Социальная философия, её предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, реферат

Описание

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 152.76 Кб (Скачать документ)

«Генеральная цель духовного  производства - воспроизводство общественного  сознания в его целостности».4

Функции духовного производства:

- духовная деятельность, направленную на совершенствование  всех остальных сфер жизни  общества (экономической, политической, социальной);

- производство новых идей (прикладных и фундаментальных);

- распространение полученного  знания;

- производство общественного  мнения. На данном этапе большую  роль играет идеология, то есть  каждый, кто узнал о том или  ином знании, новой идее, высказывает  мнение и интерпретирует ее  по-своему. Так получается из-за того, что у людей разные взгляды на то или иное событие;

- формирование духовных  потребностей у общества к  данным духовным ценностям, творчеству.

Можно обратиться к историческим формам духовного производства людей - религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии, отражающих последовательное становление духовной личности в человеке.

«В Средние века ведущая  роль принадлежала религии, потому что  в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере  духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить к государству». Захаров  А.В. Традиционная культура в современном  обществе. «Социологические исследования», №7, 2004. п. 2 Спеиализированная и неспециализированная духовная деятельность.

В 60-70-х гг. так называемый деятельностный подход «нашел свое отражение в работах Ю. К. Плегникова, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, а позже -- К. X. Момджяна и других». Миронов В.В. Философия, учебник для вузов. М., 2005. С. 425. Они, анализировав общественное производство как способ общественной деятельности, рассмотрели его как форму производства самого человека и выяснили, что составными частями общественного производства и воспроизводства являются материальное и духовное. На определенном этапе развития общества познание обособляется в духовное производство.

Сегодня духовная жизнь в  обществе развивается также интенсивно, как раньше.

Таким образом, идеи людей  или групп людей, специально занимающийся духовным производством, то есть тем, чего можно достичь лишь через сознание, творчество, мысли, признанные лучшими  путем оценки их обществом, становятся достоянием духовной культуры социума. Человек будет являться и объектом (формируется как духовная личность, потребляющая духовные ценности), и субъектом духовного производства. Важную роль в данном формировании играет самообразование и самовоспитание.

Духовным производством  может заниматься каждый человек, также  как и потреблять его продукты. Это то, что, в отличие от материального, может производить человек с  помощью своих только внутренних сил. Однако результат производства является индивидуальным, он имеет  признаки и характеристики той личности, которая его создала.

Также продуктами труда являются и духовные блага (достижения науки, искусства, идеологии и другие важнейшие  части духовной культуры общества), которые удовлетворяют духовные потребности людей. Как правило, духовное производство требует от человека интенсивного напряжения, что зависит  от его таланта и индивидуальных качеств. Если у писателя дар и  сюжеты сами приходят к нему в голову, ему даже не приходится особо трудиться, он просто является гением своего творческого  дела. Оно не доставляет ему ни неудобств, ни большой потери сил.

«Духовное производство является производством сознания в определенной общественной форме. «Общественный  характер духовного труда, производящего  идеальную форму общественного  отношения (или, что то же самое, общественную форму сознания), и является главным определяющим признаком духовного производства». Барулин В.С. Социальная философия, учебник. М., 2000. пар. 1 «Общественное сознание. Многокачественность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально- философский  анализ глобализации

В последние годы в научной  и общественно-политической литературе, а также в выступлениях ученых, политических и общественных деятелей различных стран мира все чаще используется термин «глобализация». Причина этого заключается в  том, что процесс глобализации общества становится важнейшей отличительной  чертой развития цивилизации в 21-м  веке. Так, например, известно высказывание Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, в котором он утверждает, что: «Глобализация действительно определяет нашу эпоху».

 Глобализация общества  представляет собой «долгосрочный  процесс объединения людей и  преобразования общества в планетарном  масштабе. При этом слово «глобализация»  подразумевает переход ко «всемирности», глобальности (globality). То есть к более взаимосвязанной мировой системе, в которой взаимозависимые сети и потоки преодолевают традиционные границы или же делают их несоответствующими современной действительности» [1].

