Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат
Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.
Предметом социальной
философии является познание
общества как целостной
Таким образом, специальные науки об обществе (например, экономическая теория, политология, религиоведение, искусствознание и др.) изучают имманентные законы отдельных, относительно самостоятельных образований общества, свой, «закрепленный за каждой из них» участок общественной жизни. Но точно определить место экономики, политики, искусства или религии в общественной жизни в целом может лишь отрасль знания, исследующая устройство этого целого, понимающая, какими потребностями общества вызваны к жизни политическая или художественная деятельность, каковы их место и роль в воспроизводстве социальной системы и т.д.
Философская теория
общества понимает общество
Основные признаки общественных отношений:
1) повод, по которому они складываются (например, власть, собственность);
2) субъекты-носители, которые своей деятельностью постоянно производят и воспроизводят те или иные виды общественных отношений;
3) формы социальной предметности,
в которых они
Диалектико-материалистическая философия выделяет отношения первичные - материальные, базисные (производственные отношения) и вторичные - идеологические, надстроечные (политические, правовые, религиозные, эстетические и др.).
Динамический аспект
рассмотрения общества
Основоположник позитивизма
О. Конт, рассматривая общество, как
целостный социальный организм,
полагал, что в основе
С точки зрения диалектико-
То, что в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие соответственно своим целям, желаниям, стремлениям было ясно некоторым философам еще в XVIII веке. Так, итальянский философ Дж. - Б. Вико (1668-1744) видел отличие общества от природы в том, что природа создана не нами, а общество нами. Это обстоятельство приводило многих мыслителей к отрицанию объективных законов развития общества. Одни из них считали, что таких закономерностей нет в силу того, что события истории обладают неповторимыми индивидуальными особенностями и не могут подчиняться действию каких-либо общих законов (например, английский историк и социолог А.Тойнби (1889-1975гг.), представители неокантианской школы немецкие философы В. Виндельбанд (1848-1915гг.) и Г. Риккерт (1863-1936) и др.) Другие утверждали, что сознательная, активная деятельность людей с одной стороны и социальная закономерность с другой - не совместимы. Третьи отрицали объективное существование социальных законов на том основании, что они непосредственно не воспринимаются людьми, и т.д.
С позиций диалектико-
Законы развития общества
- это объективные, существенные, необходимые,
относительно устойчивые, повторяющиеся
связи явлений общественной жизни,
характеризующие основную направленность
общественного развития. Законы общества
имеют объективный характер, хотя
и проявляются через
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать вывод о
В чем отличие? Природа
бесконечна в пространстве и
во времени. Среди ее законов
есть и вечные (например, закон
всемирного тяготения), и очень
долговременные (например, законы развития
растительного и животного
Указанное отличие законов природы от законов общества - только количественное. Более важным их отличием является качественное. Как было отмечено выше, законы природы проявляются в действиях стихийных, бессознательных сил. Законы же истории не могут функционировать без участия людей. Специфика общества определяется способом бытия человека, взаимодействием людей, их сознательной трудовой деятельностью. Деятельность здесь выступает как способ существования социальной материи. Без человеческой деятельности, которая генетически первична, нет и не может быть социальной закономерности. История – это не что иное как деятельность преследующего свои цели человека.
Следовательно, общественные законы отличаются и по своей сложности, как законы более высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи, хотя и могут оказывать воздействие на законы общества, но не определяют сущность общественных явлений.
В развитии общества
можно выделить общие (
Следует иметь в виду, что общественные законы, по характеру своего проявления, выступают не как динамические законы природы, а как статистические, как законы - тенденции, допускающие отклонения в сторону от магистрального пути всемирной истории.
Такого типа законы
действуют там, где имеют
Спецификой социальных
законов является их
Современные исследователи
отмечают, что по мере развития
науки и практики пришло
Название дисциплины происходит от греч. synergetikos ('совместный'), что означает «содействовать», «согласованно действовать» («содружество»). В создание этого научного направления внесли вклад И. Пригожин, Г.Хакен, Э. Ласло, А.А. Самарский, С.П. Курдюмов и др. Области применения методологического аппарата синергетики весьма широки. Сегодня взоры ученых обращены на возможности приложения методологического аппарата синергетики к анализу социальных процессов. Возникнув в русле развития естественно научных дисциплин, синергетика оказалась плодотворной при исследовании также и социальных проблем.
Наконец, социальные
законы – это законы не только
материальной, но и духовной деятельности,
так как общественные
В учебной литературе
отдельные авторы выделяют
1. Закон, определяющий
роли способа материального
2. Закон, определяющий роли экономического базиса по отношению к надстройке;
3. Закон соответствия
производственных отношений
4. Закон прогрессивной смены формаций;
5. Закон социальной революции;
6. Закон возрастающей роли масс в истории;
7. Закон относительной
самостоятельности
8. Закон возвышения потребностей и др.64
Мир социальных законов многолик. С изменением условий одни отмирают, другие формируются.
Существует большое
количество социальных законов
частного порядка, которые
Но в любом случае
независимо от масштаба
Действия социальных законов конкретизируются прежде всего общефилософскими категориями, которые применительно к обществу принимают социальную окраску: «социальная материя», «социальное пространство», «социальное время», «социальное противоречие», «социальное отрицание», «социальная революция», «общественное бытие», «общественное сознание».
В социальной философии возникают
новые пары категорий: «свобода и
необходимость», «базис и надстройка»,
«объективные условия» и «субъективный
фактор», «общественная формация»,
«способ производства» и
Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе