Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат
Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.
Таким образом, социально-историческое
время течет неравномерно. Оно
как бы уплотняется и ускоряется
по мере общественного прогресса. Причем
само ускорение социально-
Социальное время, как
и социальное пространство, имеет
сложную структуру. Оно возникает
как наложение друг на друга различных
временных структур. В рамках исторического
времени, в котором происходят события,
характеризующие историю
Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизмов ее изменения и развития как важного аспекта динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется в индивидуальной жизни людей.
Общественный прогресс
Одна из первых научных
концепций социального развития
как последовательного
Его идеи развил основоположник социологии О. Конт. Контовский закон интеллектуальной эволюции человечества прямо указывает на направление и критерий социального прогресса — степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития. Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ. Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше. В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно. Достижение высшей ступени человеческого развития — построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.
Если О. Конт, Г. Спенсер
и Э. Дюркгейм конструировали понятие
прогресса в виде двустороннего
процесса дифференциации и интеграции
безотносительно к его
Большинство сторонников
социального эволюционизма
Среди эволюционистов долгое время господствовало представление об однонаправленности эволюции для всех обществ, когда каждое из них проходит последовательно одинаковые стадии развития на пути к прогрессу. В ХХ в. это воззрение было признано несостоятельным на основании антропологических исследований. Оказалось, что не только незападные, но и многие европейские страны развивались не по одному, а по разным сценариям, включавшим различное количество и последовательность этапов.
На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям. По теории эволюционных изменений структурного функционалиста Т. Парсонса общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, причем новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем прежние.
Существенно отличается позиция
сторонников циклического развития
обществ. Первая мировая война и
периодические экономические
Английский историк Арнольд
Тойнби также считал, что развитие
цивилизаций происходит по одному пути,
совершенствуясь и продвигаясь
к упадку по сходным этапам. Возникая
как ответ на какой-либо вызов
природных или человеческих факторов,
цивилизация достигает
К циклическим теориям
следует отнести также
Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами — лидерами современной экономики; капиталистическая мир-экономика, зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла — фазу кризиса.
Социальный прогресс и прогнозирование в философии
Современная научно-техническая революция осуществляется в рамках научно-технического прогресса, который в свою очередь выступает стороной общественного прогресса.
Вопросам общественного прогресса уделяли внимание Д. Вико, И.Г. Гердер, А. Тюрго, Ж. Кондорсс, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.
Общественный прогресс —
это объективная тенденция
Вопрос о критериях
общественного прогресса
В философском объяснении общественного процесса издавна боролись две точки зрения — эволюционная и революционная.
Одни философы отдавали предпочтение
эволюционному развитию общества, а
другие усматривали большую
Предвосхищение будущего в разных формах всегда играло важную роль в жизни общества. Значение предвидения особенно возрастало в переломные эпохи истории, в период острых социальных конфликтов. Это особенно характерно для современной эпохи, когда становится очевидным, что и отдаленное, и ближайшее будущее человечества будет радикально отличаться от его настоящего и недавнего прошлого.
Предвидение — это знание
о будущем, т.е. о том, чего еще
нет в действительности, но что
потенциально содержится в настоящем
в виде объективных и субъективных
предпосылок ожидаемого хода развития.
Научное предвидение и
Различают три основных способа социального прогнозирования:
экстраполяция;
моделирование;
экспертиза.
Наиболее надежный метод
социального прогнозирования —
экспертиза. Любой социальный прогноз
сочетает в себе научное и идеологическое
назначения. Выделяют четыре вида прогнозов:
поисковый; нормативный; аналитический;
прогноз-предостережение. Предвосхищение
будущего — междисциплинарное
Пути общественного развтия
Эволюция. Революция. Реформы.
Развитие общества может происходить как эволюционным, та и революционным путём.
Эволюция предполагает плавные
изменения в обществе, которые
постепенным и естественным образом
вырастают из существующих в нём
исторических условий. Революция отличается
резкими и глубокими
Революции могут концентрироваться в отдельных сферах (например, промышленная, научно-техническая, культурная революции), но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей. Революционные преобразования могут быть долго- или кратковременными, могут касаться одного или несколько обществ, или быть глобальными (как скажем современная НТР или одна из её ветвей компьютерная революция). Когда же они в корне меняют всё общественное устройство в целом, имеет место социальная революция. Социальные революции ломают общество ,в корне переворачивают всю его жизнь. Обычно они сопровождаются грубым насилием и гибелью людей, массовыми бедствиями населения и беспорядком в обществе. Поэтому большинство социологов видят в них аномалию, нежелательное отклонение от естественного хода истории.
Однако, есть и другие оценки. Так, позицию марксистов по этой проблеме можно свести к следующему. Революция – это полезные ускорители общественного прогресса. Они представляют собой «движущую силу», «локомотив истории».
Эволюционное развитие общества
часто сопровождают те или иные реформы.
Реформа – это комплекс различных
мероприятий тех или иных сторон
общественной жизни. Практическое осуществление
реформ происходит через принятие и
обеспечение выполнения государственной
властью соответствующих
Обычно реформы связаны
с прогрессивными
1. освободить государство
от неэффективных расходов и
неоправданного вмешательства
2. прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир;
3. перевести ремонтно-
Однако не исключён и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 году «Закона о гражданстве» в Латвийской Республике разделило население страны на «граждан» и «неграждан», что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвийского общества.
Социальная эволюция и социальная революция
В истории социологии отчетливо прослеживается явное преобладание эволюционизма, стоящего на позициях признания оптимальным постепенного, более или менее плавного и медленного изменения и развития общества и рассматривающего революционные общественные преобразования как отклонение от нормального, естественного хода истории, как ее аномалию. Это нашло свое выражение в том, что за более чем полуторастолетнее развитие данной науки лишь социология марксизма твердо и последовательно отстаивала решающую роль социальных революций в общественном прогрессе, видя в них «локомотивы истории», «праздники для трудящихся» и т.д. Даже те современные социологи, которые, как и марксисты, разрабатывали и разрабатывают свои взгляды в русле конфликтологического направления в социологии, не связывают их, как показано выше, с признанием необходимости, неизбежности и прогрессивности социальных переворотов революции.
Социология марксизма не отрицает, конечно, роль и значение эволюционной формы развития общества, справедливо считая, что нет революции без эволюции, что последняя подготавливает первую и подводит к ней точно так же, как количественные изменения приводят к коренным качественным. И этим она принципиально отличается от теории катаклизмов, исходящей из признания катастрофического, взрывного, спонтанного, внезапного и необъяснимого характера глубоких и широких социальных изменений. Но при этом центр тяжести в социальном развитии переносятся марксизмом на революцию, которая, по его мнению, необходима и неизбежна в любых условиях и во все времена. Именно она выражает глубинную и подлинную сущность исторического развития, понимаемого как закономерная смена общественно-экономических формаций. Это и приводило к серьезному преувеличению и даже к известной абсолютизации социальной революции в ущерб социальной эволюции. Отсюда и столь резкая и непримиримая критика социального эволюционизма, социал-реформизма со стороны марксизма и особенно ленинизма.
Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе