Социальная философия, её предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат

Описание

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 152.76 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Типология общества

Как правило, за основные критерии типологии общества принимаются  социальные индикаторы. Они дают возможность  выяснить роль доминирующих связей и  отношений, которые являются факторами  устойчивого, стабильного и эффективного развития. Такими индикаторами являются: соотношение форм собственности (частная, государственная, ассоциированная  и др.); соотношение плановых и  рыночных регуляторов экономики; формы  и технологии власти; соотношение  производства, распределения и потребления; качество и уровень жизни граждан; социальная защищенность личности, ее права и свободы, их реальные гарантии.

 

На основе этих критериев  общества делятся на два типа: устойчивые и неустойчивые. Первые харак­теризуются стабильностью, им присуще многообразие форм собственности, развитая демократия. Вторые ознаменованы переходным характером (примером может служить большинство развивающихся стран).

По специфике взаимодействия с другими системами общества делятся на «открытые» и «закрытые». Для «закрытых» обществ характерна самоизоляция, внешние связи его  неразвиты. «Открытые» общества активно  взаимодействуют с окружающим миром, они включены во всемирно-исторические процессы, динамично осваивают передовой  опыт других обществ.

В 1950—1960-е гг. в зарубежной социологии сформировались новые принципы типологии обществ (позиция технологического детерминизма). Они разрабатывались  в рамках теории стадий экономического роста индустриального и постиндустриального  общества (Д. Бэлл, Р. Арон). Уолт Уитмен Ростоу выделяет пять стадий в развитии общества: традиционное общество; стадия создания предпосылок для подъема; стадия сдвига; стадия роста; период высокого уровня массового потребления.

Критерии типологии обществ  в теории технологического детерминизма обусловлены развитием науки, техники  и технологий, их дополняют социокультурными и политическим критериями. На основе этих критериев выделяют три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

История существования человеческого  общества — это в основном история  традиционного общества. Традиции и  обычаи играют решающую роль в воспроизводстве  устойчивых норм поведения людей, передающих­ся из поколения в поколение. Люди живут главным образом малыми сообществами, в которые они объединены через связи личного типа. Личная связь — это связь, базирующаяся на личном доверии. Доверие людей друг к другу выступает как источник легитимности общества. Традиционное общество — это, например, крестьянская община.

Индустриальное общество основано на машинной технике, широком  развитии науки, рыночных отноше­ниях, высоком уровне профессиональной культуры во всех ее формах. Этот термин был введен Огюстом Контом и Гербертом Спенсером, выделявшими следующие черты обществ этого типа: высокая техническая оснащенность сферы материального производства; разрешение социальных конфликтов путем использования экономических рычагов и дипломатии; повышение общественной значимости социального планирования и регулирования.

Переход от индустриального  общества к постиндустриальному обусловлен изменением роли науки в развитии социума. Знания превращаются в главную социальную ценность; приоритетными становятся фундамен­тальные исследования, составляющие теоретическую основу научно-технического и социального развития.

Особенности постиндустриального  общества: улучшение социально-экономического благосостояния граждан; повышение  роли таких направлений социальной политики, как охрана окружающей среды, образование и здравоохранение; повышение роли образования, которое  становится определяющим признаком  социального статуса, знаний, информации, творческого потенциала. Такое общество социологи называют также информационным.

 

 

 

 

 

Единство и  многообразие человечества

Непосредственно существуя  как природное тело, человек подчиняется  законам

существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с  тем законы

развития и потребности  тела не полностью, не однозначно воздействуют на бытие

человека. Можно сказать, что особенность человеческого  существования состоит

в возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и

неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость

проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать,

контролировать свои фундаментальные  потребности, удовлетворяя их не в простом

соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых

обществом, историей, собственной  волей индивида. Неуниверсальность же состоит

в том, что многие действия человека, которые могли бы определятся (и иногда

определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто

регулируются другими  мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее

ярко это проявляется  в жертвенных поступках, но не только в них.

Существование человека - не внеприродное, но и не только природно-телесное.

Специфика его состоит  в соединении - пересечении, взаимодействии - трех

относительно разных бытийственных измерений. Реально существует отдельный

человек, прежде всего как  данная мыслящая и чувствующая "вещь" (тело). Это

первое измерение человеческого  существования. Но одновременно человек

существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и

взятая на данном витке его развития, эволюции мира. Тут - второе измерение

бытия человека. Человек  существует и как социально-историческое существо

(третье измерение его  существования). Все три измерения  человеческого

существования, взятые в  единстве, - исходные характеристики бытия  человека.

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию

отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания

каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно  независимо от

сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным единством

природного, вещественного  и духовного, индивидуального и  родового,

личностного и общественного. Каждый из нас - реальность для самого себя. Мы

существуем, а вместе с  нами реально существует наше сознание. Духовное - это

единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и

бессознательного (тоже многоразличные по конкретным формам своего

существования и проявления), включает знания, воплощающиеся,

материализующиеся в формах естественных языков искусственных знаково-

символических систем. К  духовным продуктам и процессам  принадлежат также

нормы, принципы человеческого  общения, включая нормы и критерии

нравственности, права, художественного  творчества. Имея в виду именно

различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших

подвида - на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности

индивидов (индивидуализированное  духовное), и на то, которое может

существовать и часто  существует также и вне индивидов, или, говоря иначе,

объективируется (внеиндивидуальное, объективированное духовное). Первый вид -

индивидуализированное бытие  духовного - включает прежде всего сознание

индивида. Несомненно, существование  сознания неотделимо от деятельности мозга

и нервной системы индивида, от существования его тела. Но сложность  и

диалектика бытия индивидуализированных  форм духовного в том и состоит, что

сознание и все его  проявления, неотделимые от этих природно-биологических

процессов, к ним принципиально  не сводимы. Индивидуализированное духовное в

широком смысле слова включает и бессознательное. Бытие индивидуализированного

духовного - важнейшая сторона  бытия индивида. Без нее невозможно человеческое

бытие, его диалектическое развитие. И что особенно важно,

индивидуализированное духовное "локализовано" в общественном человеке и по

своей сущности является особой разновидностью духовного, обусловленного также

бытием общества и развитием  истории. Вот почему индивидуализированное  и

внеиндуализированное духовное так тесно переплетены, способны "переливаться"

друг в друга. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности

конкретного человека могут  отделяться от него самого, как бы выходить

"вовне". И тогда возникает  духовное второе типа - объективированное

(внеиндивидуальное) духовное. Специфика объективированного бытия заключается

в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные

естественные и искусственные  языки) способны сохраняться, совершенствоваться

и свободно перемещаться в  социальном пространстве и историческом времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное пространство и социальное время

Возникновение социально  организованной материи связано  с формированием новых, качественно  специфических пространственно-временных  структур. Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой  природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически  развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается  человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное  в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых  и и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека. Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного  обитания (жилище и поселения), территория вокруг него, включающая особые зоны хозяйственных  циклов. У племен, ведущих охотничье-собирательский образ жизни эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления леcных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. С возникновением древних земледельческих обществ особое значение приобретают зоны плодоносных земель. Например, для жителей Древнего Египта зона по берегам Нила была особым пространством, имевшим решающее значение для судеб этой цивилизации.

Освоенное человеком, “очеловеченное”, и неосвоенное пространство природы  с точки зрения природных свойств  не различаются. Но в социальном плане  их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически  складывающимися особенностями  воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения. Специфические  черты и характеристики социального  пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении  человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древних мифах  ясно прослеживается представление  о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют  недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное различие между “очеловеченным”пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности.

Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления  одинаковы (физика эти свойства определяет как однородность и изотропность пространства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории. Их становление в качестве мировоззренческих ориентиров в европейской культуре происходило в эпоху формирования ранних буржуазных отношений и было связано с ломкой мировоззренческих ориентации, возникших в эпоху средневековья. Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наделялось определенным символическим значением. Различался земной греховный мир и мир небесный — мир “чистых сущностей”. Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к

другим людям, состояния  человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей— мира вещей “второй природы”, мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Мир вещей “второй природы”, окружающих человека, их пространственная организация обладает надприродными, социально значимыми характеристиками. Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, архитектура городов — все это социальные пространственные структуры. Они не возникают сами но себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального  времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как  бы вписано во внешнее по отношению  к нему время природных процессов. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Родо-племенные общества и пришедшие им на смену первые цивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных обществах понятия “древний” и “хороший”, “добрый” были почти синонимами. Идея направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее. Линейно направленное историческое время проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с предшествующими ей формациями привела к резкому ускорению развития производительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в большей мере это ускорение свойственно современной эпохе, когда бурно развертывается научно-техническая революция.

Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе