Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:57, методичка
Курс предполагает решение следующих задач:
- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;
- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;
- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;
- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;
- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;
- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;
- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;
- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;
- показать вариантность исторического процесса;
- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;
- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.
1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5
3. Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5
4. Программа курса ……………………………………………………….…. 6
5. Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13
6. Самостоятельная работа
Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44
Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45
Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46
7. Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48
Вопросы к первоисточнику:
1. Почему имеющиеся на сегодня редукции психики Нагель считает неудовлетворительными?
2. Что такое сознание, согласно Нагелю?
3. Почему для редукции важен предварительный анализ того, что предстоит редуцировать?
4. В чем особенность феномена сознания, затрудняющая его редукцию?
5. Что хочет показать Нагель на примере с летучей мышью?
6. В чем отличие редукции психики от редукции других явлений?
7. Какие выводы делает Нагель и согласны ли вы с ними?
Раздел 3. Теория познания
Тема 1. Проблема обоснования знания: эмпиризм и рационализм
1. Проблема обоснования знания и фундаментализм.
2. Рационализм об источнике достоверного знания.
3. Эмпиризм об источнике достоверного знания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое эпистемология?
2. В чем состоит отличие знания от мнения?
3. Что такое фундаментализм в теории познания?
4. В чем суть разногласия между эмпиризмом и рационализмом?
5. Как Платон доказывает, что источником знания является разум?
6. Что такое врожденные идеи и какую роль они играют в познании по мнению Декарта?
7. Как возникают идеи по мнению Локка?
8. Какую роль играет разум в процессе познания по мнению Локка?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 6.
Дополнительная литература:
1. История философии: Запад – Россия – Восток. Философия XV-XIX вв: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 2. – М., 1996.
2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. В 4 т. Т.3. – СПб., 1996.
3. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М., 2003.
4. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 2001. – Ч. 2. Гл. 2.
Первоисточники к семинару
1. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении // Г.В. Лейбниц. Соч. В 4 т. Т.2. – Предисловие. – С.47-53.
2. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Д. Локк. Соч. В 3 т. Т.1. – М., 1985. – Кн. 1. Глава 2; Кн. 2. Глава 1.
Вопросы по первоисточникам:
1. Как Локк опровергает теорию врожденных идей?
2. Как Локк объясняет происхождение идей?
3. Как Лейбниц доказывает существование врожденного знания?
4. В чем видит Лейбниц различие между человеческим знанием и знанием у животных?
Тема 2. Скептицизм и агностицизм
1. Скептицизм Д.Юма.
2. Теория познания И. Канта. Агностицизм И. Канта.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое скептицизм?
2. В чем сомневается Юм?
3. Каково происхождение идей по мнению Юма?
4. Почему Юм приходит к скептицизму?
5. На каком основании Юм отрицает существование «Я»?
6. Почему Юм сомневается в том, что между явлениями объективного мира существуют причинные связи?
7. Какую позицию занимает Кант в споре между эмпириками и рационалистами?
8. Что Кант называет априорными и апостериорными, аналитическими и синтетическими суждениями?
9. Какие априорные формы выделяет Кант? Какую роль они играют в познании?
10. В чем суть революции, которую совершил Кант в эпистемологии?
11. Что такое агностицизм?
12. Почему Кант приходит к агностицизму?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел I. Ч. I. Глава 5. § 3.
Дополнительная литература:
1. История философии: Запад – Россия – Восток. Философия XV-XIX вв.: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 2. – М., 1996.
2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. В 4 т. Т.3. – СПб., 1996.
Первоисточник к семинару
1. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. – М., 1998. – С.84-90, 99-105.
Вопросы к первоисточнику:
1. Каким образом Юм доказывает, что идею причинной (необходимой) связи нельзя получить из чувственного опыта?
2. Какое чувство, по мнению Юма, является источником идеи необходимой связи?
3. Почему Юм считает, что он показал слабость и узкие границы разума и способностей человека?
Тема 3. Структура процесса познания
1. Знание и реальность.
2. Структура процесса познания
а) чувственное познание и его формы. Соотношение субъективного и объективного в чувственном образе.
б) рациональное познание и его формы. Мышление, язык и действительность.
в) интуиция и ее роль в познании.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие трактовки отношения между знанием и реальностью были предложены в философии?
2. Что такое наивный реализм?
3. Что такое отражение?
4. В чем отличие чувственного и рационального познания и какова их взаимосвязь?
5. Каковы формы чувственного познания и в чем их особенности?
6. Каковы формы рационального познания и их особенности?
7. Как формируются понятия?
