 Конфедерация представляет  собой довольно неустойчивое  образование и либо превращается  в федерацию, либо распадается.  Так, в 1990 г. распалась просуществовавшая  с 1982 г. Сенегамбия - в нее входили Сенегал и Гамбия. Отметим, что само слово «конфедерация» присутствует в названии некоторых государств (например, Швейцарии и Канады), что не меняет их федеративного устройства. При этом в названии Швейцарии слово «конфедерация» сохранилось исторически, поскольку конфедеративное вначале объединение кантонов (первоначальное название этого объединения - Eidgenossenschaft, что дословно переводится как Товарищество, Скрепленное Клятвой), переросло в федерацию. Федеративное государство США также выросло из конфедерации.

 К разновидностям государственных  объединений конфедеративного типа  относятся:2

кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);

ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);

договорные союзы, представляющие собой такое политическое устройство, при котором большее государство  односторонне влияет на меньшее, не имеющее  практически никакого воздействия  на управление большей частью (Бутан  и Индия) и др.

Политическая власть: сущность, структура и свойства.

 Как известно, политика  – вид конкурентной деятельности  множества субъектов общественной  жизни, по поводу реализации  своих противоречивых интересов  при помощи государства и его  институтов. А конкуренция приводит  к доминированию одного из  субъектов и, как следствие,  к возможности последних навязывать  свои интересы другим в качестве  определяющих.

 По мнению Е. Вятра, общее определение власти должно включать следующие элементы:

- не менее двух партнеров  отношений власти, причем этими  партнерами могут быть как  отдельные лица, так и группы  лиц;

- приказ осуществляющего  власть, то есть выражение им  воли по отношению к тому, над  кем он осуществляет власть, сопровождаемый  угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом воле;

- подчинение того, над  кем осуществляется власть, тому, кто её осуществляет, то есть  подчинение выраженной в приказе  воле осуществляющего власть;

- общественные нормы,  устанавливающие, что отдающий  приказы имеет на это право,  а тот, которого эти приказы  касаются, обязан подчинятся приказам осуществляющего власть.1

 Субъект властвования  получает возможность властвовать,  в том числе и благодаря  доступу к ресурсам власти.

Ресурсы власти – атрибут, обстоятельство или благо, обладание  которыми существенно повышает возможности  их обладателя встретить гарантированное  подчинение своему приказу.2

 Ресурсы подразделяются  на:

- нормативные;

- утилитарные;

- административные.

 Ресурсы власти выступают  платежным средством, которым  оплачивается подчинение.

 Чтобы доступ и возможность  распоряжаться ресурсами, осуществляя  властные полномочия, было более  длительным и стабильным, властвующая  сторона, как правило, пытается  институциализировать свою позицию доминирования, превратить её в систему господства.

 Наиболее полное выражение  институциализация властных отношений получает в политике.

 Таким образом, политическая  власть – это система институционально  закрепленных социальных отношений,  сложившихся на основе реального  доминирования той или иной  группы в использовании ею  прерогатив государства для распределения  разнообразных общественных ресурсов  в интересах и по воле своих  членов.1

Политическая власть обладает следующими свойствами:

1) легальностью использования  силы в пределах государства; 

2) верховенством, обязательностью  решений для всякой иной власти, способностью проникновения в  любые общественные процессы. Политическая  власть может ограничить влияние  мощных корпораций, СМИ и других  учреждений или же вовсе ликвидировать  их;

3) публичностью, т.е. всеобщностью  и безличностью. Это означает, что  политическая власть в отличие  от личной, приватной власти, которая  обычно существует в небольших,  контактных группах, обращается  от имени всего общества с  помощью права ко всем гражданам; 

4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе в отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно  государство, использует не только  принуждение, но и экономические,  социальные и культурно-информационные  ресурсы.

Одним из основных специфических  свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой  форму поддержки, оправдания правомерности  применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами  и институтами.1

 Этимологически слово  «легитимность» ведет свое начало  от латинского legalis — законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления.

 Многообразие возможностей  различных политических субъектов  поддерживать систему правления  предполагает столь же разнообразные  типы легитимности. В политической  науке наиболее популярна классификация,  составленная М. Вебером2, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры  людей в необходимость и неизбежность  подчинения власти, которая получает  в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению  тем или иным лицам или политическим  институтам;

- рациональная (демократическая)  легитимность, возникающая в результате  признания людьми справедливости  тех рациональных и демократических  процедур, на основе которых формируется  система власти;

- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате  веры людей в признаваемые  ими выдающимися качества политического  лидера. Этот образ непогрешимого,  наделенного исключительными качествами  человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти.

Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более  универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд1 наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких ее видах, как: «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности; легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления; прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ; нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью; и, наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.

 Легитимность обладает  свойством изменять свою интенсивность,  т.е. характер и степень поддержки  власти (и ее институтов), поэтому  можно говорить о кризисах  легитимности. Под кризисами понимается  такое падение реальной поддержки  органов государственной власти  или правящего режима в целом,  которое влияет на качественное  изменение их ролей и функций.

В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос: есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов? Так, ученые, связывающие  кризис легитимности режима с дестабилизацией  политической власти и правления, называют в качестве таких критериев:

- невозможность органов  власти осуществлять свои функции  или присутствие в политическом  пространстве нелегитимного насилия  (Ф. Били);

- наличие военных конфликтов  и гражданских войн (Д. Яворски);

- невозможность правительства  адаптироваться к изменяющимся  условиям (Э. Циммерман);

- разрушение конституционного  порядка (С. Хантингтон);

- отсутствие серьезных  структурных изменений или снижение  эффективности выполнения правительством  своих главных задач — составления  бюджета и распределения политических  функций среди элиты; 

- низкая экономическая  эффективность.

В качестве основных средств  поддержания легитимности и преодоления  кризиса легитимности можно указать  следующее:

Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе