Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:57, методичка
Курс предполагает решение следующих задач:
- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;
- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;
- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;
- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;
- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;
- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;
- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;
- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;
- показать вариантность исторического процесса;
- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;
- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.
1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5
3. Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5
4. Программа курса ……………………………………………………….…. 6
5. Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13
6. Самостоятельная работа
Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44
Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45
Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46
7. Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48
9. Какие виды предсказаний выделяет Карнап и в чем их различие?
10. В чем состоит отличие эксперимента от наблюдения? Почему эксперимент используется не во всех областях науки?
11. Каковы общие черты эксперимента?
12. Почему количественные законы превосходят качественные?
Тема 2. Философия науки: методология науки
1. Понятие метода. Поиск универсального метода познания в истории философии. Классификация методов.
2. Общелогические методы познания (анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование).
3. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение).
4. Методы теоретического исследования (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы).
5. Критерии демаркации науки и не-науки. Методологический анархизм П. Фейерабенда.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое метод? Что такое логика и методология научного познания?
2. Опишите общелогические методы познания (анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование)
3. Опишите методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение).
4. Опишите методы теоретического исследования (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы).
5. Какой метод был предложен эмпириками в качестве универсального метода познания?
6. Какой метод был предложен рационалистами в качестве универсального метода познания?
7. Каков итог поисков универсального метода познания?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 10. §5.
Дополнительная литература:
1. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. – Омск, 1997.
2. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.
3. Философия и методология науки. – М., 1996.
Первоисточник к семинару
1. Поппер К. Предположения и опровержения // К. Поппер. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983. – С.240-248.
Вопросы к первоисточнику:
1. Почему Поппер проводит различие между вопросами «какая теория истинна», «какая теория научна»?
2. Почему подтверждение теорий Фрейда и Адлера Попперу кажется подозрительным?
3. В чем отличие между подтверждением теории относительности Эйнштейна и подтверждениями психоаналитических теорий?
4. Что такое фальсифицируемость как критерий научности теории? Являются ли психоаналитические теории научными с точки зрения этого критерия?
5. Что может ослабить научный статус теории?
6. Как оценивает Поппер марксистскую теорию истории?
7. Каково отношение между мифом и наукой, по мнению Поппера?
Тема 3. Рост научного знания
1. Концепция развития науки К. Поппера.
2. Концепция научных революций Т. Куна.
3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
4. Этика науки
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие факторы определяют развитие науки?
2. В чем отличие двух основных подходов к трактовке развития науки? К каким из двух относятся концепции Поппера, Фейерабенда, Куна, Лакатоса?
3. Почему, по мнению Поппера, субъект познания не важен для развития науки?
4. Как происходит развитие знания по Попперу? Какую аналогию проводит Поппер между развитием науки и эволюции живых организмов?
5. На какие недостатки теории Поппера указывают ее критики?
6. Что такое неявное знание? Какую роль оно играет в развитии науки?
7. Что такое парадигма?
8. Как происходит развитие науки по Куну? Что такое научная революция?
9. На какие недостатки теории Куна указывают ее критики?
10. Каким образом Лакатос развивает теорию Поппера?
11. Что такое исследовательская программа. Какова ее структура?
12. Как можно оценить эвристические возможности программы по Лакатосу?
13. В чем отличие концепции Куна и концепции Лакатоса?
14. В чем состоит принцип анархизма в научном познании, который предлагает Фейерабенд?
15. Какую роль играют социокультурные факторы в развитии науки?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 4. Гл. 4.; Раздел 2. Гл. 10. §6.
Раздел 5. Философская антропология
Тема 1. Концепции человека в истории философии
1. Понятие природы человека. Родовая сущность и индивидуальность. Особенности познания человека.
2. Подходы «извне» и «изнутри».
3. Образ человека разумного в античной философии.
4. Образ человека духовного в средневековой философии.
5. Гуманизм эпохи Возрождения.
6. Просветители XVIII века о природе человека.
7. Концепция человека К. Маркса.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что означает понятие «природа человека»?
2. Как определяет природу человека античная философия?
3. Какова природа человека согласно христианской философии?
4. Как меняется представление человека о самом себе в эпоху Возрождения?
5. Как развивается представление о природе человека в XVII-XVIII вв.?
6. Как критикуется образ человека разумного в философии XIX-XX вв.?
7. Какое представление о природе человека является признанным в наши дни?
8. Какова цель философской антропологии?
9. Каковы особенности познания человека?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 1. Гл. 2. § 14; Гл. 3. § 9; Гл. 4. § 2; Гл. 5. § 2, 5.
2. Философия: учебник / под ред В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 2000. – Глава 5.
Дополнительная литература:
1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. - №2.
2. Губин В. Философская антропология / В. Губин, Е. Некрасова. – М., 2000.
3. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
4. Стевенсон, Л. Десять теорий о природе человека. – М., 2004.
Тема 2. Биосоциальная природа человека
1. Человек как биологическое и социальное существо. Социологизаторский и биологизаторский подходы.
2. Наследственность и среда. Деятельностный подход о формировании высших психических функций человека. Социобиология о генетической обусловленности социального поведения человека.
3. Происхождение человека. Антропогенез. Естественный отбор и социокультурные факторы становления человека (труд, общение, язык, культура).
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит отличие человеческого сознания от сознания животных?
2. В чем состоит отличие человеческого мышления от мышления животных?
3. Что означает «незавершенность человека»?
4. Почему, по мнению Икскюля, у каждого вида своя реальность?
5. Почему, по мнению Кассирера, человек не противостоит реальности непосредственно?
6. В чем состоит особенность функционального круга человека по мнению Э.Кассирера?
7. Каким образом альтруизм может повышать приспособленность индивида по мнению Уилсона и Рьюза?
8. Что такое эпигенетические правила?
9. Что меняется в механизме эволюции с возникновением культуры?
10. Что такое антропогенез?
11. Как развивается теория эволюции Дарвина в ХХ в.?
12. Каковы основные факторы антропогенеза?
13. Почему труд, по мнению Мэмфорда, не был решающим фактором становления человека разумного?
14. В чем отличие труда животного от труда человека?
15. Как объясняет С.Н.Давыденков «парадокс нервно-психической эволюции»?
16. Какова роль языка в процессе антропогенеза?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 4. § 1, 2.
Дополнительная литература:
1. Гальперин П.Я. Инстинкт и мораль // Экология и жизнь. – 2002. – № 5.
2. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. – М., 2004. – Гл. 10, 11.
Первоисточники к семинару
1. Майкл Рьюз (Канада), Эдуард О., Уилсон (США) // Вопросы философии. – 1987 – № 1. – С. 97-100.
2. Гальперин П.Я. Инстинкт и мораль // Экология и жизнь. – 2002. – № 5.
Вопросы по первоисточникам:
1. Что такое альтруизм?
2. Каким образом альтруизм может быть результатом естественного отбора?
3. Что такое эпигенетические правила?
4. Как они связаны с воздействием культуры?
5. Какова природа морали согласно мнению авторов?
6. Почему, по мнению Гальперина, неверно говорить об альтруизме животных?
7. Почему, по мнению Гальперина, у человека отсутствуют инстинкты?
8. В чем биологическая особенность вида «человек» по мнению Гальперина?
Тема 3. Психоанализ о природе человека
1. Теория З.Фрейда. Структура психики. Понятии либидо. Внутренний конфликт как главная проблема душевной жизни человека. Способы решения конфликта. Понятие сублимации.
2. Теория К.Г.Юнга. Коллективное бессознательное. Понятие индивидуации.
3. Теория А.Адлера. Понятие комплекса неполноценности. Принцип компенсации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие сферы человеческой психики выделяет Фрейд?
2. Какова природа бессознательного по мнению Фрейда?
3. В каком соотношении находятся сознательное и бессознательное?
4. Каково содержание бессознательного по мнению Юнга?
5. Какова природа и функции коллективного бессознательного?
6. Что представляют собой архетипы и где они проявляются?
7. В чем суть принципа компенсации Адлера?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 4. Гл. 1. § 4.
2. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 2000 – Гл. 6. §8.
Дополнительная литература:
1. Губин В. Философская антропология / В. Губин, Е Некрасова. – М., 2000. – Ч. 2. §3.
2. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. – М., 2004. – Гл. 8.
Первоисточник к семинару
1. Фрейд З. О психоанализе // З. Фрейд. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. - С. 346-381.
Вопросы к первоисточнику:
1. Каковы причины истерии с точки зрения психологической теории Брейера и Фрейда? Какие примеры приводит Фрейд?
2. Что такое истерическая конверсия?
3. Как лечил истерию Брейер?
4. Что такое расщепление личности?
5. Как объяснял Брейер возникновение истерических симптомов в отличие от Фрейда?
6. Какова теория истерии Жане и почему Фрейд с ней не согласен?
7. Как Фрейд объясняет возникновение истерических симптомов?
8. Что Фрейд считает доказательством существования вытеснения?
9. Почему Фрейд считает необходимым исключить гипноз?
10. Какими путями можно сделать освобожденные психоанализом бессознательные влечения безвредными для индивида?
Информация о работе Учебно-методическое пособие по философии