Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа
Понятие социальных норм широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц. Это находит свое выражение в том субъективно-практическом отношении к ним личности, которое принято называть ценностной ориентацией. Любая общественно-экономическая формация характеризуется определённой системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые и культивируемые официально, то есть с помощью разветвлённой системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально. Хотя все современные люди принадлежат к одному и тому же виду homo sapiens (человек разумный) и имеют единую природную основу, каждому индивиду свойственна особая уникальность, которая находит свое выражение в его личности. В современной науке насчитывается, пожалуй, больше сотни различных определений понятия «личность», и любое из этих определений обычно подчинено той или иной теоретической концепции его автора и его методическому инстументарию.
1 ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ВАЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.
2 . РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛИ ИПРАВА.
1 ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ВАЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.
2 . РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.
1 ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ВАЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.
Введение
Понятие социальных
норм широко практикуется в социологии
и социальной психологии и обозначает
правила или модели поведения, санкционированные
социальными группами и ожидаемые
в реальном поведении входящих в
эти группы лиц. Это находит свое
выражение в том субъективно-
Во всех современных определениях личности обязательно подчёркивается её общественная природа, включённость в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный эффект биологического, психологического и социального в человеке. Это постоянно проявляется в его связях с социальным окружением.
Особенности
культуры данного общества в целом,
конкретного исторического
Как бы мы ни определяли личность, её понимание в любой современной концепции исходит из тенденции видеть в самом индивиде главный источник регуляции собственного поведения. Вот почему можно согласиться с самым, пожалуй, коротким определением понятия «личность», которое даёт К.К. Платонов: «Личность – человек как носитель сознания»
Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности. Именно в сознательной целенаправленной деятельности личность формируется, совершенствуется и проявляет себя. Будучи членом различных социальных групп и общества в целом, каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей, общаясь с ними в сферах труда, учения и досуга. Голосуя за того или иного кандидата на выборах, принимая участие в каких-либо демонстрациях или забастовках, личность выступает как субъект политической деятельности. Более того, личность – это субъект исторического процесса, ибо каждый человек выступает в нём как действующее лицо. Всё это объединяет понятие социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит
Социальные норма – это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия.
Социальные нормы находятся в сложных отношениях с действиями. Реальное поведение далеко не всегда соответствует нормам, а социальные нормы – это далеко не всегда наиболее типичный и часто встречающийся способ поведения. Норма предполагает ожидание правильного поведения, а, следовательно, не может сущесвовать без согласия и более или менее сильного принуждения.4
Можно выделить несколько видов социальных норм:
1. обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;
2. моральные
нормы, базирующиеся на
3. правовые
нормы, закреплённые в законах
и нормативных актах, которые
изданы государством. Они более
четко, чем все остальные
4. политические
нормы, которые касаются
5. религиозные
нормы, которые поддерживаются, прежде
всего, верой сторонников
6. эстетические
нормы, закрепляющие
Степень соотносительной
значимости тех или иных социальных
норм для индивида различна. Это
находит свое выражение в том
субъективно-практическом отношении
к ним личности, которое принято
называть ценностной ориентацией. В
современной интерпретации
Ценностные ориентации представляют продукт социализации личности, освоения общественных идеалов оценок и непреложных нормативных требований. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социуме образцами культуры и выражают собственные представления о должном, характеризуют жизненные притязания и престижные предпочтения. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильных характеристик личности.
В социологии
ценности рассматриваются как социально-
Ценности и ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами – высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытости общества, его групп и индивидов. При смене системы ценностей и ценностных ориентации возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового, традиционного и инициируемого. Ценностное противоречие переживается и осознается как трудность выбора и принятия решения. Оно разрешается в процессе ценностно-ориентировочной деятельности, ощущения неудовлетворенности собой и ситуацией, сопоставления ценности целей и средств их достижения в новом опыте деятельности.
Учёт динамики
ценностей и ценностных ориентации
важен для изучения особенностей
общественного и личностного
развития, для понимания процессов
переосмысления ценностей и механизмов
самоопределения и
В известном смысле в данную группу социологических теорий личности входит и диспозиционная, которая исходит из того, что социальные факторы поведения личности опосредованы социально-психологическими – осознанной готовностью личности к оценке социальной ситуации и адекватному поведению. Готовность (диспозиция) предрасположенность субъекта к поведенческому акту, определённому способу действия, последовательности поступков обусловлена предыдущим социальным опытом.
Этот опыт, жизненная позиция – сплав мировоззренческих установок, социальных ценностей, идеалов, норм, которые предопределяют готовность к действию, к определённой реакции на среду.
Диспозиция
личности рассматривается как
высшие диспозиции: стратегическая направленность интересов, концепция жизни и ценностные ориентации;
средние диспозиции: социальные установки на типичные социальные объекты и обстоятельства;
низшие диспозиции:
предрасположенность к
Личность в структуре общества.
Феномен личности изучается разными науками – философией, психологией, социологией, культурологией и др. В центре внимания философии оказываются проблемы биосоциокультурной сущности человека: его генетическая связь с другими формами жизни на Земле, с одной стороны, а с другой – специфика человеческого бытия, связанная со способностью производить орудия труда, наличием членораздельной речи, мышления и сознания, нравственно-этических качеств. Психология, изучая закономерности развития и функционирования психики, обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения, – т.е. исследует то, чем и почему они отличаются друг от друга.
Для социолога
«личность» – это, напротив, то, что
делает людей похожими друг на друга:
социология выделяет в личности социально-типическое,
изучает социальные типы: и это
отличает её от психологии. Социологи
берут в расчет, прежде всего социальные
качества, которые формируются у
людей в процессе взаимодействия
в социальных группах, несколько
абстрагируясь от всего остального.
Личность рассматривается социологией
в неразрывной связи с
человек «вообще» – человечество, род homo sapiens;
определённый тип человека, локализованный во времени и пространстве (например, «первобытный человек», «русский человек» и т.д.);
конкретный человеческий индивид, единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый, конечный).
Человеческий индивид – отправной момент для формирования личности, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. В момент рождения ребёнок ещё не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, индивид должен пройти определённый путь развития («личностью не рождаются, личностью становятся»). Основными условиями этого развития являются:
генетически заданные биологические предпосылки;
социальная среда, мир человеческой культуры, с которыми ребенок взаимодействует.
Понятие «личность» характеризует индивида в аспекте его включённости в общество и культуру (именно поэтому бессмысленно говорить о «личности животного» или «личности новорождённого»). Понятие личности имеет смысл лишь при включении индивида в систему общественных отношений, когда он начинает выполнять определённые социальные роли.
Превратившись в термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл. Сегодня, говоря о личности индивида, мы тем самым характеризуем индивида со стороны связей с другими индивидами, с социальной общностью, к которой он принадлежит, т.е. говорим о его системном качестве «персона даёт возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения». И в этом смысле личность есть вместилище социально-культурной системы своего времени, её микрокосм. Понятие «личность» введено в науку для выделения, подчёркивания неприродной («надприродной», социокультурной) сущности человека и индивида.
Таким образом,
личность – это динамичная, относительно
устойчивая система интеллектуальных,
социокультурных и морально-
системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и культуру проявляющееся в совместной деятельности и общении;
субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу
своего существования.
Понятие личности характеризует индивида не со стороны её физической природы (борода, усы, кровь и т.п.), а со стороны её социально значимых качеств (потребности, взгляды, интересы и т.д.). В тоже время личность – индивидуальное общественное существо. Индивидуальность представляет собой выделение человека из социума, его относительную автономию от социальной общности. Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта деятельности и общения.