Учебно-методическое пособие по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:57, методичка

Описание

Курс предполагает решение следующих задач:
- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;
- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;
- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;
- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;
- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;
- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;
- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;
- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;
- показать вариантность исторического процесса;
- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;
- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5
3. Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5
4. Программа курса ……………………………………………………….…. 6
5. Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13
6. Самостоятельная работа
Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44
Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45
Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46
7. Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48

Работа состоит из  1 файл

metodicheskoeposobie.doc

— 629.50 Кб (Скачать документ)

              Левкипп  (Vв. до н.э.) и Демокрит (460-370 до н.э.) предложили атомистическую модель мира. Все сущее состоит из неделимых (а-томос) частиц, полностью тождественных друг другу вещественно и различающихся лишь по форме  и положению в пространстве. Атомы движутся в пустоте. Соединяясь в разных комбинациях, они порождают все наблюдаемые вещи. 

 

Вопросы для самоконтроля:

1.    Что такое метафизика? Что такое онтология?

2.    Онтология исследует все объекты, которые существуют. Это означает, что она исследует объекты, которые являются предметом других наук. Что же отличает онтологию от других наук?

3.    Почему утверждение Фалеса, что «все вещи – вода», было революцией по сравнению с мифологией?

4.    Какие идеи Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена легли в основу современного мышления?

5.    Что приняли за первоначало пифагорейцы?

6.    К какому направлению - материализму или идеализму - можно отнести учение пифагорейцев?

7.    В чем отличие между Парменидом и Гераклитом в понимании бытия?

8.    Какое значение Гераклит придает борьбе противоположностей?

9.    Какими характеристиками обладает бытие согласно Пармениду?

10. Как с помощью апорий Зенон доказывает, что движение нереально?

11. Как решает проблему бытия Демокрит?

12. Каковы свойства атомов по Демокриту?

 

Литература

Основная литература:

1.           Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 1. Гл. 1; Гл. 2. §§ 1-4.

 

Дополнительная литература:

1.           Асмус А.Ф. Античная философия.- М., 1976.

2.    Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М., 1979.

3.           История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И.И. Богута - М., 1991.

4.           История философии: Запад – Россия – Восток. Философия древности и средневековья: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 1. – М., 1995.

5.           Рассел Б. История западной философии. – М., 2000.

6.           Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. В 4 т. Т 1. – СПб, 1994.

7.           Соловьев В. Лекции по истории философии // Вопросы философии. – 1989. – № 6.

8.    Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М.: Наука, 1989.

9.           Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

 

Занятие 2.

1.    Онтология Платона. Бытие и Становление. Идеи и вещи. Уровни реальности и знания. Аллегория пещеры.

2.    Метафизика Аристотеля. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля.

 

Классический период древнегреческой философии начинается с Сократа (470-399 до н.э.). Сократ был величайшим софистом, так как он решительно отвергал господство внешнего авторитета, традиции. Но он был и противником софистов, потому что для него истина была важнее личного мнения. Личность тогда будет достойной, когда будет жить по идее, общей и обязательной для всех и каждого. Воля личности должна быть направлена к цели высшего блага.

Сократ не создал своей онтологической теории. Однако он является одним из самых влиятельных мыслителей в истории западной философии, потому что он дал философии метод. С помощью своих вопросов, Сократ помогает  собеседнику продвигаться к правильному определению, которое схватывает общее и существенное в явлении.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) убежден, что любая вещь является тем, что она есть, благодаря свой идее, которая является ее причиной, ее сущностью. Не надо путать эти идеи с идеями в наших головах - платоновские идеи существуют объективно, т.е. независимо от нашего сознания и воли.

Идеи вечны,  не подвержены движению или изменению. Идеи бестелесны, существуют в особом трансцендентном мире – вне физического мира, вне пространства и времени. Они являются прообразами для вещей. Одна и та же идея воплощается во многих отдельных вещах.

              Платон постулирует два мира:  1) невидимый мир идей, который постигается только разумом (Бытие), 2) феноменальный, видимый мир, мир чувственно воспринимаемых вещей (Становление). Мир идей является подлинным бытием, мир видимых вещей подчинен миру идей.

