Социальная философия, её предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат

Описание

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 152.76 Кб (Скачать документ)

Новейшая история принесла человечеству невиданные образцы тоталитаризма, как нового типа политической системы, дегуманизацию и политизацию  сознания, массовые политические неврозы  и психозы. Все это и составило  предмет изучения политической философии  в ХХ веке.

Охарактеризуем наиболее значительные идеи философии в области  политики - идею гражданского общества и идею правового государства.

Концепция гражданского общества и правового государства сформировалась в XVII - XVIII веках. Д.Локк, Ш.Монтескье  и ряд других философов пришли к выводу о том, что единую и  абсолютную государственную Власть целесообразно разделить на три  независисые власти - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из "ветвей власти" должна быть относительно самостоятельной и уравновешивать другие. И.Кант предложил установить первенство законодательной власти перед всеми другими властями. И.Кант считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. С конца XVIII века под правом понимается уже не совокупность норм установленных или санкционированных государством или монархом, а нормативная система, которая существенно ограничивает возможности произвола централизованной власти.

Правовое государство  может существовать только там и  тогда, где и когда существует гражданское общество. Идею разграничения  гражданского общества и государства  предложил Г.В.Ф.Гегель.

Общество, таким образом, - это гражданское об- щество плюс государство. То есть гражданское общество - это не государственная часть общества, которая основана на автономии индивидов. Государство и гражданское общество относительно самостоятельны. Причем, они - не некая застывшая конструкция, а характеристика реального развития, процессов, происходящих в обществе. Следует отметить, что в идее гражданского общества проявился европейский, западный подход к личности. Восточная же общественная мысль, как и практика политической жизни, не знает ценности правового равенства людей, независимо от их должности или гражданского образа жизни. Напомним, что в западной культуре в альтернативе "общество - человек" приоритет принадлежит человеку, в восточной - обществу и государству.

В современном понимании  гражданское общество это "общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями  между его членами, независимое  от государства, но взаимодействующее  с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения" (Политология: Энциклопедический словарь. М.,1993. С.75.).

Создание правового государства  и формирование гражданского общества - актуальные проблемы в современной  России. Однако Россия имеет уникальный опыт политической жизни, свои специфические  особенности политического сознания, формировавшегося в весьма противоречивых и своеобразных условиях, поэтому  простое копирование западного  опыта здесь вряд ли может быть удачным.

Одним из важнейших элементов  политической жизни общества является политика - сфера деятельности, связанная  с отношениями между классами, нациями и другими социальными  группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и  использования государственной  власти (Философский энциклопедический  словарь. М.,1983. С.507.). Политику отличает универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции называют политической системой. Основ- ным институтом политической системы является государство.

Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство кроме того представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики (Политология: Энциклопедический словарь. С.65.).

Государство отличается от других социальных институтов и организаций  следующими признаками:

• обязательным наличием социальной основы правящих сил;

• наличием специального аппарата власти;

• наличием государственной  территории;

• суверенным правом издания  законов, обязательных для граждан;

• исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки  и т.д.

Философов, пожалуй, более, чем кого-либо, занимал Вопрос о происхождении государства. Материалистическая философия видит в государстве "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства связывается с экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовой дифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистического направления дают более разнообразные варианты ответов на Вопрос о том, каковы причины возникновения государства - от божественного промысла до общественного договора.

Политическая деятельность социальных институтов и политических лидеров отражается в политическом сознании, которое имеет сложную  структуру, множество противоречий и поэтому динамично трансформируется. Для политического сознания в  целом характерна та же структура, что  и для общественного сознания, на чем мы подробнее остановимся  в следующем параграфе.

Государство как  ядро политической системы общества. Правовое государство.

Государство: сущность, основные признаки и типы

В политологии существует несколько определений понятия  «государства». Но, проанализировав  имеющуюся в моём распоряжении литературу, считаю, что одно из лучших определений  дал К.С. Гаджиев: «Государство –  это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там  должный социальный порядок, поддержание  соответствующих норм и правил человеческого  общежития»1.

 Среди рассматриваемых  в научной литературе вопросов  по поводу государства, обращает  на себя внимание множество  теорий его происхождения. К  наиболее относятся: теологическая  (Ф.Аквинский); патриахальная (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), психологическая ( Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс). В.И. Ленин,Г.В.Плеханов2. Но в данной контрольной работе не ставится цель раскрытия их содержания, поэтому перечислю сущностные признаки государства:

- территория: законы и  правила, нормы и постановления,  санкционируемые государством, действуют  только на определенном пространстве, обладая соответствующими ограничениями  в регулировании поведения граждан;

- наличие особого аппарата  управления, то есть особой группы  лиц, профессионально занимающихся  осуществлением функций по руководству  и регулированию общественных  отношений;

- суверенитет: только  государство может издавать законы, нормы и правила для постоянно  проживающего на его территории  населения, кроме того, государство  обладает правом отменять решения  и постановления негосударственных  политических институтов и организаций,  противоречащие государственным  решениям. Тем самым государство  устанавливает для проживающих  на его территории людей гражданский  статус, означающий как признание  властью собственной ответственности  перед нами, так и установление  за гражданами известных прав  и обязанностей перед государством;

- монополия на легальное  применение силы, то есть на  физическое принуждение отдельных  граждан, групп или организаций  к выполнению принятых им решений;

- монопольное право на  взимание налогов, которые используются  для материального поддержания  социальной организации совместной  жизни.

 Кроме того, авторы  обязательно выделяют основные  функции государства. Традиционно  их подразделяются на две группы.

 Первая группа: внутренние  функции:

- охрана правопорядка;

- экономическая функция;

- идеологическая функция;

- социальная функция.

Вторая группа: внешние  функции:

- поддержание отношений  с другими государствами и  деятельность в международных  организациях;

- внешнеэкономическая функция;

- военная функция: оборона  собственной территории и наступательные  действия, обеспечивающие интересы  совершающего их государства.

Форма государства – внутренняя структура государства, взаимоотношения  между различными его органами, особенности  формирования этих органов, его территориальная  организация.1

Форма правления определяет порядок формирования высших органов  власти и взаимоотношения между  ними.

 Выделяют две основные  формы правления – монархия  и республика.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть в государстве формально сосредоточена  в руках единоличного правителя  – монарха. Власть обычно передается в порядке наследования1.

Монархии бывают:

Абсолютные – монарху  принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. К таким государствам относятся: монархии (Бутан, Саудовская Аравия, Свазиленд и Тонга), султанаты (Бруней и Оман), шейхства и эмираты (Катар и Объединенные Арабские Эмираты), а также папство в Риме.

Ограниченные – ограничение полномочий монарха и распределение государственно-властных полномочий между несколькими центральными органами.

 По степени и характеру  ограничений монархии подразделяются  на:

Дуалистические – монарху  принадлежит вся полнота исполнительной власти, однако существует и парламент, который издает законы, принимает  бюджет. Монарх сохраняет за собой  право смещать и назначать  правительство, обладает правом абсолютного  или отлагательного вето в отношении  решений парламента. В настоящее  время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании, Бахрейне, Кувейте.

Парламентарные – монархи  в основном обладают представительскими функциями, символизируя традиционное единство государства. За монархом сохраняются  определенные полномочия, но они либо носят резервный характер, либо монарх пользуется ими по инициативе правительства. К таковым монархиям относятся  Великобритания, Испания, Швеция, Бельгия, Япония и другие.

Республика – форма  правления, при которой высшие органы власти избираются гражданами.2

 Республики бывают:

Парламентские

 Парламентская форма  правления характеризуется существенными  особенностями:

1. Полномочия главы государства  отделены от полномочий главы  правительства, а также от политиков,  представляющих отдельные партии, функционирующие преимущественно  как патриотические и церемониальные  средоточия нации. 

2. Глава государства избирается  либо членами парламента, либо  коллегией выборщиков, в которую  входит не менее половины членов  парламента.

3. Выборы одновременно  решают вопрос о составе парламента  и правительства.

4. Органы исполнительной  власти формируются законодательным  собранием и непосредственно  подчинены ему. Кроме того, срок  их функционирования также зависит  от поддержки собрания или  парламента. Другими словами, парламент  может объявить вотум недоверия  правительству в результате изменения  структуры органов исполнительной  власти или всеобщих выборов. 

 В настоящие время  25 государств с республиканской формой правления можно отнести к парламентским республикам.

Президентские

 Президентская форма  правления характеризуется существенными  особенностями:

1. Соблюдается строгое  разграничение исполнительной, законодательной  и судебной власти.

2. Президенты избираются  на определенный срок для выполнения  дуалистической роли главы государства  и главы правительства. 

3. Президент и парламент  избираются отдельно.

4. Статус президента сохраняется  за ним в течение определенного  срока, если он не совершит  серьезного проступка, противоре­чащего конституции. Президент США, например, не может быть отстранен от должности Конгрессом иначе, чем в порядке импичмента. Однако в рамках президентской республики президент не может распустить парламент.

5. Президент осуществляет  руководство страной совместно  с кабинетом, который является  консультативным органом и состоит  из назначаемых президентом должностных  лиц, подотчетных непосредственно  ему.

Смешанные формы:

 Соединяют характеристики  президентской и парламентской  республик. Так, например, в Российской  Федерации президент и парламент  избираются раздельно, однако  президент не является главой  правительства, он может при  соблюдении определенных норм и в особо оговоренных случаях распустить легислатуру и назначить новые выборы, у президента есть право законодательной инициативы.

Форма государственного устройства – политико-территориальная организация  государства. Выделяют следующие формы  организации государства:

 

Унитарное - это единое, слитное  государство, которое подразделяется на административно-территориальные  единицы, не обладающие политической самостоятельностью. 1

Унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной. Вместе с тем унитарные государства  различаются по степени самостоятельности  местных органов в отношении  центральных и широты компетенции  муниципальных органов в решении  местных вопросов.

Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе