Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:57, методичка
Курс предполагает решение следующих задач:
- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;
- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;
- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;
- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;
- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;
- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;
- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;
- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;
- показать вариантность исторического процесса;
- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;
- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.
1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5
3. Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5
4. Программа курса ……………………………………………………….…. 6
5. Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13
6. Самостоятельная работа
Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44
Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45
Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46
7. Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48
5. Планы семинарских занятий
Раздел 1. Философия, ее предмет и значение
1. Мировоззрение и личность. Философия как теоретически обоснованное мировоззрение.
2. Соотношение философии с наукой и религией.
3. Философия как форма познания. Предмет философии. Философия и наука.
4. Структура философии. Основные этапы истории философии.
Слово "философия" в переводе с греческого означает "любовь к мудрости".
Целостное представление о мире и о месте в нем человека, а также отношение человека к миру и к самому себе называется мировоззрением.
Философия - это теоретически обоснованное мировоззрение.
Религия – это мировоззрение, которое основывается на вере в существование бога, в существование сверхъестественного мира.
В отличие от религии философия ничего не принимает на веру, подвергает сомнению любые идеи. Философия, как и наука, рациональна. Предлагая определенное понимание мира, она обращается прежде всего к разуму человека. Философия стремится обосновывать, логически доказывать выдвигаемые положения.
Предмет философии менялся в ходе истории, особенно сильно под воздействием развития науки. В древности философия как бы сливается с имеющимися знаниями людей о мире. По мере нарастания массы человеческих знаний отдельные области знания стали оформляться в самостоятельные науки. Они занимались наблюдением и описанием фактов. Функцию теоретического обобщения этого эмпирического, т.е. опытного, знания брала на себя философия. В ХIХ веке в конкретных науках начинается формирование теоретических разделов. Теперь науки самостоятельно вырабатывают собственные теории. Если раньше философию считали наукой наук, королевой наук, имея в виду тогдашнее расхождение между философией и наукой по уровню теоретической зрелости, то теперь оценка философии меняется. В 40-е годы XIX в. возникает философское течение, позитивизм, который отрицает познавательные возможности философии. Основоположник позитивизма О. Конт полагал, что позитивное знание добывают частные науки, а философия не познает, она лишь обобщает те знания, которые получены частными науками.
Философия действительно отличается от науки. Научное знание зиждется на прочной основе фактов. Даже самые смелые научные гипотезы должны находить подтверждение в данных опыта. Только знание, прошедшее проверку опытом, считается в науке истинным. Но философские идеи нельзя проверить в эксперименте, нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-либо совокупностью фактов, так как философские идеи выходят за пределы нашего опыта.
И все же философия является наряду с наукой особым способом познания мира. Если раньше ее познавательные возможности преувеличивались, что было вызвано тогдашне теоретической незрелостью наук, то неверно теперь совершенно отвергать философский способ познания.
У философии есть свой предмет. Философия – это учение об наиболее общих принципах устройства мира, познания и отношений человека и мира.
Материалом для философских обобщений служит не только опыт научного познания природы, но и все другие разнообразные формы человеческого опыта (политики, права, морали, религии, искусства, медицины и т.д.).
Философия не просто исследует мир как таковой, а пытается постичь смысл бытия человека в этом мире. Центральная задача философии – дать знание о том, какими принципами, идеалами, ценностями должны руководствоваться люди в своей жизни и деятельности. Задача философии – обосновать высшие ценности.
Критически осмысливая мышление, философия стремится освободить ум от скрытых в нем самом препятствий к адекватному восприятию мира и правильному действию. Философия выявляет принципы, на которые опирается мышление во всех областях жизни, чтобы привести структуру мышления в соответствии с реальностью и высшими ценностями, тем самым расширить границы сознания и понимания.
В философии выделяют следующие основные разделы:
Онтология - это учение о бытии. Здесь рассматриваются вопросы о взаимоотношении материи и духа, о формах бытия и т.п.