Идеи образуют иерархию, частные идеи подчинены более общим,  вплоть до  идеи Блага на вершине иерархии. От Блага идеи, а вместе с ними и весь мир, получают свое бытие и свою ценность. Оно придает всему сущему порядок, меру и единство.

    Свою модель бытия Платон изображает графически: линия, поделенная пополам, символизирует разделение бытия на видимый и невидимый мир. Полученные отрезки в свою очередь, делятся, символизируя степени бытия и подлинности. Тех, кто отрицает существование высшей реальности, недоступной зрению, слуху и осязанию, Платон сравнивает с пленниками в пещере.

              Аристотель (384-322 до н.э.) был учеником Платона. В своем труде «Метафизика» он критикует теорию идей своего учителя. Главная проблема, по мнению Аристотеля, это проблема разделения идеи и вещи. Платон поместил причины вещей (идеи) в умопостигаемом мире и таким образом отделил их от вещей, причинами которых они якобы являются.

      Аристотель, развивая учение Платона, преодолевает разрыв между миром идей и миром вещей. Сущность вещи находится в самой вещи. Познание должно быть обращено на чувственно воспринимаемые вещи. Аристотель представляет мир природы, данный нам в чувственном опыте, как подлинно реальный. Мир природы может быть объяснен без обращения  к потустороннему миру.

     Сущность вещи - это устойчивое в ней, носитель всех ее свойств. Вещь может находиться в разных состояниях, в разных отношениях с другими вещами, но сущность ее от этого не меняется. Сущность - это индивидуум, носитель свойств данной отдельной вещи. Раскрывая сущность вещи, мы даем ей определение через род и вид.  Роды и виды  - это сущности во вторичном смысле.

     С понятием сущности у Аристотеля связаны определенные  трудности. Единичное не может быть предметом науки, поскольку предметом науки является общее. В таком случае сущность – это скорее род или вид. Общее является предметом науки, однако оно не имеет самостоятельного существования (ведь Аристотель отверг учение Платона, согласно которому общее (идея) реально существует).

    Аристотелю не удалось согласовать между собой эти две трактовки сущности. В средние века из этой двойственности аристотелевского учения возникло два направления в онтологии: номинализм и реализм.

              Вместо дуализма идеи и вещи Аристотель вводит дуализм материи и формы. В материи заложена лишь возможность. Чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма. Каждая вещь стремится принять определенную форму, которая является его назначением или целью. Процесс становления вещи из материи и формы Аристотель называет энтелехией. Аристотель считал, что существует четыре причины становления:

1) материальная причина (causa materialis). Всякая вещь состоит из материи.

2) формальная причина (causa formalis) Вещь получает свою определенность благодаря своей форме.

3) действующая причина (causa efficiens) Это то, что приводит вещь в движение.

4) целевая причина (causa finalis) Ни одно изменение вещи не происходит без цели.

              Телеологией ( от греческого слова telos - конец, цель) называется представление, что все в мире движется к конечной цели, к совершенству.

Каждый объект стремится к достижению конечной цели. Любые изменения объекта можно понять, только зная его цель. Конечной целью  всех изменений всех объектов является Бог. Бог как совершенная сущность не содержит материи  и потому не подвержен изменениям, вместе с тем он является причиной движения всего остального во вселенной.

              Термин «метафизика» возник случайно: в 1 в. до н.э. Андроник Родосский в своем издании сочинений Аристотеля книги, посвященные первым принципам, расположил после «Физики» и он дал им простое наименование: "то, что следует за физикой". Сам Аристотель, который жил двумя веками раньше, не использовал слово "метафизика". Он называл дисциплину, которой был посвящен трактат, первой философией, или мудростью. Термин «метафизика» иногда используют как синоним «онтологии».

 

Вопросы для самоконтроля:

1.    На какие области делит Платон реальность?

2.    Что есть бытие для Платона?

3.    В каком отношении находятся идеи и вещи?

4.    Какое место занимает Благо в системе Платона?

5.    За что критикует Аристотель учение Платона? Как он развивает его учение?

6.    Что такое сущность по Аристотелю? Что такое первичная и вторичная сущность?

7.    Какие четыре причины обусловливают существование вещи по Аристотелю?

8.    Что такое телеология? В чем состоит телеологический взгляд на мир Аристотеля?

9.    Как характеризует Бога Аристотель?

