Учебно-методическое пособие по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:57, методичка

Описание

Курс предполагает решение следующих задач:
- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;
- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;
- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;
- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;
- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;
- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;
- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;
- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;
- показать вариантность исторического процесса;
- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;
- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5
3. Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5
4. Программа курса ……………………………………………………….…. 6
5. Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13
6. Самостоятельная работа
Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44
Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45
Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46
7. Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48

Работа состоит из  1 файл

metodicheskoeposobie.doc

— 629.50 Кб (Скачать документ)

Наконец, очень важная задача - редактирование текста, который вы написали. Важно иметь в виду, что читатель не может заглянуть в ваши мысли иначе как через то, что фактически написано, он не может догадаться, что вы на самом деле имели в виду, когда писали.  Ваш текст должен говорить сам за себя. Ответственность за точность передачи мысли лежит на авторе. Вы должны ясно выражать свои мысли, чтобы избежать неверного понимания. Кроме того, хорошее эссе несовместимо с грамматическими ошибками.

Еще несколько типичных ошибок, которых следует избегать

1.    Для информированного читателя не нужно длинное вступление. Лучше сразу переходите к тезису.

2.    Длинные цитаты или пересказы своими словами. Помните, что читателя интересуют ваши собственные мысли.

3.    «И тот прав, и этот прав». Часто студенты излагают разные позиции по той или иной проблеме, а в конце пишут, что и в той, и в другой позиции есть зерно истины. Читатель это знает. Вам надо сформулировать свою позицию.

4.    Плагиат. Недопустимо выдавать чужие слова и идеи за свои собственные. Это грубое нарушение академической этики. Ваша работа только выиграет, если вы дадите ссылку на источник. Правильное цитирование говорить о вашем знакомстве с литературой по предмету.

Если преподаватель не согласен с вашим тезисом, то это не значит, что ваша оценка будет низкой.

 

Критерии оценки эссе

Эссе оценивается по следующим критериям:

1) Тезис.

- тезис оригинальный и сформулирован ясно –   3 балла

- тезис неоригинальный, ясно сформулирован – 2 балла

- тезис сформулирован расплывчато  –               1 балл

 

2) Обоснование.

- обоснование всестороннее и глубокое –               4 балла

- обоснование есть, но не всестороннее –               3 балла

- обоснование есть, но аргументы противоречат тезису – 2 балла

- обоснование свидетельствует о неглубоком понимании автором проблемы  - 1 балл

3)              Использование литературы.

- использована дополнительная литература и даны ссылки на нее – 2 балла

- использованы первоисточники и даны ссылки – 1 балл

 

4)              Оформление.

- эссе написано аккуратно и разборчиво, грамматические ошибки отсутствуют – 1 балл

 

Работа над эссе потребует от вас серьезного, вдумчивого отношения.

Успеха!


7. Вопросы к экзамену

1.    Мировоззрение и личность. Характер мировоззренческих проблем. Особенности философского решения мировоззренческих проблем: рациональность, рефлексивность, критичность.

2.    Предмет и структура философии. Основные этапы истории философии. Функции философии в культуре: мировоззренческая, методологическая, критическая.

3.    Взаимоотношения философии и науки. Позитивистская трактовка философии.

4.    Проблема предельного основания всего сущего и основные варианты ее решения. Поиски первоначала в ранней греческой философии (Милетская школа, пифагорейская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, атомисты Левкипп и Демокрит).

5.    Платоновская модель реальности. Бытие и Становление. Идеи и вещи. Структура идеального мира. Уровни реальности и знания. Аллегория пещеры.

6.    Метафизика Аристотеля. Понятие метафизики. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля.

7.    Спор о природе универсалий в средневековой схоластике. Реализм и номинализм.

8.    Научная революция XVII в. Декарт - основатель философии Нового времени. Дуализм Декарта. Принцип сомнения. Механистическое понимание природы. Психофизическая проблема.

9.    Идеализм Лейбница. Критика Лейбницем механицизма с позиций идеализма. Учение о монадах. Предустановленная гармония.

10. Субъективный идеализм Беркли. Отрицание различия между первичными и вторичными качествами. Трактовка реальности. Отрицание материи. Проблема солипсизма.

11. Объективный идеализм Гегеля. Тождество бытия и мышления. Диалектика. Философская система.

12. Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Диалектика как теория развития. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

13. Принцип материализма. Понятие материи. Уровни организации материи. Физикализм и эмерджентизм.

14. Материя и движение. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.

15. Принцип системности. Понятие целостности. Целое и часть. Механицизм и холизм. Понятие системы. Типы систем. Самоорганизующиеся системы

16. Принцип детерминизма. Детерминизм и свобода. Индетерминизм. Возможность и действительность. Вероятность.

17. Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи. Синергетика как новое миропонимание.

18. Проблема сознания и различные подходы к ее решению (дуализм, бихевиоризм, материализм, функционализм).

19. Понятие отражения. Развитие форм отражения. Сознание как высшая форма отражения.

20. Проблема предельного основания знания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

21. Скептицизм Д.Юма. Радикальный эмпиризм. Отрицание существования духовной субстанции. Трактовка причинности

22. Теория познания И. Канта. Синтез рационализма и эмпиризма. Априорные формы сознания и их роль в познании. Агностицизм.

23. Чувственное познание и его формы. Соотношение объективного и субъективного в чувственном образе. Единство чувственного и рационального в познании.

24. Рациональное познание и его формы. Мышление и язык.

25. Теории истины (классическая, когерентная, прагматистская, конвенциональная, диалектико-материалистическая).

26. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различие и взаимосвязь.

27. Научная теория и ее функции. Природа идеализаций. Формализация и математизация научного знания.

28. Понятие научного метода. Общелогические методы, методы эмпирических и методы теоретических исследований.

29. Особенности научного познания. Отличие научного знания от ненаучного. Критерии научности: верифицируемость, фальсифицируемость. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

30. Научное объяснение. Подводящая модель научного объяснения. Объяснение и понимание.

31. Теория научных революций Т. Куна.

32. Рационалистические модели развития научного знания (К. Поппер, И. Лакатос).

33. Этика науки.

34. Образы человека в истории философии. Особенности познания человека.

35. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в философии.

36. Происхождение человека. Факторы антропогенеза.

37. Человек как биологическое и социальное существо. Социологизаторский и биологизаторский подходы.

38. Наследственность и среда. Деятельностный подход о формировании высших психических функций человека. Социобиология о генетической обусловленности социального поведения человека.

39. Бессознательное и его роль в жизни человека (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер).

40. Экзистенциализм о природе человека и основных чертах человеческого существования.

41. Понятия «этика», «мораль», и «нравственность». Мораль как особая форма регуляции общественных отношений.

42. Проблема обоснования нравственных ценностей в античной философии (Сократ, Платон, Эпикур, стоики).

43. Этика И. Канта. Принцип автономии морали. Понятие категорического императива.

44. Утилитаристская этика (И.Бентам, Д.С.Милль).

45. Общество как особая реальность. Натурализм, идеализм и материализм в объяснении общества.

46. Общество как система. Сферы жизни общества и их взаимосвязь.

47. Проблема общественного идеала. Понятие гражданского общества. Права человека.

48. К. Маркс об истории как смене общественно-экономических формаций.

49. Теория локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

50. Общество и личность. Соотношение исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии. Свобода и ответственность.

51. Глобализация и взаимодействие цивилизаций.

52. Глобальные проблемы современности.

 

 



Информация о работе Учебно-методическое пособие по философии