Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа
Понятие социальных норм широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц. Это находит свое выражение в том субъективно-практическом отношении к ним личности, которое принято называть ценностной ориентацией. Любая общественно-экономическая формация характеризуется определённой системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые и культивируемые официально, то есть с помощью разветвлённой системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально. Хотя все современные люди принадлежат к одному и тому же виду homo sapiens (человек разумный) и имеют единую природную основу, каждому индивиду свойственна особая уникальность, которая находит свое выражение в его личности. В современной науке насчитывается, пожалуй, больше сотни различных определений понятия «личность», и любое из этих определений обычно подчинено той или иной теоретической концепции его автора и его методическому инстументарию.
1 ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ВАЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.
2 . РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.
Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.
Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса. Нормативность — содержательный признак права. Правовые нормы в своем применении рассчитаны на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев.
Правовые
нормы являются официальным мерилом,
масштабом свободы и
Отличительное
свойство права и правовых норм —
их системность. В идеале это внутренне
согласованная и
Наконец,
один из главных и более всего
бросающихся в глаза признаков
правовых норм — обеспеченность их
со стороны государства
Выяснение
всех признаков права позволяет
говорить о его ценности. И ценность
эта состоит в его способности
служить таким регулятором
Ценность
права в первую очередь инструментальная.
С его помощью в общественные
отношения вносится стабильность, согласованность,
организованность. Уже один этот факт
может свидетельствовать о
Право утверждает свободу людей. При этом ценностное качество состоит в способности правовых норм задавать параметры этой свободы для самых разных жизненных ситуаций.
Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля за поведением людей в обществе.
Утверждением
принципов справедливости право
формирует гуманистические
Более предметно о ценности права можно говорить при анализе его роли в решении социальных и экономических задач, значения для формирования правового государства и гражданского общества, в осуществлении внутренних и внешних функций государства.
2 . РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.
Введение
Общество
– совокупность исторически сложившихся
социальных форм совместной деятельности
людей. При взаимодействии групп
или индивидов возникают
Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью предмета регулирования - общественных отношений. Наиболее распространенная классификация следующая: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, обычаи и традиции и другие.
Все
виды социальных норм тесно переплетены
между собой, но приоритетный интерес
для юридической науки
Еще
древние философы указывали на значимость
этих двух главных определителей
общественного поведения. С древнейших
времен перед юристами, политиками,
да и просто перед рядовыми гражданами
часто вставал вопрос о соотношении
морали и права в нашей жизни.
По этому поводу всегда велось множество
дискуссий и существовало множество
теорий. Знаменитейшие деятели
Актуальность
данной темы заключается в следующем:
вопрос о сущности и соотношения
права и морали до сих пор остается
в центре внимания в современной
правовой и политической мысли. Право
вторгается в наиболее значимые, жизненно
важные сферы общественного
Предмет работы – право и мораль, их соотношение.
Цель моей работы – выявить связь права и морали, каждую сторону двух многогранных явлений. Для достижения этой цели я постараюсь разрешить следующие задачи:
- изучить общие положения о праве и морали, а именно дать понятие категориям право и мораль, а также обозначить их сущность;- раскрыть вопрос о соотношении права и морали в их единстве, различие, взаимодействии и противоречии.
-
установить причины проблем,
Право
и мораль - важнейшие элементы человеческой
культуры, всегда выступающие в тесном
взаимодействии, характер которого определяется
конкретно-историческими
Поэтому от понимания права и морали, их сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.
1.1 Понятие права
Право – сложное многогранное и многоаспектное явление. Оно принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений.
Пытаясь выяснить, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Еще И.Кант заметил: «Юристы до сих пор ищут свое определение права».
По
мнению Павла, право употребляется,
по меньшей мере, в двух смыслах.
Во-первых, «право есть искусство добра
и справедливости», т.е. естественное
право. Во-вторых, право – это
то, что «полезно всем или многим
в каком-либо государстве», т.е. цивильное
право. Будучи «регулирующей нормой
политического общения», право, как
отмечал древнегреческий
По мере развития общества и государства у людей менялось представление о праве. Появилось множество различных трактовок данного феномена, сложились целые школы, направления, доктрины, так или иначе объясняющие сущность, природу, назначение права, его роль в жизни общества.
Возникновение,
характер, природа права обусловлены
многими факторами –
«Люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобно тому, как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства», - указывал Ф. Энгельс.1 Право возникает как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.
Плюрализм
определений права и его
естественно-правовая – право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.);
историческая – право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.);
нормативистская – право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.);
материалистическая – право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.);
психологическая – право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.);
социологическая – право есть реализация законов, юридические действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.)
Важную роль в формировании представления о сущности и содержания права, а также в его определении играют такие факторы, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
1) то, что право есть регулятор (формальная сторона);
2)
то, чьи интересы обслуживает
данный регулятор (
Право
может служить интересам
классовый – право представляет собой систему гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;
общесоциальный – право выражает компромисс между классами, различными социальными слоями общества;
религиозный – в нормативных актах доминируют интересы религии;
национальный – право является выражением интересов определенной нации;
расовый – интересы определенной расы стоят на первом месте.
Общепризнан тот факт, что в социальном плане право никогда не является абстрактным. Согласно положению «Манифеста Коммунистической партии», право есть «возведенная в закон воля господствующего класса». Об этом свидетельствует история развития права, которое освещает и закрепляет неравенство людей: неравенство рабовладельца и раба, феодала и крепостного, работодателя и работополучателя. Однако сегодня положение «Манифеста» неприемлемо.
Сущность права заключается в том, что оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных групп, слоев, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых. Консолидированная воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие правовые акты, которые становятся обязательными для всех, кому они адресованы.
Право есть публичная форма согласования интересов, средство достижения социального компромисса. И в этом качестве оно объективно необходимо любому современному обществу. Р. Иеринг считал целью права «…выравнивание интересов и нахождение равновесия между ними». Русские дореволюционные юристы, в частности, Н.M. Коркунов, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и другие также видели назначение права в разграничении и гармонизации интересов и запросов людей.
Главная миссия права – быть объективным, справедливым и властным регулятором общественных отношений, участники которых и являются носителями соответствующих интересов и потребностей. Вообще право никогда не может добиться полного стопроцентного согласия с собой: оно не может отвечать интересам всех сразу, но оно должно стремиться к данной цели. Задача права – развязывать узлы социальных противоречий. В этом состоит залог эффективности и социальной значимости права, его ценность как элемента культуры человека.
В юридической науке и практике принято различать право в объективном и субъективном смысле. Суть этих двух значений проста. Под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах государства (конституциях, законах, кодексах и т.д.), не зависящих от каждого отдельного индивида. Под правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования.
Различие между правом в объективном и субъективном смысле сложилось в науке давно, оно проводилось еще в римской юриспруденции, а затем в последующих правовых системах Европы и США. Идея двух видов права заложена в естественно-правовой доктрине. Существование двух понятий права порождало споры. Трудность состоит в том, что два разных явления обозначаются одним словом – «право».
Субъективное
право принадлежит субъекту, зависит
от него, а объективное – не только
не принадлежит, но и не зависит. Субъективное
право субъективно в том
Можно выделить некоторые наиболее характерные признаки права, раскрывающие его содержание и роль в обществе.
связь с государством – правовые нормы исходят от государства как официального представителя всего общества, они применяются и обеспечиваются государственной властью. Между правом и властью существует тесная взаимосвязь: власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно.
нормативность – право состоит из норм, т.е. общих правил поведения, которые регулируют общественные отношения.