10. В чем отличие между позицией Сократа и позицией софистов в отношении бытия и истины?

11. Что такое платоновские идеи?

12. В чем состоит смысл платоновской аллегории пещеры?

13. Как понимает сущность вещи Аристотель в отличие от Платона?

14. Что Аристотелю не удалось согласовать в его учении о сущности?

15. Какие виды причин выделил Аристотель?

16. Что такое телеология?

17. Что такое causa finalis?

 

Литература

Основная литература:

1.    Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 1. Гл. 2. §§ 5-7.

 

Дополнительная литература:

1.    Асмус А.Ф. Античная философия. – М., 1976.

2.    Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М., 1979.

3.    История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И.И. Богута – М., 1991.

4.    История философии: Запад - Россия – Восток. Философия древности и средневековья: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 1. – М., 1995.

5.    Рассел Б. История западной философии. – М., 2000.

6.    Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. В 4 т. Т. 1. – СПб, 1994.

7.    Соловьев В. Лекции по истории философии // Вопросы философии. – 1989. – № 6.

8.    Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1.- М.: Наука, 1989.

9.    Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

 

Первоисточники к семинару

1. Платон. Государство // Платон. Собрание соч.: в 4 т. Т.3. – С. 292-298.

 

Вопросы по первоисточнику:

1.    Используя текст, нарисуйте линию, поделенную на отрезки, и обозначьте, чему соответствуют  полученные четыре уровня справа и четыре слева. Что хотел проиллюстрировать Платон с помощью образа отрезка, поделенного на части?

2.    Объясните смысл рассказа об узниках в пещере.

 

Тема 3. Концепции бытия в философии Нового времени

Занятие 1.

1.    Общая характеристика средневековой философии.

2.    Научная революция XVII в.

3.    Дуализм Декарта. Декарт об отличии и взаимосвязи души и тела.

4.    Механистический материализм Т. Гоббса.

5.    Пантеизм Б. Спинозы.

 

Западная средневековая философия – это философия христианская по своей направленности и представителям. В ее истории выделяют два больших периода: 1) патристика (II-VIII вв.) и 2) схоластика (IX-XIV вв.)

Патристикой называют совокупность доктрин христианских мыслителей послеапостольской эпохи (т.н.отцов церкви). Они стремятся разработать христианское учение с помощью античной философии, укрепить ее и защитить от язычества и ересей. Наиболее влиятельный представитель – Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430).

С IX в. начинается период схоластики. Схоластика – это тип религиозной философии, в котором подчинение христианской догме соединяется с рационалистическим методом и интересом к формальной логике.

Ранняя схоластика (XI-XII вв.) – разгорается спор об универсалиях, который продолжается и в последующие столетия.

Высокая схоластика (XII-XIII вв.)  - В Европу вернулись произведения греков в арабских переводах, в частности все сочинения Аристотеля. Фома Аквинский (1225-1274) предпринял попытку связать христианское учение с учением Аристотеля.

Поздняя схоластика (XIV в.) прежде всего в лице Уильяма Оккама (1280-1348) критикует метафизические системы старых школ, он кладет начало новому направлению («новый путь»), которое подготовило базу для научного мышления Нового времени.

В западной средневековой философии понимание бытия определялось влиянием двух культурных традиций: 1) христианским откровением (Священным писанием); 2) античной философией (прежде всего Платоном и Аристотелем).

Согласно христианскому догмату Бог сотворил мир из ничего, сотворил  актом своей воли и продолжает каждый миг поддерживать бытие мира. Такой взгляд на мир называется креационизм (от лат. слова creatio - творение, создание).

Бог есть высшее бытие, высшее благо, все остальное есть его творение. Строго говоря, подлинным бытием обладает только бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Сотворенные вещи только причастны бытию, или имеют бытие, но сами не суть бытие.

     В XI в. в схоластической философии развернулась борьба между номинализмом и реализмом, которая длилась на протяжении нескольких веков. Конфликт был связан с догматом христианской религии о троичной сущности Бога. Бог един в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух. Полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в обсуждение природы универсалий. Универсалии – это общие понятия, родовые понятия (например, живое существо, человек) в отличие от конкретных единичных вещей.

Информация о работе Учебно-методическое пособие по философии