Гносеология (эпистемология) - учение о познании. В этом разделе рассматриваются вопросы о природе знания, об истине, о границах познания.
Логика - учение о формах и законах правильного мышления.
Антропология - учение о природе человека и его предназначении.
Этика - это учение о природе морали.
Эстетика - это учение о красоте и о природе искусства.
Аксиология – философское учение о ценностях
Философия как форма духовной культуры возникла практически одновременно – примерно в VI вв. до н.э.- в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Философия формируется как критическое преодоление мифологического мировоззрения.
В истории западной философии можно выделить следующие основные периоды:
1) античная философия (VI в. до н.э. -VI в. н.э.) В ней выделяют следующие периоды: досократовская философия, классика (Сократ, Платон, Аристотель), эллинизм (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), неоплатонизм.
2) средневековая философия (IV в. - XVI в.) и философия Возрождения (XIV-XVI вв.) В средневековой философии выделяют следующие периоды: патристика (Августин), схоластика (Фома Аквинский, Уильям Оккам, Николай Кузанский).
3) философия Нового времени (XVII – XVIII вв.) По вопросу о природе познания философы разделяются на два направления - рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и эмпирики (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
4) В философии XIX в. противопоставляют школу немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах) разным неклассическим философским направлениям. К ним относятся философия жизни (Шопенгауэр, Ницше), марксизм (Маркс, Энгельс), позитивизм (Конт, Спенсер, Мах), прагматизм (Пирс, Джеймс)
5) современная философия (XX в.) В ней различают следующие направления: аналитическая философия (Рассел, Поппер, Витгенштейн), феноменология и экзистенциализм (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр, Ясперс), постмодернизм и другие.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое философия? Каков ее предмет?
2. Что такое мировоззрение? Как связаны философия и мировоззрение?
3. Какие вопросы относят к мировоззренческим? В чем особенность этих проблем?
4. Каково значение мировоззрения в жизни людей?
5. Почему философия характеризуется как теоретическое мировоззрение?
6. Что общего и в чем отличие между философией и религией?
7. Какое значение имеет философская критика?
8. Как менялись взаимоотношения философии и науки в истории?
9. Как связаны между собой философия и наука?
10. В чем состоит практическое значение философии?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Введение.
Дополнительная литература:
1. Виндельбанд В. Что такое философия? (О понятии и истории философии) // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 67-75.
2. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Э. Гуссерль Философия как строгая наука. – Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. – С.129-174.
3. Делез Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гватари. – М.; СПб: Ин-т экспериментальной социологии, Алетейя. – 1998.
4. Джемс У. Прагматизм. Лекция 1 // Джемс У. Воля к вере. – М.: Республика, 1997. – С. 209-223.
5. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990.
6. Мерло-Понти М. В защиту философии // М. Мерло-Понти В защиту философии. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1996. – С.6-47.
7. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? // Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? – М.: Наука, 1991. - С.51-191.
8. Рассел Б. Почему я не христианин. – М.: Политиздат, 1987.
9. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. – 1994. – №6. – С. 29-34.
10. Франкфорт Г. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. Франкфорт, Г.А. Франкфорт, Дж. Уилсон и др. – М., 1984.
11. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. – 1989. – №9. – С.116-163.
Первоисточники к семинару
1. Рассел Б. История западной философии. – М.: Академический проект, 2000. – Введение. – С. 9-10.
2. Конт О. Курс положительной философии // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 57-65.
Вопросы по первоисточникам:
1. Почему Рассел называет философию ничейной землей?
2. Что общего у философии с наукой и в чем их отличие?
3. Что общего у философии с религией и в чем их отличие?
4. В чем видит Рассел значение философии?
5. Какие ступени в развитии человеческого духа выделяет Конт?
6. В чем состоит отличие положительной философии от метафизической? На каком примере Конт демонстрирует это отличие?
7. Какую роль должна играть положительная философия в условиях разделения умственного труда?
8. Какую пользу может принести прогрессу человечества положительная философия согласно Конту?
Раздел 2. Онтология
Тема 1. Концепции бытия в античной философии
Занятие 1.
1. Онтология как концепция бытия.
2. Концепции бытия в ранней греческой философии:
а) Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)
б) Пифагорейская школа
в) Гераклит
г) Элейская школа (Парменид и Зенон)
д) атомисты Левкипп и Демокрит
Онтология - это учение о бытии, она отвечает на вопрос: Что есть бытие? Или: Что есть "истинно сущее"? Этот вопрос подразумевает, что у всех вещей, которые существуют в мире, при всем их многообразии есть нечто общее - то, что позволяет им существовать, быть.
В истории философии создано немало разных теорий реальности. Они отличаются друг от друга, прежде всего тем, что берется за первооснову. Здесь существует два крайних варианта – если за основу всего принимается материя, то такое учение является материалистическим, если дух, то – идеалистическим. Философские учения, которые полагают, что существует только одно начало, называются монистическими, два начала – дуализм, множество начал – плюрализм. Различают материалистический и идеалистический монизм. Материалисты утверждают, что существует только одно начало - материя. Идеалисты считают, что существует одно начало - дух. Философские учения, которые утверждают, что существует два начала - материя и дух - называют дуалистическими.
С мифологической точки зрения мир устроен так, что все события, которые в нем происходят, - это результат вмешательства многочисленных богов, капризных личностей, похожих на людей. Каждый из них управляет какой-то частью мира, а законов природы нет. С возникновением философии происходит поворот «от мифа к логосу». Объяснение действительности, связанное со ссылкой на антропоморфных богов, сменяется поисками естественных рациональных принципов, способных истолковать миропорядок и место в нем человека.
Рассматривая окружающую природу, отдельные предметы и явления, древнегреческие мыслители видели их изменчивость, непостоянство, но они полагали, что за этой изменчивостью скрывается некая единая, постоянная основа или первоначало, которое их объединяет и которое является первой причиной всех многообразных явлений.
Философия, собственно, началась с постановки онтологического вопроса. Первым философом считают Фалеса Милетского (624-546 до н.э.) , он впервые задумался над вопросом, существует ли нечто такое, из чего все состоит. Фалес первым осознал принцип объяснения множества явлений с помощью единого принципа. Фалес решил, что таким первоначалом бытия является вода. Его ученик Анаксимандр (611-546 гг. до н.э.) определяет первоначало более абстрактно - как апейрон, т.е. бесконечное, безграничное, неопределенное. Из него возникают все вещи и в него же возвращаются. Анаксимен (585-525 гг. до н.э.) полагает, что первоначало есть воздух.
Если милетцы делают основной упор на материальное начало всех вещей, то пифагорейцы – на форму, упорядочивающее начало. Согласно их учению, в основе всего сущего лежат числа. Вещи суть отражения чисел, их подлинная природа заключена в их математической структуре.
Гераклит из Эфеса (535-475 до н.э.) утверждал, что все изменяется, в природе нет ничего постоянного. Он признает только вечный процесс, который похож на течение реки. Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Сам процесс изменения он рассматривает как взаимопереход противоположностей.
Парменид (540-470 гг. до н.э.) одним уроженец Элеи (Южная Италия) занимает противоположную позицию. Согласно Пармениду бытие вечно, неподвижно и неизменно, едино и неделимо. И понять это можно только умом, а не с помощью органов чувств. Парменид отвергает существование небытия. Существует лишь то, что мыслимо, а то, что немыслимо, не существует. Небытие нельзя мыслить, следовательно, его нет. Из отрицания небытия вытекает, что движения нет. Зенон Элейский (489-430 до н.э.) знаменитый ученик Парменида придумал серию аргументов в поддержку теории Парменида. Главная цель его – продемонстрировать, что признание движения как перемены места во времени ведет к противоречиям.
Информация о работе Учебно-методическое пособие по философии