8. Что такое интуиция и какую роль она играет в познании?
9. В чем проявляется активность субъекта в процессе познания?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 6.
Дополнительная литература:
1. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания // К. Лоренц. Оборотная сторона зеркала. – М.: Республика, 1998. – С.244-463.
2. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1998. – 416 с.
3. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. – М.: Прогресс, 1996. – С. 95-142.
4. Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – С.57-74.
Первоисточник к семинару
1. Матурана У. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания / У. Матурана, Ф. Варела. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 110-121.
Вопросы к первоисточнику:
1. Какую идею демонстрируют авторы на примере лягушки?
2. Какую идею демонстрируют авторы на примере ягненка и девочки-волка?
3. Почему авторы отрицают, что нервная система является инструментом репрезентации мира?
4. Какие крайности существуют в трактовке познания?
5. Как можно избежать этих крайностей по мнению авторов?
Тема 4. Проблема истины в философии
1. Классическая концепция истины и ее проблемы.
2. Когерентная теория истины.
3. Понятие истины с точки зрения прагматизма.
4. Конвенциональная концепция истины.
5. Марксистская концепция истины.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое истина согласно классической концепции?
2. С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины?
3. Какие альтернативы классической концепции были предложены?
4. Что такое истина и каковы ее критерии согласно когерентной теории истины?
5. Что такое истина и каковы ее критерии согласно прагматистской теории?
6. Что такое истина и каковы ее критерии согласно конвенциональной теории?
7. Что такое истина и каковы ее критерии согласно марксисткой теории?
8. В чем отличие марксистской теории истины от классической?
9. Что такое догматизм и релятивизм?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 6.
Дополнительная литература:
1. Диалектика познания. – Л., 1983.
2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 1977.
Первоисточник к семинару
1. Рассел Б. Человеческое познание // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С.643-656.
Вопросы по первоисточнику:
1. Что такое факт по Расселу?
2. Что такое вера по Расселу?
3. Что понимает Рассел под истиной?
4. Является ли его концепция истины альтернативой классической?
5. Что такое знание в отличие от истинного мнения?
6. Что предлагала в качестве обоснования (надежного свидетельства) знания традиционная теория и почему Рассел считает традиционное обоснование знания неудовлетворительным?
7. Какую оценку дает Рассел таким критериям истины как самоочевидность, когерентность и успех?
8. К какому заключению приходит Рассел по вопросу о природе знаний?
Раздел 4. Философия науки
Тема 1. Структура науки
1. Специфика научного познания. Наука и ее структура. Эмпирический и теоретический уровни, их различие.
2. Формы эмпирического знания: данные наблюдений, научные факты и эмпирические обобщения. Отличие эмпирического обобщения от теоретического закона.
3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней знания.
4. Научная теория и ее функции. Теоретическая модель объекта.
5. Научное объяснение. Дедуктивно-номологическая (подводящая) модель научного объяснения.
6. Философские основания науки.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что отличает научное знание от обыденного знания и от искусства?
2. Что такое наука?
3. В чем отличие эмпирического и теоретического уровней научного познания?
4. В чем различие между данными наблюдений и фактами?
5. Что означает выражение «факты теоретически нагружены»?
6. В чем отличие эмпирического обобщения от теоретического закона?
7. Что такое теория и каковы ее функции?
8. В чем состоит принцип простоты?
9. Какие подуровни выделяют в теоретическом знании?
10. В чем состоит подводящая модель научного объяснения?
11. Можно ли ее считать универсальной?
12. Что называют философскими основаниями науки, и какую роль они играют в научном познании?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2, Гл. 10. §§ 1-3, 4.
Дополнительная литература:
1. Голдстейн М. Как мы познаем / М. Голдстейн, И. Голдстейн. – М., 1984.
2. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. – Омск, 1997.
3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.
4. Философия и методология науки. – М., 1996.
Первоисточник к семинару
1. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 586-608.
Вопросы к первоисточнику:
1. В чем отличие между универсальным и статистическим законами?
2. Что называет Карнап фактами?
3. В чем состоит различие между эмпирическими и теоретическими законами?
4. Почему нельзя прийти к теоретическим законам путем обобщения эмпирических законов?
5. Как возникает и как подтверждается теория? В чем состоит значение теории?
6. Можно ли, по мнению Карнапа, дать научное объяснение тому или иному явлению без обращения к законам?
7. В каких случаях для объяснения прибегают к использованию статистических законов?
8. В чем видит Карнап недостаток объяснения регенерации, данного Гансом Дришем? Согласны ли Вы с Карнапом?
Информация о работе Учебно-методическое пособие по философии