Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа
Понятие социальных норм широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц. Это находит свое выражение в том субъективно-практическом отношении к ним личности, которое принято называть ценностной ориентацией. Любая общественно-экономическая формация характеризуется определённой системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые и культивируемые официально, то есть с помощью разветвлённой системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально. Хотя все современные люди принадлежат к одному и тому же виду homo sapiens (человек разумный) и имеют единую природную основу, каждому индивиду свойственна особая уникальность, которая находит свое выражение в его личности. В современной науке насчитывается, пожалуй, больше сотни различных определений понятия «личность», и любое из этих определений обычно подчинено той или иной теоретической концепции его автора и его методическому инстументарию.
1 ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ВАЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.
2 . РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.
Следует отметить,
что соотношение понятий «
Индивидуальность
– единство уникальных (включая
неповторимые телесные и духовно-психические
характеристики) и универсальных
свойств человека (которые выражены
в общечеловеческих, природных и
социальных признаках, а также в
конкретно-исторических и цивилизационных
характеристиках). Сущность индивидуальности
заключается в способности
Таким образом,
нельзя сводить понятие «личность»
к понятиям «человек», «индивид», «индивидуальность»,
хотя, с другой стороны, личность –
это и человек, и индивид, и
индивидуальность, но лишь в той
мере, в какой эти понятия
В структуре личности различаются две подсистемы: отношения с внешней средой и внутренний мир личности. Совокупность связей с внешней средой представляет собой базис личности, определяющий формирование и развитие её внутреннего мира. Личность постоянно получает новую информацию, новые знания, у неё складываются убеждения, идеалы, ценностные ориентации, установки, диспозиции и другое, что можно обозначить понятием «индивидуальная картина мира» (которая в большей степени является продуктом общения, нежели непосредственного опыта). Картина мира – это своеобразная модель мира (т.е. система значений и смыслов), которую человек ставит между собой и реальным миром. Картина мира объединяет все известные индивиду образы и понятия в единый общий
образ, в котором содержится всё, с чем он сталкивается в жизни. Индивидуальная картина мира одновременно и «карта» поведения, и жизненный «компас»: она ведёт человека по жизненному пути и служит ему своеобразным «защитным поясом». Индивид черпает из картины мира идеалы, систему ценностей и пользуется ею как системой нравственно-эстетических координат. Это позволяет ему уверенно ориентироваться в окружающем мире и принимать верные решения. Утрата или эрозия индивидуальной картины мира – это и драма, и трагедия.
В социологии рассматривается целый набор элементов внутренней структуры личности, определяющий её готовность к тому или иному поведению.
Потребности
человека выступают исходными
1. объективные нужды людей в определённых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие;
2. свойства
личности, определяющие её отношение
к действительности и
3. определённые
состояния психики человека, отражающие
его нужду в веществах,
Можно было бы эти три явления обозначить тремя терминами: нужда – потребность, потребностное состояние, но обычно этого не делают. Потребности составляют единую систему и классифицируются по различным критериям:
естественные, или биогенные, первичные (в самосохранении – пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизводстве потомства, сексуальные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, дружбе, любви, творчестве, знаниях, самовыражении, саморазвитии и др.);
неосознанные (их называют влечениями) и осознанные;
материальные и духовные;
индивидуальные и групповые;
реальные и идеальные;
жизненно важные и второстепенные и др.
Предметом социологии являются, прежде всего, социальные потребности. При этом следует учитывать, что естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности людей. Социальные потребности – это потребности, связанные с включением индивида в семью, многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом (потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определённое место, потребность пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви и др.). Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах (потребности «для себя»), противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностями выполнять свои обязанности (потребности «для других»).
Осознание и усвоение ценностей составляет высший уровень потребностей человека. Ценности усваиваются личностью, выстраиваются в
определённую иерархию, становятся её ценностными ориентациями. Ценностные ориентации – это социальные установки личности на определённый тип поведения (от фр. orientation – установка). Ценностные ориентации служат источником мотивации и планирования поступков личности, а также «контрольным эталоном» при их практическом осуществлении. Непротиворечивость ценностных ориентации – важнейший показатель устойчивости личности; наоборот, их противоречивость – свидетельство её неустойчивости.
Будучи осознаваемым, потребности превращаются в интересы личности. Интерес выражает отношение личности к своему положению в системе общественных отношений и выступает в качестве решающего мотива, мобилизующего личность бороться за сохранение или изменение сложившихся условий и форм жизнедеятельности.
В социологии выделяются четыре типа интересов:
интерес-отношение (т.е. устное заявление индивида об интересе к тому или иному объекту);
интерес-действие (практическое проявление интереса путём участия человека в том или ином виде деятельности);
интерес-установка (складывается в процессе длительного социального взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой и сохраняет свою направленность в различных социальных ситуациях);
интерес-ориентация (связан с выделением из ряда других интересов одного в качестве главного).
Общие и специфические
социальные условия сказываются
на интересах личности. Через социальный
интерес осуществляется обратная связь
от субъекта к общественному деянию:
люди действуют, преследуя определённые
социально обусловленные
2.2 Статусно-ролевая концепция личности
личность поведение социальный норма
Организационно-регулирующим
механизмом социализации является система
социальных статусов и ролей. Каждый
индивид, живущий в обществе, включен
во множество различных социальных
групп (семья, учебная группа, дружеская
компания и т.д.). В каждой из этих
групп он занимает определённое положение,
обладает неким статусом, на основании
чего к нему предъявляются определённые
ожидания. Таким образом, один и тот
же человек должен вести себя в
одной ситуации как отец, в другой
– как друг, в третьей –
как подчиненный, Социализация происходит
в виде освоения определённых социальных
ролей и достижения социального
статуса. Осваивая социальные роли, индивид
усваивает социальные стандарты
поведения, учится оценивать себя со
стороны и осуществлять самоконтроль.
Поскольку в реальной жизни индивид
включен во многие виды деятельности,
вынужден исполнять разные роли, возникает
необходимость в некотором
Ролевая теория
личности описывает социальное поведение
индивида двумя основными понятиями:
«социальный статус» и «
Статус (от лат. status – состояние дел, положение) – определённая позиция индивида в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Различаются социальный и личный статусы. Социальный статус – положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личный статус – это положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами (лидер, аутсайдер, душа компании, знаток и т.д.).
Понятие социального
статуса тесно связано с
1. модель
поведения, соответствующая
2. реализация
роли, которая может в большей
или меньшей степени
3. оценка выполнения роли со стороны группы или организации;
4. санкция
(позитивная или негативная) как
социальное последствие
Каждый человек имеет свою ролевую систему. Однако не со всеми ролями личность идентифицирует (отождествляет) себя одинаково: с одним, личностно значимыми, – максимально (ролевая идентификация); с другими, второстепенными, – минимально (дистанцирование от роли). Некоторые роли, и их большинство, являются личностно незначимыми для человека (пешеход, пациент, покупатель и т.д.). Наличие или отсутствие таких ролей индивид часто не замечает: в них не вкладывается частичка души и своего «Я». Другие роли – их меньшинство – воспринимаются как часть «Я» (они связаны с главным статусом, и их потеря глубоко переживается, воспринимается как личная трагедия). Например, мужчина – кормилец семьи, потеряв работу, глубоко это переживает: у безработного изменяется образ жизни, отношения с близкими, система ценностей и др. Постепенно разрушаются основы ценностного ядра личности – самоуважение и самооценка.
Процесс реализации роли зависит от сложной системы факторов. Среди них важнейшими являются следующие:
степень идентификации (отождествления) индивида с ролью;
биологическая и психофизиологическая предрасположенность индивида к реализации роли;
определение роли, принятое в социальной группе (которая как бы «следит» за исполнением роли);
структура группы, степень её внутренней сплочённости, её система наград и санкций и т.д.
В процессе достижения определённого статуса и исполнения соответствующей роли может возникнуть ролевой конфликт. Понятие ролевого конфликта используется в различных смыслах:
1. когда индивид играет несколько ролей, может возникнуть межролевой конфликт (например, женщина одновременно должна удовлетворять ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери);
2. когда индивид определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связаны, определяют его роль иначе, возникает внутриролевой конфликт (например, учителя придерживаются определённого кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают требования, несовместимые с этим кодексом).
Таким образом, ролевой конфликт – переживание личностью неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых она является, что создаёт стрессовую ситуацию.
Каждый человек исполняет (принимает на себя) множество ролей. Поэтому роль есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения индивида. Вместе с тем понятие «социальная роль» как бы связывает поведение личности и её самосознание с функционированием социальной системы. Личность не может определить себя безотносительно к системе своих социальных ролей – они служат для личности своеобразной точкой отсчёта. Поэтому в ролевой теории рассматривают личность как функцию от совокупности тех социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то тем самым, по их мнению, личность есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид.