Социальная философия, её предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат

Описание

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 152.76 Кб (Скачать документ)

- поддержание постоянных  контактов с населением;

- проведение разъяснительной  работы относительно своих целей; 

- усиление роли правовых  методов достижения целей и  постоянного обновления законодательства;

- уравновешенность ветвей  власти;

- соблюдение правил политической  игры без ущемления интересов  участвующих в ней сил; 

- организация контроля  со стороны организованной общественности  за различными уровнями государственной  власти;

- укрепление демократических  ценностей в обществе;

- преодоление правового  нигилизма населения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданское общество

Гражданское общество —  это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Признаки гражданского общества

-наличие в обществе  свободных владельцев средств производства;

-развитая демократия;

-правовая защищённость  граждан;

-определённый уровень  гражданской культуры, высокий образовательный  уровень населения;

-наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека;

-самоуправление;

-конкуренция образующих  его структур и различных групп  людей;

-свободно формирующиеся  общественные мнения и плюрализм;

-сильная социальная политика  государства

-многоукладная экономика

-большой удельный вес  в обществе среднего класса.

Концепция гражданского общества 

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к  определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как  комплекс общественных отношений, противоположных  государству; как конкретный феномен  западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия  Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых  начинает осознаваться необходимость  четкого различия между государством и гражданским обществом (как  сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между  индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства  и гражданского общества государству (особенно Гегель).

Маркс разобрался с «гражданским обществом» еще в работе «К критике  гегелевской философии права». Именно там он установил, что «гражданское общество» – это частное общество, то есть общество частных лиц и  частных интересов, общество буржуа.То есть это – хищническое общество «войны всех против всех». И в работе «К еврейскому вопросу» Маркс разобрал по косточкам эти «права» - как он написал, «права члена гражданского общества, т.е. эгоистического человека, отделенного от человеческой сущности и общности». В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс указали и то, почему «гражданское общество» может возникнуть только в буржуазном обществе: потому что для этого требовалось, чтобы личные интересы развились до степени классовых, то есть чтобы сформировался «класс для себя».[2]

В философии и социологии марксизма, а также в большинстве  современных политологических и  социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в  его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

Философские постулаты

Гражданское общество —  это общество негосударственного типа.[3]

В современном понимании  гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями  между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.[источник не указан 292 дня]

Гражданское общество —  это общество людей высокого социального, культурного, морального, экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения.

Гражданское общество имеет  сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Гражданские связи представляют собой отношения конкуренции  и солидарности между юридически равноправными партнёрами.

Условием возникновения  гражданского общества является появление  у всех граждан общества экономической  самостоятельности на базе частной  собственности. Гражданское общество — это общество цивилизованных рыночных отношений.

Важной характеристикой  гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и  саморегуляции общества.

Гражданское общество организуется после разделения сфер влияния между  государством и гражданином. Сужение  тотальной власти государства осуществляется через введение неотъемлемых прав человека по определенным неполитическим категориям. Категориями неотъемлемых прав считаются  право на труд (экономика), на национальные культурные ценности (культура), на исполнение религиозных обрядов, на свободу  обмена информацией, свободу самореализации. Все спорные вопросы между  гражданами решаются независимым судом.

Функции гражданского общества

Гражданское общество выполняет  ряд важных социальных функций:

На основе законности оно  обеспечивает защиту частных сфер жизни  человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства  и других политических структур.

На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются  механизмы общественного самоуправления.

Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов  в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

Институты и организации  гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных  и общественных делах.

Гражданское общество выполняет  также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно  независимо от государства, располагает  средствами и санкциями, с помощью  которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

Гражданское общество выполняет  также коммуникационную функцию. В  демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Гражданское общество выполняет  стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно  создает прочные структуры, на которых  держится вся общественная жизнь.

 

 

 

Духовное бытие  общества

За последнее десятилетие  в нашей стране произошли серьезные  изменения в политической и социокультурной сферах жизни общества. В связи с процессом модернизации, ломкой прежней ценностной системы и утверждением новой [4, с. 37], понятия “духовного бытия”, “духовности”, “ментальности” становятся все более актуальными.

Если исходить из того, что  бытие, основной предмет онтологии, - это категория, фиксирующая основу существования [3, с. 104], то категория  духовного бытия является основой  духовного существования личности и общества.

Совместная деятельность индивидов в социуме с необходимостью порождает объективированное или  интерсубъективное духовное, то есть такие духовные образования, которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием сообщества индивидов, достоянием духовной культуры общества.

Одной из форм выражения  объективного духовного является человеческий язык. В языке объективируются  результаты работы индивидуальных сознаний, и сокровенная мысль индивида, за которой стоит работа всей его  психики, становится достоянием общества. Она как бы перестает принадлежать к миру субъективного духа, приобретая объективное существование как  не зависимое от психического мира отдельного индивида [1, с. 344].

Существуют разные взгляды  на природу и характер связей языка  и общества. Одни ученые считают, что  развитие и существование языка  полностью детерминировано развитием  и существованием общества., другие – что язык развивается и функционирует по своим собственным законам. Американские и некоторые западноевропейские лингвисты разделяют гипотезу Сепира-Уорфа, согласно которой специфика языка обусловливает специфику духовной культуры данного общества [8, с. 607].

К достоянию духовной культуры социума, формам общественного духа, относятся все формы общественного  сознания: наука, религия, философия, мораль, искусство и т.д. Общественное сознание - это целостное духовное явление. Усвоение его содержания является главным  условием обретения духовности, формирования мировоззрения, социальных потребностей и интересов личности и общества.

Понятие духовного бытия  и духовности тесно связаны. В  светски-материалистическом смысле духовность есть добровольный выбор индивидом  важнейших общественных ценностей  и идеалов и подчинение своей  жизни их требованиям [5, с. 266]. По отношению  к отдельному человеку о духовности часто говорят как о преобладании в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств (ценностей) над материальными запросами [2, с. 129].

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают  абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания  соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного  жизнеутверждения в культуре [3, с. 484]. Отрицание общечеловеческих нравственных ценностей приводит к нравственному отчуждению и бездуховности, которые, в свою очередь, порождают возрастающую девиантность поведения людей: суицид, пьянство, наркоманию и преступность, выступающие главной причиной стагнации общественной жизни.

 

Обездушивающее влияние  технической цивилизации ведет  к потере живой и живительной  связи человека с людьми [6, с. 295]. Чтобы противостоять бездуховности и обеспечить себе будущее, человек, по словам Э.Фромма, должен снова осознать себя, должен стать способным любить и сделать свою деятельность конкретной и наполненной смыслом; он должен выйти за пределы материалистической ориентации и подняться до уровня, где духовные ценности - любовь, истина и справедливость - действительно обретают для него высший смысл

 

 

 

 

 

 

Виды духовного  производства

Изучение понятия “духа” начал еще Платон, а понятие  «духовного производства» «было  введено в социально-философскую  теорию и широко использовано в анализе  диалектики общественного развития К. Марксом и Ф. Энгельсом. Наиболее ценны в этом отношении работы «Немецкая идеология», «Капитал», «Экономические рукописи 1857 -1859 годов» и некоторые  другие». Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство». Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, №4/21, 2009.

«Духовным производством  является производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным  умственным трудом. Результатами их труда  являются:

- идеи, теории, образы, духовные  ценности;

- духовные общественные  связи индивидов;

- духовность человека».  Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное  пособие по социальной философии.  М., 1997. Пар. 2.5.

«Только духовные отношения  «пропускаются» через сознание, то есть через идеи и духовные ценности, которые выступают в качестве первопричины, в то время как духовные отношения имеют статус следствия  и, как таковое, должны соответствовать  полученным в процессе духовного  производства и «потребляемым» обществом (как в целом, так и отдельными группами и личностями) идеям и  духовным ценностям»., 4 Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996. С. 62; 189.

По мнению Крапивенского С.Э. осуществление духовной деятельности и формирование отраслей духовного производства необходимо человеку и обществу в целом для удовлетворения своих духовных потребностей (создание и освоение духовных ценностей).

Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе