Взаимосвязь морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

Понятие социальных норм широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц. Это находит свое выражение в том субъективно-практическом отношении к ним личности, которое принято называть ценностной ориентацией. Любая общественно-экономическая формация характеризуется определённой системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые и культивируемые официально, то есть с помощью разветвлённой системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально. Хотя все современные люди принадлежат к одному и тому же виду homo sapiens (человек разумный) и имеют единую природную основу, каждому индивиду свойственна особая уникальность, которая находит свое выражение в его личности. В современной науке насчитывается, пожалуй, больше сотни различных определений понятия «личность», и любое из этих определений обычно подчинено той или иной теоретической концепции его автора и его методическому инстументарию.

Содержание

1 ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ВАЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.
2 . РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.62 Кб (Скачать документ)

Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы  поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

 

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих  правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения  и не ограничивается одноразовым  решением конкретного вопроса. Нормативность  — содержательный признак права. Правовые нормы в своем применении рассчитаны на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев.

Правовые  нормы являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.

 

Отличительное свойство права и правовых норм —  их системность. В идеале это внутренне  согласованная и непротиворечивая система норм, специально упорядочиваемая  в ходе работ по систематизации права.

 

Наконец, один из главных и более всего  бросающихся в глаза признаков  правовых норм — обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счете мерами психического и физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность.

 

Выяснение всех признаков права позволяет  говорить о его ценности. И ценность эта состоит в его способности  служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять  социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих  социально-политических условиях эти  интересы могут состоять в утверждении  свободы, мира, согласия людей, справедливого  разрешения конфликтных ситуаций.

Ценность  права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.

 

Право утверждает свободу людей. При этом ценностное качество состоит в способности  правовых норм задавать параметры этой свободы для самых разных жизненных  ситуаций.

 

Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля за поведением людей в обществе.

Утверждением  принципов справедливости право  формирует гуманистические ценности.

 

Более предметно о ценности права можно говорить при анализе его роли в решении социальных и экономических задач, значения для формирования правового государства и гражданского общества, в осуществлении внутренних и внешних функций государства.

 

                      2 . РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.

Введение

Общество  – совокупность исторически сложившихся  социальных форм совместной деятельности людей. При взаимодействии групп  или индивидов возникают отношения, которые необходимо регулировать. Их регуляторами выступают социальные нормы – объективно необходимые  правила совместного человеческого  бытия, указатели границ должного и  возможного. Их появление связано  с переходом от животной стадности  людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого  природно-биологического и общественного  существа.

Социальные  нормы весьма многочисленны и  разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью предмета регулирования - общественных отношений. Наиболее распространенная классификация следующая: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, обычаи и традиции и другие.

Все виды социальных норм тесно переплетены  между собой, но приоритетный интерес  для юридической науки представляют право и мораль.

Еще древние философы указывали на значимость этих двух главных определителей  общественного поведения. С древнейших времен перед юристами, политиками, да и просто перед рядовыми гражданами часто вставал вопрос о соотношении  морали и права в нашей жизни. По этому поводу всегда велось множество  дискуссий и существовало множество  теорий. Знаменитейшие деятели юриспруденции, политики, этики и многих других наук вступали в жаркие споры, но так  и не пришли к однозначному мнению.

Актуальность  данной темы заключается в следующем: вопрос о сущности и соотношения  права и морали до сих пор остается в центре внимания в современной  правовой и политической мысли. Право  вторгается в наиболее значимые, жизненно важные сферы общественного регулирования, со временем охватывая все больший  спектр социальных связей. В то же время  мораль пронизывает практически  все многообразие отношений между  людьми, неизбежно закрепляясь при  этом во многих правовых нормах.

Предмет работы – право и мораль, их соотношение.

Цель  моей работы – выявить связь права  и морали, каждую сторону двух многогранных явлений. Для достижения этой цели я  постараюсь разрешить следующие  задачи:

- изучить общие положения о  праве и морали, а именно дать  понятие категориям право и  мораль, а также обозначить их  сущность;- раскрыть вопрос о соотношении  права и морали в их единстве, различие, взаимодействии и противоречии.

- установить причины проблем, возникающих  при соотношении права и морали.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями  и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис  и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

Поэтому от понимания права и морали, их сущности зависит подход к пониманию  многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как  теоретических, так и практических вопросов жизни общества.

    1.1 Понятие права

Право – сложное многогранное и многоаспектное явление. Оно принадлежит к числу  наиболее важных и сложных общественных явлений.

Пытаясь выяснить, что такое право и  какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается  одним каким-либо смыслом. Еще И.Кант заметил: «Юристы до сих пор ищут свое определение права».

По  мнению Павла, право употребляется, по меньшей мере, в двух смыслах. Во-первых, «право есть искусство добра  и справедливости», т.е. естественное право. Во-вторых, право – это  то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве», т.е. цивильное  право. Будучи «регулирующей нормой политического общения», право, как  отмечал древнегреческий мыслитель  Аристотель, должно служить «критерием справедливости». Для того чтобы  знать, что такое право, писал  древнеримский юрист Ульпиан, нужно понять, с чем, с какими явлениями оно связано и откуда оно исходит.

По  мере развития общества и государства  у людей менялось представление  о праве. Появилось множество  различных трактовок данного  феномена, сложились целые школы, направления, доктрины, так или иначе объясняющие сущность, природу, назначение права, его роль в жизни общества.

Возникновение, характер, природа права обусловлены  многими факторами – экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными и др. Наиболее важным фактором, как показывает опыт, является все же экономическая необходимость, которая чаще всего оказывает  на общественные процессы решающее детерминирующее  воздействие.

«Люди забывают о происхождении права  из экономических условий, подобно  тому, как они забыли о своем  собственном происхождении из животного  царства», - указывал Ф. Энгельс.1 Право  возникает как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.

Плюрализм определений права и его сложная  природа обусловили возникновение  различных правовых школ, которые  оказали влияние на развитие правовой мысли. Наибольшее распространение из них получили следующие:

естественно-правовая – право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев  и др.);

историческая  – право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.);

нормативистская – право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.);

материалистическая  – право есть возведенная в  закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.);

психологическая – право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.);

социологическая – право есть реализация законов, юридические действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.)

Важную  роль в формировании представления  о сущности и содержания права, а  также в его определении играют такие факторы, которые связаны  со служебной ролью и социальным назначением права в жизни  общества и государства. При рассмотрении сущности права важно учитывать  два аспекта:

1) то, что право есть регулятор  (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает  данный регулятор (содержательная  сторона).

Право может служить интересам определенных слоев, групп общества. В зависимости  от этого при определении сущности права выделяют несколько подходов.

классовый – право представляет собой систему  гарантированных государством юридических  норм, выражающих возведенную в закон  государственную волю экономически господствующего класса;

общесоциальный – право выражает компромисс между классами, различными социальными слоями общества;

религиозный – в нормативных актах доминируют интересы религии;

национальный – право является выражением интересов определенной нации;

расовый – интересы определенной расы стоят на первом месте.

Общепризнан тот факт, что в социальном плане  право никогда не является абстрактным. Согласно положению «Манифеста Коммунистической партии», право есть «возведенная в  закон воля господствующего класса». Об этом свидетельствует история  развития права, которое освещает и  закрепляет неравенство людей: неравенство  рабовладельца и раба, феодала  и крепостного, работодателя и работополучателя. Однако сегодня положение «Манифеста» неприемлемо.

Сущность  права заключается в том, что  оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных групп, слоев, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных  и общезначимых. Консолидированная  воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие правовые акты, которые становятся обязательными  для всех, кому они адресованы.

Право есть публичная форма согласования интересов, средство достижения социального  компромисса. И в этом качестве оно  объективно необходимо любому современному обществу. Р. Иеринг считал целью права «…выравнивание интересов и нахождение равновесия между ними». Русские дореволюционные юристы, в частности, Н.M. Коркунов, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и другие также видели назначение права в разграничении и гармонизации интересов и запросов людей.

Главная миссия права – быть объективным, справедливым и властным регулятором  общественных отношений, участники  которых и являются носителями соответствующих  интересов и потребностей. Вообще право никогда не может добиться полного стопроцентного согласия с  собой: оно не может отвечать интересам  всех сразу, но оно должно стремиться к данной цели. Задача права –  развязывать узлы социальных противоречий. В этом состоит залог эффективности  и социальной значимости права, его  ценность как элемента культуры человека.

В юридической науке и практике принято различать право в  объективном и субъективном смысле. Суть этих двух значений проста. Под  правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих  нормативных актах государства (конституциях, законах, кодексах и т.д.), не зависящих  от каждого отдельного индивида. Под  правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие  им от рождения и зависящие в известных  пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования.

Различие  между правом в объективном и  субъективном смысле сложилось в  науке давно, оно проводилось  еще в римской юриспруденции, а затем в последующих правовых системах Европы и США. Идея двух видов  права заложена в естественно-правовой доктрине. Существование двух понятий  права порождало споры. Трудность  состоит в том, что два разных явления обозначаются одним словом – «право».

Субъективное  право принадлежит субъекту, зависит  от него, а объективное – не только не принадлежит, но и не зависит. Субъективное право субъективно в том смысле, что оно связано с субъектом  и обусловлено его волей и  сознанием. Объективное право объективно в том смысле, что оно не приурочено к конкретному субъекту и не связано  с его волеизъявлением и личным усмотрением. Разграничение двух понятий  права необходимо, каждое из них  призвано выполнять важные операционные, аналитические, познавательные, прикладные и социально-регулятивные функции. Перед нами – базовые, основополагающие категории правоведения.

Можно выделить некоторые наиболее характерные  признаки права, раскрывающие его содержание и роль в обществе.

связь с государством – правовые нормы  исходят от государства как официального представителя всего общества, они  применяются и обеспечиваются государственной  властью. Между правом и властью  существует тесная взаимосвязь: власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно.

нормативность – право состоит из норм, т.е. общих  правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

Информация о работе Взаимосвязь морали и права