Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат
Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.
«Генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности».4
Функции духовного производства:
- духовная деятельность,
направленную на
- производство новых идей
(прикладных и фундаментальных)
- распространение полученного знания;
- производство общественного
мнения. На данном этапе большую
роль играет идеология, то
- формирование духовных
потребностей у общества к
данным духовным ценностям,
Можно обратиться к историческим формам духовного производства людей - религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии, отражающих последовательное становление духовной личности в человеке.
«В Средние века ведущая роль принадлежала религии, потому что в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить к государству». Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе. «Социологические исследования», №7, 2004. п. 2 Спеиализированная и неспециализированная духовная деятельность.
В 60-70-х гг. так называемый деятельностный подход «нашел свое отражение в работах Ю. К. Плегникова, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, а позже -- К. X. Момджяна и других». Миронов В.В. Философия, учебник для вузов. М., 2005. С. 425. Они, анализировав общественное производство как способ общественной деятельности, рассмотрели его как форму производства самого человека и выяснили, что составными частями общественного производства и воспроизводства являются материальное и духовное. На определенном этапе развития общества познание обособляется в духовное производство.
Сегодня духовная жизнь в обществе развивается также интенсивно, как раньше.
Таким образом, идеи людей или групп людей, специально занимающийся духовным производством, то есть тем, чего можно достичь лишь через сознание, творчество, мысли, признанные лучшими путем оценки их обществом, становятся достоянием духовной культуры социума. Человек будет являться и объектом (формируется как духовная личность, потребляющая духовные ценности), и субъектом духовного производства. Важную роль в данном формировании играет самообразование и самовоспитание.
Духовным производством может заниматься каждый человек, также как и потреблять его продукты. Это то, что, в отличие от материального, может производить человек с помощью своих только внутренних сил. Однако результат производства является индивидуальным, он имеет признаки и характеристики той личности, которая его создала.
Также продуктами труда являются и духовные блага (достижения науки, искусства, идеологии и другие важнейшие части духовной культуры общества), которые удовлетворяют духовные потребности людей. Как правило, духовное производство требует от человека интенсивного напряжения, что зависит от его таланта и индивидуальных качеств. Если у писателя дар и сюжеты сами приходят к нему в голову, ему даже не приходится особо трудиться, он просто является гением своего творческого дела. Оно не доставляет ему ни неудобств, ни большой потери сил.
«Духовное производство является производством сознания в определенной общественной форме. «Общественный характер духовного труда, производящего идеальную форму общественного отношения (или, что то же самое, общественную форму сознания), и является главным определяющим признаком духовного производства». Барулин В.С. Социальная философия, учебник. М., 2000. пар. 1 «Общественное сознание. Многокачественность».
Социально- философский анализ глобализации
В последние годы в научной и общественно-политической литературе, а также в выступлениях ученых, политических и общественных деятелей различных стран мира все чаще используется термин «глобализация». Причина этого заключается в том, что процесс глобализации общества становится важнейшей отличительной чертой развития цивилизации в 21-м веке. Так, например, известно высказывание Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, в котором он утверждает, что: «Глобализация действительно определяет нашу эпоху».
Глобализация общества
представляет собой «
Существует мнение, что
понятие «глобализация»
Важнейшей характеристикой
процесса глобализации
Ожидается, что в
результате этого процесса
Таким образом, процесс
глобализации человеческого
Можно прогнозировать, что глобализованное общество будет обладать существенно большей целостностью по сравнению с существующим. В то же время в процессе глобализации общества уже сегодня можно наблюдать ряд деструктивных факторов, которые деформируют и даже вовсе разрушают отдельные структурные компоненты общества и, следовательно, должны будут привести его к частичной деградации. В последние годы эти факторы все более заметно проявляют себя в сфере культуры.
Анализ показывает, что глобализация общества обусловлена целым рядом факторов, наиболее важными из которых являются следующие.
Технологические факторы, связанные с бурным развитием новых технологий и переходом развитых стран мира к новому технологическому укладу общественного производства. Высокая эффективность новых технологий, которые позволяют не только производить высококачественную продукцию, но также и сокращать при этом затраты природных ресурсов, энергии и социального времени, делают эти технологии все более важной и привлекательной частью мирового рынка товаров и услуг [3]. Поэтому их распространение в глобальном масштабе и является одной из ведущих тенденций развития современной цивилизации. Прогнозы свидетельствуют, что в ближайшие десятилетия эта тенденция будет только усиливаться.
Экономические факторы, связанные с развитием транснациональных промышленных корпораций (ТНК) и все более широким распространением международного разделения труда. Уже сегодня основная доля высокотехнологичной продукции производится именно в рамках ТНК, которые владеют значительной частью производственных фондов и создают более половины всего валового продукта в мире.
Развитие ТНК влечет
за собой глобализацию
Информационные факторы,
связанные с развитием
Геополитические факторы
глобализации общества связаны, главным
образом, с осознанием необходимости
консолидации мирового сообщества перед
лицом общих угроз, противостоять
которым достаточно эффективно можно
лишь объединенными усилиями. Осознание
такой необходимости началось еще
в середине 20-го века, когда была
создана Организация
Однако сегодня, сама
идеология глобализма
Идеология неоглобализма
уже не предусматривает
Единственным препятствием,
которое сегодня стоит на пути
распространения идеологии
Опыт национального
строительства в таких странах,
Социальная философия и постмодернизм
Постмодернизм – это широкое явление современной культуры, включающее в себя образ жизни, образ мышления, в том числе проявляясь в экономике и политике.
«Датой рождения»
Культура постмодернизма формируется в условиях информационного (Е.Масуда), или постиндустриального (Д.Белл), или техногенного (З.Бжезинский) общества с конца 1960-х годов, когда модернизм полностью исчерпывает себя в плане поиска новых идей (философских, нравственных, политических), разрушения традиционной (классической) образности и создания абсолютно новых философии и искусства (философия жизни, фрейдизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, прагматизм и другие философские направления; символизм, модерн, дадаизм, абстракционизм, фовизм, экспрессионизм, сюрреализм в искусстве).
Признаками информационного (постиндустриального, техногенного) общества являются:
* переход от производства
товаров к производству услуг
и информации (индустриальная цивилизация
дала обществу достаточно
Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе