Учебно-методическое пособие по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:57, методичка

Описание

Курс предполагает решение следующих задач:
- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;
- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;
- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;
- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;
- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;
- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;
- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;
- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;
- показать вариантность исторического процесса;
- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;
- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5
3. Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5
4. Программа курса ……………………………………………………….…. 6
5. Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13
6. Самостоятельная работа
Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44
Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45
Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46
7. Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48

Работа состоит из  1 файл

metodicheskoeposobie.doc

— 629.50 Кб (Скачать документ)

              По мнению Беркли, нет нужды признавать материю в качестве источника ощущений. Понятие материи заключает в себе противоречие.  Утверждается, что материя есть независимая от ума субстанция, обладающая размером, формой и движением. Но размеры, форма и движения – это качества, существующие в нашем уме. Кроме того, как всякое абстрактное понятие,  понятие материи является иллюзией. Беркли рассуждает как номиналист: в языке имеются слова с обобщающим смыслом, но им ничто не соответствует в действительности.

     Существуют лишь ощущения и воспринимающий их ум. Такой взгляд называется субъективный идеализм. Если субъективный идеалист достаточно последователен, то он должен прийти к солипсизму. Солипсизм ( от лат. solus -единственный, ipse - сам) - это философская точка зрения, согласно которой существует только одна вещь - Я. Все остальное, включая других людей, существует только в моем сознании.

      Беркли пытается избежать  солипсизма. Все вещи существуют в уме. Это не значит, что все вещи существуют в нашем уме. Существует более могущественный ум - Бог. Только Бог как бесконечный ум способен воспринимать вещи непрерывно. Только в этом случае мы можем поверить, что все вещи есть идеи, существующие в уме. И что вещи  продолжают существовать, когда мы их не воспринимаем.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.    В чем состоит отличие между первичными и вторичными качествами? Кто из философов настаивал на этом различии?

2.    Как Беркли доказывает, что вещи существуют только в нашем уме?

3.    Как Беркли критикует понятие материи?

4.    Что такое солипсизм? Как Беркли пытается избежать солипсизма?

 

Литература

Основная литература:

1.    Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Ч. I. Гл. 3, 4. 5.

 

Дополнительная литература:

1.    Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.

2.    История философии: Запад – Россия – Восток. Философия XV-XIX вв. В 4 кн. Кн. 2. – М., 1996.

3.    Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. В 4 т. Т.3. – СПб. 1996.

 

Первоисточники к семинару

1.    Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Сочинения. – М., 1978. – С.257-258, 265-267, 273-277, 305, 317, 329, 331-332, 344-345.

Вопросы по первоисточникам:

1.    В чем суть разногласия между Гиласом и Филонусом?

2.    Как Филонус обосновывает свою позицию?

3.    Можно ли назвать объяснение цвета, которое предлагает Гилас, материалистическим и почему? Как ему возражает Филонус?

4.    В чем видит Гилас отличие между первичными и вторичными качествами? Как ему возражает Филонус?

5.    Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Гиласа? Как ему возражает Филонус?

6.    Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Филонуса?

 

Тема 4. Концепции бытия в философии XIX в.

1.    Немецкая классическая философия. Объективный идеализм Гегеля. Тождество бытия и мышления. Диалектика. Философская система.

2.    Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Синтез диалектики и материализма. Критика метафизического способа мышления. Диалектика как теория развития. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

3.    Иррациональная философия. Учение А. Шопенгауэра о мировой воле. «Воля к власти» - основной принцип философии Ф. Ницше. Концепция творческой эволюции А. Бергсона.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.    Почему философию Гегеля характеризуют как объективный идеализм?

2.    Что такое диалектика в понимании Гегеля?

3.    Что такое диалектика в  марксистской философии?

4.    В чем состоит противоречие между диалектическим методом и философской системой Гегеля?

5.    В чем состоит закон единства и борьбы противоположностей?

6.    В чем состоит закон перехода количественных изменений в качественные?

7.    В чем состоит закон отрицания отрицания?

8.    За что критикует Поппер диалектику?

9.    В чем видит Поппер положительное значение диалектики?

 

Литература

Основная литература:

1.    Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. I. Гл. 5. §§ 4, 5, 7.

Дополнительная литература:

1.    Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль. 1986.

Первоисточники к семинару

1.    Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – М.: Политиздат, 1988. – С.16-18, 135-136, 138.

2.    Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Политиздат, 1982. – С. 26-30, 44-45, 47.

3.    Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. – №1.

 

Вопросы по первоисточникам:

1.    В чем состоит метафизический способ понимания в отличие от диалектического по мнению Энгельса? Когда применение метафизического способа правомерно? В чем односторонность метафизического способа мышления?

2.    В чем состоит значение диалектики для естествознания и какие исторические формы диалектики могут быть плодотворными для естествознания по мнению Энгельса?

3.    Что в гегелевской диалектике является неприемлемым по мнению Энгельса?

4.    Какие примеры действия диалектических законов приводит Энгельс?

5.    Как происходит развитие мышления по мнению Поппера?

6.    Как происходит развитие мышления согласно диалектике?

7.    В чем видит Поппер достоинства диалектики?

8.    Почему, по мнению Поппера, диалектика не может быть использована в качестве метода познания?

9.    Как диалектики относятся к противоречиям в мышлении? Как нужно относиться к противоречиям в мышлении по мнению Поппера?

10. Почему диалектика не является логикой по мнению Поппера?

11. Почему диалектика не является общей теорией мира, по мнению Поппера?

 

Тема 5. Современная материалистическая

концепция бытия и ее принципы

Занятие 1.

1.    Принцип материализма. Понятие материи. Современные дискуссии о материи.

2.    Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции.

3.    Уровни организации материи и связь между ними. Физикализм и эмерджентизм.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.    Что такое материализм?

2.    Как развивалось понятие материи в истории материализма?

3.    Что такое материя в современном понимании? Как изменилось представление о материи в связи с открытиями в физике в конце XIX - начале XX вв.?

4.    Как связаны между собой материя и движение? Как связаны материя и энергия?

5.    Что такое пространство и время?

6.    В чем отличие субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени?

7.    Каковы основные уровни организации живой и неживой материи согласно современным научным знаниям?

8.    Что такое физикализм и редукционизм?

9.    Что такое эмерджентный материализм?

 

Литература

Основная литература:

1.    Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 2.

Дополнительная литература:

1.    Найдыш В. М. Концепция современного естествознания. – М., 1999.

 

Первоисточник к семинару

1.    Гейзенберг В. Закон природы и структура материи // В. Гейзенберг. Шаги за горизонт. – М., 1987. - С. 107-119.

 

Вопросы по первоисточнику:

1.    Как греческая мысль пришла к идее атома?

2.    В чем сила и слабость атомистической гипотезы Демокрита? С какой проблемой не справляется атомистическая гипотеза Демокрита?

3.    Что принимает Платон за мельчайшие частицы материи? В чем отличие платоновских атомов от атомов Демокрита?

4.    На какие открытия ссылается Гейзенберг, утверждая, что современная физика решает вопрос в пользу Платона?

5.    Какую философскую позицию предпочитает Гейзенберг: материализм или идеализм?

6.    Согласны ли Вы с его выводами?

 

Занятие 2.

1.    Принцип детерминизма. Механистический детерминизм. Детерминизм и свобода. Фатализм. Индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Спор о детерминизме в современной науке.

2.    Принцип системности. Понятие целостности. Целое и часть. Механицизм и холизм. Понятие системы. Типы систем. Самоорганизующиеся системы. Синергетика как новое миропонимание.

3.    Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.    Что такое детерминизм? Назовите представителей.

2.    Что такое индетерминизм? Назовите представителей.

3.    Как связаны между собой причина и следствие?

4.    Что такое лапласовский детерминизм?

5.    Какое влияние оказала классическая механика на учение о причинности?

6.    Как соотносятся детерминизм и свобода?

7.    Какие научные теории способствовали включению случайности в причинную связь?

8.    Что такое вероятность?

9.    Какое влияние оказала теория самоорганизации на учение о причинности?

10. Что такое фатализм?

11. Что такое развитие?

12. Что такое глобальная эволюция?

13. Какое значение для понимания мира имело открытие феномена самоорганизации в неравновесных системах?

14. Что такое синергетика?

 

Литература

Дополнительная:

1.    Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.,1997.

2.           Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // П.К. Анохин. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – С.49-106.

3.           Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Мир философии. В 2 ч. Ч. 1. – С.286-296.

4.    Джеймс У. Дилемма детерминизма // У. Джеймс. Воля к вере. – М, 1997. – С. 95-118.

5.    Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. – М., 1971. – Ч .4, 6.

6.           Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств // Вопросы философии. – 1992. – №11.

7.           Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. – 1991. – №3 – С. 3-28.

 

Первоисточник к семинару

1.    Интервью с С.П. Курдюмовым // Вопросы философии. – 1991. – № 6. – С. 53-57.

2.    Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. – 1991. – № 6. – С.46-52.

 

Вопросы к первоисточнику:

1.    В чем состоит различие между детерминистическим и недетерминистическим объектом?

2.    В чем видит Пригожин ограниченность классической науки?

3.    Какие научные открытия потеснили детерминизм, по мнению Пригожина?

4.    Как изменилось восприятие универсума вследствие этих открытий? Как должно измениться в связи с этим наше отношение к миру?

5.    В чем Курдюмов согласен с Пригожиным и в чем не согласен?

 

Тема 6. Проблема сознания

1.           Проблема сознания и различные подходы к ее решению (дуализм, бихевиоризм, материализм, функционализм).

2.           Происхождение сознания. Сознание как высшая форма отражения. Понятие отражения. Развитие форм отражения в природе.

 

Литература

Основная литература:

1.    Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 5.

Дополнительная литература:

1.    Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

2.    Прист С. Теории сознания / пер. с анг. А.Ф. Грязнова. – М.: Идея-Пресс, Дом  интеллектуальной книги, 2000. – 288 с.

3.    Хофштадтер Д. Глаз разума / Д. Хофштадтер, Д. Деннетт. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. – 432 с.

4.    Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. – М., 1984.

 

Первоисточник к семинару

1.    Нагель Т. Каково быть летучей мышью? // Д. Хофштадтер, Д. Деннетт. Глаз разума. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. – С.349-360.

Информация о работе Учебно-методическое пособие по философии