 Существует мнение, что  понятие «глобализация» предполагает  также и осознание мировым  сообществом единства человечества, существования общих глобальных  проблем и единых для всего  мира основных норм.

 Важнейшей характеристикой  процесса глобализации общества  в долгосрочном плане является  движение к международной интеграции, т.е. к объединению человечества  во всемирном масштабе в единый  социальный организм. Ведь интеграция  – это соединение различных  элементов  в единое целое.  Поэтому и глобализация общества  предполагает его переход не  только к глобальному рынку  и международному разделению  труда, но также и к общим  правовым нормам, к единым стандартам  в области правосудия и государственного  управления.

 Ожидается, что в  результате этого процесса население  нашей планеты придет, в конечном  итоге, к осознанию себя как  целостного организма и единого  политического сообщества. И это,  конечно же, будет качественно  новым уровнем развития цивилизации.  Ведь благодаря научным достижениям  в области общей теории систем  мы знаем, что любая сложная  и высокоорганизованная система  есть нечто большее, чем простая  сумма ее составных частей. Она  всегда обладает принципиально  новыми свойствами, которые не  могут быть присущими ни одному  из ее отдельно взятых компонентов, ни даже некоторой их совокупности. В этом, собственно, и проявляется синергетический эффект самоорганизации сложных систем.

 Таким образом, процесс  глобализации человеческого общества  можно рассматривать как вполне  закономерный этап его эволюции. И результатом этого этапа  должен стать переход общества  на новую, более высокую ступень  развития.

 Можно прогнозировать, что глобализованное общество будет обладать существенно большей целостностью по сравнению с существующим. В то же время в процессе глобализации общества уже сегодня можно наблюдать ряд деструктивных факторов, которые деформируют и даже вовсе разрушают отдельные структурные компоненты общества и, следовательно, должны будут привести его к частичной деградации. В последние годы эти факторы все более заметно проявляют себя в сфере культуры.

 

 Анализ показывает, что глобализация общества обусловлена целым рядом факторов, наиболее важными из которых являются следующие.

Технологические факторы, связанные  с бурным развитием новых технологий и переходом развитых стран мира к новому технологическому укладу общественного  производства. Высокая эффективность  новых технологий, которые позволяют  не только производить высококачественную продукцию, но также и сокращать  при этом затраты природных ресурсов, энергии и социального времени, делают эти технологии все более  важной и привлекательной частью мирового рынка товаров и услуг [3]. Поэтому их распространение в  глобальном масштабе и является одной  из ведущих тенденций развития современной  цивилизации. Прогнозы свидетельствуют, что в ближайшие десятилетия  эта тенденция будет только усиливаться.

Экономические факторы, связанные  с развитием транснациональных  промышленных корпораций (ТНК) и все  более широким распространением международного разделения труда. Уже  сегодня основная доля высокотехнологичной  продукции производится именно в  рамках ТНК, которые владеют значительной частью производственных фондов и создают  более половины всего валового продукта в мире.

 Развитие ТНК влечет  за собой глобализацию производственных  связей, методов организации труда  и сбыта готовой продукции,  формирование унифицированной производственной культуры общества и соответствующей этой культуре этики и нормативов поведения людей, а также теории и практики управления трудовыми коллективами.

Информационные факторы, связанные с развитием глобальных сетей радио и телевидения, телефонной и факсимильной связи, компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей и новых информационных технологий. Бурное и все еще нарастающее  развитие средств информатики и  их все более широкое проникновение  во все сферы жизнедеятельности  общества превратили его информатизацию в глобальный социотехнологический процесс, который в ближайшие десятилетия будет, безусловно, оставаться доминантой научно-технического, экономического и социального развития общества.

Геополитические факторы  глобализации общества связаны, главным  образом, с осознанием необходимости  консолидации мирового сообщества перед  лицом общих угроз, противостоять  которым достаточно эффективно можно  лишь объединенными усилиями. Осознание  такой необходимости началось еще  в середине 20-го века, когда была создана Организация Объединенных Наций – первый достаточно влиятельный  международный орган, предназначенный  для предотвращения военных конфликтов политическими методами.

 Однако сегодня, сама  идеология глобализма существенным  образом изменилась. Теперь мы  имеем дело с его совершенно  новой формой – неоглобализмом, который преследует совершенно  иные стратегические цели. Суть этих целей состоит в том, чтобы любыми путями обеспечить доступ ограниченного количества населения нашей планеты, а именно - населения развитых стран Запада (так называемого «золотого миллиарда») к сырьевым и энергетическим ресурсам планеты, большая часть которых расположена на территории России и стран «третьего мира», которые в дальнейшем будут обречены на нищенское существование в роли сырьевых колоний и мест для складирования промышленных отходов.

 

 Идеология неоглобализма  уже не предусматривает развития  науки, образования и высоких  технологий. Она также и не  навязывает обществу никаких  разумных самоограничений ни  материального, ни морального  плана. Наоборот, сегодня поощряются  самые низменные инстинкты человека, сознание которого фокусируется на удовлетворении чувственных потребностей «здесь и сейчас» в ущерб его духовному развитию и планам на будущее.

 Единственным препятствием, которое сегодня стоит на пути  распространения идеологии неоглобализма  во всем мире, являются крупные  национальные государства, где  все еще сильны традиционные  духовные ценности, такие, как  патриотизм и служение своему  народу, социальная ответственность,  уважение к своей истории и  культуре, любовь к родной земле.  Все эти ценности неоглобалисты сегодня объявляют устаревшими и не соответствующими реалиям нового времени, где господствуют воинствующий либерализм, экономический рационализм и частнособственнические инстинкты.

 Опыт национального  строительства в таких странах,  как Австралия, Мексика, Сингапур,  убедительно свидетельствует о  том, что при использовании  многорасового подхода в государственной культурологической политике можно добиться необходимого равновесия в сочетании общенациональных и этнических интересов, которое и является важнейшим условием для обеспечения социальной стабильности в обществе даже в условиях его нарастающей глобализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная философия и постмодернизм

Постмодернизм – это широкое  явление современной культуры, включающее в себя образ жизни, образ мышления, в том числе проявляясь в экономике  и политике.

 «Датой рождения» постмодернизма  многие называют 1972 год, но связывают  его с разными событиями. Одни  указывают на выход в свет  книги «Пределы роста», подготовленной  Римским клубом, в которой делается вывод о том, что если человечество не откажется от существующего экономического и научно-технического развития, то в недалеком будущем оно испытает глобальную экологическую катастрофу. Применительно к искусству американский теоретик и архитектор Ч.Дженкс называет дату 15 июня 1972 года, считая ее одновременно и днем смерти авангарда, и днем рождения постмодернизма в архитектуре, поскольку в этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван и снесен квартал, считавшийся подлинным воплощением идей авангардистского градостроительства. Постепенно постмодернизм утверждается во всех сферах культуры.

 Культура постмодернизма формируется в условиях информационного (Е.Масуда), или постиндустриального (Д.Белл), или техногенного (З.Бжезинский) общества с конца 1960-х годов, когда модернизм полностью исчерпывает себя в плане поиска новых идей (философских, нравственных, политических), разрушения традиционной (классической) образности и создания абсолютно новых философии и искусства (философия жизни, фрейдизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, прагматизм и другие философские направления; символизм, модерн, дадаизм, абстракционизм, фовизм, экспрессионизм, сюрреализм в искусстве).

Признаками информационного (постиндустриального, техногенного) общества являются:

* переход от производства  товаров к производству услуг  и информации (индустриальная цивилизация  дала обществу достаточно высокий  уровень потребления материальных  благ, их стало легко производить  в большом количестве; поэтому  на первое место выходит насыщение  общества разнообразными услугами  и информацией, где последняя  играет роль «базы» дальнейшего  экономического и социокультурного развития);

Информация о работе Социальная философия, её предмет и роль в обществе