Социальная философия, её предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат

Описание

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 152.76 Кб (Скачать документ)

Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно  как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического  времени происходит неравномерно. В  эпоху революционных преобразований это ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития.

Социальное время, как  и социальное пространство, имеет  сложную структуру. Оно возникает  как наложение друг на друга различных  временных структур. В рамках исторического  времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических  формаций, можно выделитьвремя индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.

Особую важность приобретает  анализ пространственно-временной  структуры на разных этапах истории  общества, изучение механизмов ее изменения  и развития как важного аспекта  динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется  в индивидуальной жизни людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественный  прогресс

Одна из первых научных  концепций социального развития как последовательного продвижения  обществ по восходящим уровням прогресса, которое определяется приростом  знания, принадлежит А.Сен-Симону.

Его идеи развил основоположник социологии О. Конт. Контовский закон интеллектуальной эволюции человечества прямо указывает на направление и критерий социального прогресса — степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития. Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ. Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше. В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно. Достижение высшей ступени человеческого развития — построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Если О. Конт, Г. Спенсер  и Э. Дюркгейм конструировали понятие  прогресса в виде двустороннего  процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям, то Л. Уорд, Н. Михайловский и др. считали, что прогресс заключается  в увеличении человеческого счастья  или уменьшении человеческого страдания. В одной из первых своих работ  П.Сорокин указал, что оба эти  течения недостаточны и их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.

Большинство сторонников  социального эволюционизма убеждены в наличии интеллектуального  и технического прогресса, однако по поводу морального прогресса мнения расходятся. Те, кто считает, что  моральный прогресс существует, принадлежат  к течению эволюционной этики. Они  исходят из того, что само наличие  морали как основы взаимодействия и  взаимопомощи людей уже является важнейшим фактором выживаемости общества. Моральная эволюция не отменяет борьбы за существование, но гуманизирует ее, заставляя находить все более мягкие способы борьбы.

Среди эволюционистов долгое время господствовало представление  об однонаправленности эволюции для всех обществ, когда каждое из них проходит последовательно одинаковые стадии развития на пути к прогрессу. В ХХ в. это воззрение было признано несостоятельным на основании антропологических исследований. Оказалось, что не только незападные, но и многие европейские страны развивались не по одному, а по разным сценариям, включавшим различное количество и последовательность этапов.

На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям. По теории эволюционных изменений структурного функционалиста Т. Парсонса общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, причем новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем прежние.

Существенно отличается позиция  сторонников циклического развития обществ. Первая мировая война и  периодические экономические кризисы  вызвали сомнения в общем прогрессивном  развитии человечества. Так, немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге  «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть. По его  мнению, каждая из восьми изученных  им культур существовала около 1000 лет. Поэтому, если считать что западноевропейская культура зародилась около 900 лет назад, то ее конец уже близок.

Английский историк Арнольд  Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по одному пути, совершенствуясь и продвигаясь  к упадку по сходным этапам. Возникая как ответ на какой-либо вызов  природных или человеческих факторов, цивилизация достигает расцвета, пока eе элита способна обеспечить противодействие этому вызову. В противном случае наблюдается раскол и дезинтеграция цивилизации и вследствие нарастания внутренних конфликтов — движение к упадку.

К циклическим теориям  следует отнести также социокультурную динамику П.Сорокина, содержащую весьма пессимистичную оценку перспектив развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических  теорий является концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами — лидерами современной экономики; капиталистическая мир-экономика, зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла — фазу кризиса.

Социальный прогресс и  прогнозирование в философии

Современная научно-техническая  революция осуществляется в рамках научно-технического прогресса, который  в свою очередь выступает стороной общественного прогресса.

Вопросам общественного  прогресса уделяли внимание Д. Вико, И.Г. Гердер, А. Тюрго, Ж. Кондорсс, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

Общественный прогресс —  это объективная тенденция восходящего  развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.

Вопрос о критериях  общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи  в качестве критерия общественного  прогресса называют уровень развития способа производства, другие в этом качестве выделяют уровень развития производительных сил общества, третьи сводят его к производительности труда. Думается, что можно принять  как наиболее представительную точку  зрения, согласно которой в качестве критерия общественного прогресса  можно принять уровень развития производительных сил, выражающийся в  производительности труда.

В философском объяснении общественного процесса издавна  боролись две точки зрения — эволюционная и революционная.

Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию общества, а  другие усматривали большую привлекательность  в революционных изменениях общественной жизни. Очевидно следует обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Протекание последнего не исключает сочетания революционных и эволюционных преобразований общественной жизни. При проведении прогрессивных преобразований и реформ следует ориентироваться на то, чтобы их осуществление оборачивалось не упадком экономики, снижением уровня развития производительных сил и сокращением производительности труда, а, наоборот, увеличением экономического богатства общества на основе повышения уровня развития производительных сил и производительности труда.

Предвосхищение будущего в разных формах всегда играло важную роль в жизни общества. Значение предвидения особенно возрастало в  переломные эпохи истории, в период острых социальных конфликтов. Это  особенно характерно для современной  эпохи, когда становится очевидным, что и отдаленное, и ближайшее  будущее человечества будет радикально отличаться от его настоящего и недавнего  прошлого.

Предвидение — это знание о будущем, т.е. о том, чего еще  нет в действительности, но что  потенциально содержится в настоящем  в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать  в себе ответ не только на вопрос о том, что может совершиться  в будущем, но также и ответы на такие вопросы, когда этого следует  ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.

Различают три основных способа  социального прогнозирования:

экстраполяция;

моделирование;

экспертиза.

Наиболее надежный метод  социального прогнозирования —  экспертиза. Любой социальный прогноз  сочетает в себе научное и идеологическое назначения. Выделяют четыре вида прогнозов: поисковый; нормативный; аналитический; прогноз-предостережение. Предвосхищение будущего — междисциплинарное исследование, и оно плодотворно только в  процессе интеграции гуманитарного, естественно-научного и технического знания.

 

 

 

 

 

 

 

Пути общественного  развтия

Эволюция. Революция. Реформы.

Развитие общества может  происходить как эволюционным, та и революционным путём.

Эволюция предполагает плавные  изменения в обществе, которые  постепенным и естественным образом  вырастают из существующих в нём  исторических условий. Революция отличается резкими и глубокими изменениями  во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.

Революции могут концентрироваться  в отдельных сферах (например, промышленная, научно-техническая, культурная революции), но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей. Революционные  преобразования могут быть долго- или  кратковременными, могут касаться одного или несколько обществ, или быть глобальными (как скажем современная  НТР или одна из её ветвей компьютерная революция). Когда же они в корне  меняют всё общественное устройство в целом, имеет место социальная революция. Социальные революции ломают общество ,в корне переворачивают всю его жизнь. Обычно они сопровождаются грубым насилием и гибелью людей, массовыми бедствиями населения и беспорядком в обществе. Поэтому большинство социологов видят в них аномалию, нежелательное отклонение от естественного хода истории.

Однако, есть и другие оценки. Так, позицию марксистов по этой проблеме можно свести к следующему. Революция – это полезные ускорители общественного прогресса. Они представляют собой «движущую силу», «локомотив истории».

Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы. Реформа – это комплекс различных  мероприятий тех или иных сторон общественной жизни. Практическое осуществление  реформ происходит через принятие и  обеспечение выполнения государственной  властью соответствующих законов, постановлений, указов и других решений  и мер.

 Обычно реформы связаны  с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России  в конце 1990-х гг. реформа жилищно-коммунального  хозяйства призвана

1.  освободить государство  от неэффективных расходов и  неоправданного вмешательства в  частный сектор жилья;

2. прекратить порочную  практику финансовой поддержки  богатых владельцев шикарных  квартир;

3.  перевести ремонтно-эксплутационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.

Однако не исключён и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 году «Закона о гражданстве» в Латвийской Республике разделило население  страны на «граждан» и «неграждан», что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвийского общества.

Социальная эволюция и  социальная революция

 

В истории социологии отчетливо  прослеживается явное преобладание эволюционизма, стоящего на позициях признания  оптимальным постепенного, более  или менее плавного и медленного изменения и развития общества и  рассматривающего революционные общественные преобразования как отклонение от нормального, естественного хода истории, как  ее аномалию. Это нашло свое выражение  в том, что за более чем полуторастолетнее развитие данной науки лишь социология марксизма твердо и последовательно отстаивала решающую роль социальных революций в общественном прогрессе, видя в них «локомотивы истории», «праздники для трудящихся» и т.д. Даже те современные социологи, которые, как и марксисты, разрабатывали и разрабатывают свои взгляды в русле конфликтологического направления в социологии, не связывают их, как показано выше, с признанием необходимости, неизбежности и прогрессивности социальных переворотов революции.

Социология марксизма  не отрицает, конечно, роль и значение эволюционной формы развития общества, справедливо считая, что нет революции  без эволюции, что последняя подготавливает первую и подводит к ней точно  так же, как количественные изменения  приводят к коренным качественным. И этим она принципиально отличается от теории катаклизмов, исходящей из признания катастрофического, взрывного, спонтанного, внезапного и необъяснимого  характера глубоких и широких  социальных изменений. Но при этом центр  тяжести в социальном развитии переносятся  марксизмом на революцию, которая, по его мнению, необходима и неизбежна в любых условиях и во все времена. Именно она выражает глубинную и подлинную сущность исторического развития, понимаемого как закономерная смена общественно-экономических формаций. Это и приводило к серьезному преувеличению и даже к известной абсолютизации социальной революции в ущерб социальной эволюции. Отсюда и столь резкая и непримиримая критика социального эволюционизма, социал-реформизма со стороны марксизма и особенно ленинизма.

Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе