Взаимосвязь морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

Понятие социальных норм широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц. Это находит свое выражение в том субъективно-практическом отношении к ним личности, которое принято называть ценностной ориентацией. Любая общественно-экономическая формация характеризуется определённой системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые и культивируемые официально, то есть с помощью разветвлённой системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально. Хотя все современные люди принадлежат к одному и тому же виду homo sapiens (человек разумный) и имеют единую природную основу, каждому индивиду свойственна особая уникальность, которая находит свое выражение в его личности. В современной науке насчитывается, пожалуй, больше сотни различных определений понятия «личность», и любое из этих определений обычно подчинено той или иной теоретической концепции его автора и его методическому инстументарию.

Содержание

1 ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ВАЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.
2 . РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.62 Кб (Скачать документ)

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛИ ИПРАВА.

 

1 ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ВАЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.

2 . РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ  ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.

 

 

           1 ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ВАЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.

Введение

Понятие социальных норм широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные  социальными группами и ожидаемые  в реальном поведении входящих в  эти группы лиц. Это находит свое выражение в том субъективно-практическом отношении к ним личности, которое  принято называть ценностной ориентацией. Любая общественно-экономическая формация характеризуется определённой системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые и культивируемые официально, то есть с помощью разветвлённой системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально. Хотя все современные люди принадлежат к одному и тому же виду homo sapiens (человек разумный) и имеют единую природную основу, каждому индивиду свойственна особая уникальность, которая находит свое выражение в его личности. В современной науке насчитывается, пожалуй, больше сотни различных определений понятия «личность», и любое из этих определений обычно подчинено той или иной теоретической концепции его автора и его методическому инстументарию.

Во всех современных  определениях личности обязательно  подчёркивается её общественная природа, включённость в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный эффект биологического, психологического и социального в человеке. Это постоянно проявляется в его связях с социальным окружением.

Особенности культуры данного общества в целом, конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или  иному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты  личности, формируют определённые образцы  её поведения. При этом людям присущи  и определённые индивидуально-психологические  различия. Их постоянное «переплетение» с социальными характеристиками создаёт в итоге уникальность каждой личности. С.Л. Рубинштейн отмечал: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно  определяет свое отношение к окружающему»

Как бы мы ни определяли личность, её понимание  в любой современной концепции  исходит из тенденции видеть в  самом индивиде главный источник регуляции собственного поведения. Вот почему можно согласиться  с самым, пожалуй, коротким определением понятия «личность», которое даёт К.К. Платонов: «Личность – человек как носитель сознания»

Личность  является не только объектом тех или  иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом  деятельности. Именно в сознательной целенаправленной деятельности личность формируется, совершенствуется и проявляет  себя. Будучи членом различных социальных групп и общества в целом, каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей, общаясь с ними в  сферах труда, учения и досуга. Голосуя  за того или иного кандидата на выборах, принимая участие в каких-либо демонстрациях или забастовках, личность выступает как субъект  политической деятельности. Более того, личность – это субъект исторического  процесса, ибо каждый человек выступает  в нём как действующее лицо. Всё это объединяет понятие социализация – это процесс усвоения индивидом  на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит

Социальные  норма – это предписания, которые  являются общими указаниями для социального  действия.

Социальные  нормы находятся в сложных  отношениях с действиями. Реальное поведение далеко не всегда соответствует  нормам, а социальные нормы –  это далеко не всегда наиболее типичный и часто встречающийся способ поведения. Норма предполагает ожидание правильного поведения, а, следовательно, не может сущесвовать без согласия и более или менее сильного принуждения.4

Можно выделить несколько видов социальных норм:

1. обычаи  и традиции, представляющие собой  привычные образцы поведения;

2. моральные  нормы, базирующиеся на коллективном  авторитете и обычно имеющие  рациональное обоснование;

3. правовые  нормы, закреплённые в законах  и нормативных актах, которые  изданы государством. Они более  четко, чем все остальные разновидности  социальных норм, регламентируют  права и обязанности членов  общества и предписывают наказания  за нарушения. Соблюдение правовых  норм обеспечивается силой государства;

4. политические  нормы, которые касаются отношений  между личностью и властью,  между социальными группами и  между государствами и находят  своё отражение в международных  правовых актах, конвенциях и  т.д.;

5. религиозные  нормы, которые поддерживаются, прежде  всего, верой сторонников религии  в наказание за грехи. Религиозные  нормы выделяются на основании  сферы их функционирования; в  действительности же эти нормы  совмещают в себе элементы, характерные  для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

6. эстетические  нормы, закрепляющие представления  о прекрасном и безобразном.

Степень соотносительной  значимости тех или иных социальных норм для индивида различна. Это  находит свое выражение в том  субъективно-практическом отношении  к ним личности, которое принято  называть ценностной ориентацией. В  современной интерпретации социальные ценности – это значимые идеи, явления  и предметы реальной действительности с точки зрения соответствия потребностям и интересам общества, социальных групп и личности. Всякая ценность – цель сама по себе, к ней стремятся  ради неё самой, поскольку она  – идеал. Ценностное содержание явлений  и объектов действительности побуждает  человека к деятельности. Постоянно  находясь в мире альтернатив, человек  вынужден выбирать, критерием чего становится ценность, достижение которой  выполняет функцию регуляции  поведения людей.

Ценностные  ориентации представляют продукт социализации личности, освоения общественных идеалов  оценок и непреложных нормативных  требований. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социуме образцами культуры и выражают собственные представления о должном, характеризуют жизненные притязания и престижные предпочтения. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильных характеристик личности.

В социологии ценности рассматриваются как социально-нормативные  регуляторы общественной жизни и  поведения людей. По Парсонсу, ценности – это общие взгляды, которые люди имеют в отношении нематериальных понятий, это высшие принципы, обеспечивающие согласие в малых общественных группах и в обществе. Ценности имеют широкую социокультурную основу, в то время как нормы – это конкретные правила для конкретных ситуаций. В. Франки показал, что ценности не только управляют действиями они – выполняют роль смыслов человеческой жизни; как смысловые универсалии они составляют три класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной: это – ценности творчества (в том числе, труда), ценности переживания (прежде всего, любви) и ценности отношения. Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями можно назвать моральным одиночеством. И мы можем утверждать, что моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым только в том случае, если оно влечёт за собой и одиночество моральное.

Ценности  и ценностные ориентации обладают двумя  важнейшими качествами – высокой  устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма  и открытости общества, его групп  и индивидов. При смене системы  ценностей и ценностных ориентации возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и  нового, традиционного и инициируемого. Ценностное противоречие переживается и осознается как трудность выбора и принятия решения. Оно разрешается  в процессе ценностно-ориентировочной  деятельности, ощущения неудовлетворенности  собой и ситуацией, сопоставления  ценности целей и средств их достижения в новом опыте деятельности.

Учёт динамики ценностей и ценностных ориентации важен для изучения особенностей общественного и личностного  развития, для понимания процессов  переосмысления ценностей и механизмов самоопределения и самореализации социальных субъектов в кризисные  периоды жизни.

В известном  смысле в данную группу социологических  теорий личности входит и диспозиционная, которая исходит из того, что социальные факторы поведения личности опосредованы социально-психологическими – осознанной готовностью личности к оценке социальной ситуации и адекватному поведению. Готовность (диспозиция) предрасположенность субъекта к поведенческому акту, определённому способу действия, последовательности поступков обусловлена предыдущим социальным опытом.

Этот опыт, жизненная позиция – сплав  мировоззренческих установок, социальных ценностей, идеалов, норм, которые предопределяют готовность к действию, к определённой реакции на среду.

Диспозиция  личности рассматривается как иерархически организованная система:

высшие диспозиции: стратегическая направленность интересов, концепция жизни и ценностные ориентации;

средние диспозиции: социальные установки на типичные социальные объекты и обстоятельства;

низшие диспозиции: предрасположенность к восприятию и поведению в конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Личностные диспозиции отвечают потребностям личности жить в гармонии с обществом.

              Личность в структуре общества.

Феномен личности изучается разными науками –  философией, психологией, социологией, культурологией и др. В центре внимания философии оказываются проблемы биосоциокультурной сущности человека: его генетическая связь с другими формами жизни на Земле, с одной стороны, а с другой – специфика человеческого бытия, связанная со способностью производить орудия труда, наличием членораздельной речи, мышления и сознания, нравственно-этических качеств. Психология, изучая закономерности развития и функционирования психики, обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения, – т.е. исследует то, чем и почему они отличаются друг от друга.

Для социолога  «личность» – это, напротив, то, что  делает людей похожими друг на друга: социология выделяет в личности социально-типическое, изучает социальные типы: и это  отличает её от психологии. Социологи  берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у  людей в процессе взаимодействия в социальных группах, несколько  абстрагируясь от всего остального. Личность рассматривается социологией  в неразрывной связи с социальными  общностями, социальными институтами, культурой, которые оказывают на неё системоформирующее воздействие, определяют её сознание и социальное поведение. Социологов интересуют мнения, мотивы поведения, жизненные планы, ценностные ориентации и многое другое, что выражает личность современного человека. Человеческая личность – основной, изначальный элемент социальной структуры общества и поэтому – исходная тоска социологического исследования. В обыденной речи используется целый ряд близких понятий: человек, индивид, личности, индивидуальность. Наиболее общим понятием является «человек». Следует различать три смысла этого понятия:

человек «вообще» – человечество, род homo sapiens;

определённый  тип человека, локализованный во времени  и пространстве (например, «первобытный человек», «русский человек» и т.д.);

конкретный  человеческий индивид, единичный представитель  человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый, конечный).

Человеческий  индивид – отправной момент для  формирования личности, личность –  итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. В момент рождения ребёнок ещё  не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, индивид должен пройти определённый путь развития («личностью не рождаются, личностью становятся»). Основными  условиями этого развития являются:

генетически заданные биологические предпосылки;

социальная  среда, мир человеческой культуры, с  которыми ребенок взаимодействует.

Понятие «личность» характеризует индивида в аспекте  его включённости в общество и культуру (именно поэтому бессмысленно говорить о «личности животного» или «личности новорождённого»). Понятие личности имеет смысл лишь при включении индивида в систему общественных отношений, когда он начинает выполнять определённые социальные роли.

Превратившись в термин, слово «личность» существенно  изменило свой смысл. Сегодня, говоря о  личности индивида, мы тем самым  характеризуем индивида со стороны  связей с другими индивидами, с  социальной общностью, к которой  он принадлежит, т.е. говорим о его  системном качестве «персона даёт возможность  индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения». И в этом смысле личность есть вместилище социально-культурной системы своего времени, её микрокосм. Понятие «личность» введено в науку для выделения, подчёркивания неприродной («надприродной», социокультурной) сущности человека и индивида.

Таким образом, личность – это динамичная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых  качеств индивида, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания, поведения  и деятельности. Для социологии оказываются существенными следующие характеристики личности:

системное качество индивида, определяемое его включенностью  в общественные отношения и культуру проявляющееся в совместной деятельности и общении;

субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

личность  социальна по своей сущности и  индивидуальна по способу

своего существования.

Понятие личности характеризует индивида не со стороны  её физической природы (борода, усы, кровь  и т.п.), а со стороны её социально  значимых качеств (потребности, взгляды, интересы и т.д.). В тоже время личность – индивидуальное общественное существо. Индивидуальность представляет собой  выделение человека из социума, его  относительную автономию от социальной общности. Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта деятельности и общения.

Информация о работе Взаимосвязь морали и права