Учебно-методическое пособие по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:57, методичка

Описание

Курс предполагает решение следующих задач:
- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;
- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;
- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;
- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;
- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;
- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;
- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;
- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;
- показать вариантность исторического процесса;
- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;
- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5
3. Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5
4. Программа курса ……………………………………………………….…. 6
5. Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13
6. Самостоятельная работа
Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44
Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45
Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46
7. Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48

Работа состоит из  1 файл

metodicheskoeposobie.doc

— 629.50 Кб (Скачать документ)

11. На чем основана техника узнавания по свободно возникающим мыслям больного?

12. Каково отношение между возникающими мыслями больного и вытесненным комплексом?

13. Каково основное правило психоанализа?

14. Что такое сновидения по мнению Фрейда и что надо учитывать при их толковании?

15. Почему ошибки и описки можно использовать для исследования бессознательного?

16. Каково, по мнению Фрейда, значение сексуального фактора в этиологии неврозов?

17. Каковы фазы развития детской сексуальности?

18. Что такое перверзия и какое отношение она имеет к неврозу?

19. Что такое ядерный комплекс невроза?

20. Что называет Фрейд бегством в болезнь?

21. Что такое перенесение и какую роль оно играет в терапии неврозов?

22. Что такое сублимация?

 

Тема 4. Экзистенциальная концепция человека

1.    Отрицание универсальной человеческой природы. Человек как собственный проект.

2.    Личность и свобода.

3.    Подлинное и неподлинное бытие. Пограничная ситуация.

4.    Смысл жизни и ценности.

5.    Категории человеческого существования. Счастье. Любовь. Творчество. Судьба. Смерть.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.    Каково содержание понятия «экзистенция»?

2.    Возможно ли рациональное понимание  экзистенции?

3.    В чем проявляется иррациональность человека?

4.    Каковы характеристики подлинного и неподлинного существования человека?

5.    Как человек может обрести свободу?

 

Литература

Основная литература:

1.    Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 4. Гл. 2. § 2.

2.    Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 2000. – Гл. 6, §8.

Дополнительная литература:

1.    Губин В. Философская антропология / В. Губин, Е. Некрасова. – М., 2000. – Часть 2, §3.

2.    Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. – М., 2004. – Гл. 8.

 

Первоисточник к семинару

1.        Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сартр Ж.-П. Тошнота: избр. произведения. М., 1994. – С.435-458.

 

Вопросы к первоисточнику:

1.    Объясните выражения Сартра «исходить из субъективности» и «существование предшествует сущности».

2.    Объясните выражение Сартра «выбирая себя, мы выбираем всех людей».

3.    Почему Сартр утверждает, что человек - это тревога? Является ли тревога препятствием к действию?

4.    В чем состоит тревога Авраама?

5.    Что хотят сказать экзистенциалисты, говоря о покинутости?

6.    Что объясняет Сартр на примере истории со своим учеником?

7.    Что понимает Сартр под отчаянием?

8.    Почему, по мнению Сартра, экзистенциализм внушает ужас некоторым людям?

9.    Почему всякий проект, каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной значимостью по мнению Сартра?

10. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов «вы можете делать что угодно»?

11. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов в том, что они не могут судить, поскольку человек сам выбирает?

12. Как решает Сартр вопрос о ценностях и смысле жизни?

13. В чем состоит отличие между классическим и экзистенциалистским гуманизмом?

 

Раздел 6. Этика

 

Тема 1.Понятие морали и основные этические теории

1.           Понятия «этика», «мораль», «нравственность», их происхождение и смысл.

2.           Проблема обоснования нравственных ценностей в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики).

 

Вопросы для самоконтроля:

1.    Что понимается под императивностью морали?

2.    Как соотносятся между собой моральное сознание и моральное поведение?

3.    В чем проявляется антиномичность морали?

4.    Как связаны между собой знание и добродетель согласно Сократу?

5.    Почему человек должен руководствоваться только разумом согласно Платону?

6.    Какие главные добродетели выделил Платон?

7.    Почему этика Аристотеля характеризуется как натуралистическая?

8.    В чем состоит счастье по мнению Аристотеля?

9.    Что понимает под высшим благом Эпикур?

10. Каков этический идеал стоицизма?

 

Литература

Основная литература:

1.    Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 1. Гл. 2. § 11, 12, 14, 16, 17.

Дополнительная литература:

2.    Анчел Е. Этос и история. – М.: Мысль, 1988.

3.    Аристотель. Никомахова этика: Соч. В 4 т. Т.4. – М., 1984.

4.    Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994.

5.    Войтыла К. Основания этики / Вопросы философии. – 1991. – № 5. – С. 29-60.

6.    Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

7.    Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 1999.

8.    Зеленкова И.Л. Этика: учебное пособие и практикум / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. – Минск, 1998.

9.    Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.

10. Попов Л.А. Этика. Курс лекций. – М., 1998.

11. Этика: словарь афоризмов и изречений: пособие для студентов вузов. – М., 1994.

 

Первоисточник к семинару

1.    Эпикур. Письмо к Менекею // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни и бессмертии. – М.: Политиздат, 1991. – С. 125-128.

 

Вопросы по первоисточнику:

1.    Каково отношение Эпикура к смерти?

2.    Какие желания неразумно удовлетворять по мнению Эпикура?

3.    Что выступает условием счастливой жизни согласно Эпикуру?

4.    Как Эпикур трактует понятие удовольствия?

 

Тема 2. Основные этические теории и проблема морального выбора

1.    Этика И. Канта.

2.    Утилитаризм (И. Бентам, Дж. Ст. Милль).

3.    Ситуация морального выбора: критерии моральной оценки.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.    В чем состоит универсальный моральный закон согласно Канту?

2.    Что такое категорический императив?

3.    Как определить, является ли поступок морально правильным, согласно Канту?

4.    Что такое утилитаризм?

5.    Как определить, является ли поступок морально правильным, согласно утилитаристам?

6.    Каковы характеристики ситуации морального выбора?

 

Литература

Основная литература:

1.    Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 1. Гл. 5. § 3,7.

Дополнительная литература:

1.    Гусейнов А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 1999.

2.    Кант И. Критика практического разума: Соч. В 6 т. Т. 4. – М., 1966. – Ч. 1.

3.    Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. – М., 1989.

4.    Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М., 1994.

5.    Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1982.

6.    Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет: учебное пособие для вузов. – М., 1998.

 

Первоисточники к семинару

1.    Милль Дж. Ст. Утилитарианизм. О свободе. – СПб, 1900. – С. 99; 118; 122-126.

2.    Ницше Ф. Предрассудки альтруистической и сострадательной морали // Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. – Свердловск: Воля, 1991. – С. 56-68.

 

Вопросы по первоисточникам:

1.    Что требует от человека мораль по мнению Милля?

2.    Как определить, какое удовольствие лучше по качеству по мнению Милля?

3.    В чем суть утилитаристского принципа всеобщего счастья?

4.    Каковы критерии нравственного поведения и нравственной оценки по Миллю?

5.    Почему Ницше считает, что надо воздерживаться от сострадания?

6.    В чем заключается сущность истинной морали по Ницше?

7.    Почему Ницше называют моральным нигилистом?

8.    Какую переоценку ценностей предлагает совершить Ницше?

 

Раздел 7. Социальная философия

Тема 1. Общество как предмет философского анализа

1.    Философские подходы к пониманию общества (религиозно-идеалистический, натуралистический, материалистический).

2.    Общество как система. Материальное и духовное производство.

3.    Общество и личность. Историческая необходимость и свобода личности.

4.    Проблема общественного идеала. Понятие гражданского общества.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.    Чем объясняется многообразие подходов к пониманию общества?

2.    В чем сущность религиозно-идеалистического подхода к пониманию общества?

3.    В чем сущность концепций органической теории общества (географического детерминизма, биологического детерминизма)?

4.    Какие факторы оказывают решающее значение на развитие общества с точки зрения Маркса?

5.    Что отличает общество как систему от других систем?

6.    В чем своеобразие материальной и духовной сфер общественной жизни?

7.    В чем сущность общественного сознания и какова его структура?

8.    Что такое духовное производство и каковы его основные виды?

9.    Раскройте понятия идеологии и общественной психологии. В чем заключается их взаимодействие?

10. Как соотносятся историческая необходимость и свобода личности?

11. Что такое гражданское общество и каковы его признаки?

 

Литература

Основная литература:

1.    Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов И.Т. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 8, § 1; Гл. 11.

Дополнительная литература:

1.    Арото А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и возрождение // Полис. – 1995. – №3.

2.    Багратян Г.А. Общество и государство. – М., 2000.

3.    Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1999.

4.    Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. – 1997. – №4.

5.    Голенкова З.Т. Становление гражданского общества и социальная стратификация / З.Т. Голенкова, В.В. Витюк // Социс. – 1995. – №6.

6.    Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 1996.

7.    Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. – 1996. – №5.

8.    Соловьёв А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис. – 1996. – №6.

 

Первоисточники к семинару

1.    Бердяев Н.А. Великий Инквизитор // Антихрист: антология. – М.: Высш. шк., 1995. – С.135-159.

2.    Достоевский Ф.М. Великий Инквизитор // Антихрист: антология. – М.: Высш. шк., 1995. – С.76-89.

3.    Турен А. Возвращение человека действующего // Кравченко А.И. Социология: хрестоматия для вузов. – М.: Ак. Проект, 2002. – С. 720-728.

 

Вопросы по первоисточникам:

1.    В чем Великий Инквизитор обвиняет Христа?

2.    Что является благом для народа с точки зрения Великого Инквизитора?

3.    Каковы основные черты Великого Инквизитора в понимании Достоевского?

4.    В какой зависимости находятся добродетель и польза?

5.    В чем суть так называемого патерналистского милосердия? Оправдано ли насилие в делах благодеяния и милосердия?

6.    Какие две противоположные характеристики определяют направление современных обществ по мнению Турена?

7.    Когда и почему в истории европейских государств гражданское общество отмежевалось от государства?

8.    Какие обязанности за государством и гражданским обществом теперь сохраняются?

9.    Что, по мнению Турена, должно стать предметом анализа современной социальной философии и социологии?

10. Что такое общественное движение и какова его роль в жизни общества?

 

Занятие 2. Философия истории.

1.    Проблема смысла истории.

2.    Теории единства Всемирной истории (Гегель, К. Маркс).

3.    Критика  теорий исторического прогресса.

Информация о работе Учебно-методическое пособие по философии