Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа
Понятие социальных норм широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц. Это находит свое выражение в том субъективно-практическом отношении к ним личности, которое принято называть ценностной ориентацией. Любая общественно-экономическая формация характеризуется определённой системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые и культивируемые официально, то есть с помощью разветвлённой системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально. Хотя все современные люди принадлежат к одному и тому же виду homo sapiens (человек разумный) и имеют единую природную основу, каждому индивиду свойственна особая уникальность, которая находит свое выражение в его личности. В современной науке насчитывается, пожалуй, больше сотни различных определений понятия «личность», и любое из этих определений обычно подчинено той или иной теоретической концепции его автора и его методическому инстументарию.
1 ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ВАЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.
2 . РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.
общеобязательность – право непререкаемо и обязательно, в нем заложен момент императивности. Это властный социальный институт, с которым должны считаться участники общественной жизни и соотносить свое поведение. (Следует различать понятия «общеобязательность» и «общеохватность»).
волевой
характер – право реализуется
через волевую деятельность индивидов,
это продукт их сознания и воли.
Оно служит формой выражения государственной
воли общества, различных его слоев,
групп, структур. Право немыслимо
вне волевой сферы
формальность – право имеет внешне выраженную письменную форму, его нормы фиксируются в соответствующих юридических актах.
системность
– право представляет собой упорядоченный
организм, где каждый элемент имеет
свое место и играет свою роль. Это
не хаотическое нагромождение
Исходя
из вышесказанного, право можно определить
как совокупность общеобязательных,
формально определенных юридических
норм, устанавливаемых и
Но в юридической литературе нет единого подхода к определению понятия права, а тем более, однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен. Американский юрист Лоренс Фридман заметил: «Право имеет множество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время». Считаю необходимым также отметить, что теория познания не исключает возможности нескольких определений одного и того же явления.
Наличие
множества определений права, сформулированных
под воздействием жизненных обстоятельств
и отражающих различные стороны
правовой жизни и подходы к
ней, следует рассматривать как
явление, несомненно, положительное. Это
позволяет взглянуть на определение
права сквозь призму веков, отразить
в нем наиболее важные стороны
и черты не только для одной
исторической эпохи, но и для ряда
других эпох, увидеть право не только
в статистике, но и в динамике.
Существование множества
1.2 Понятие морали
Мораль
– важнейший социальный институт,
одна из форм общественного сознания.
Она представляет собой известную
совокупность исторически складывающихся
и развивающихся жизненных
Слово «мораль» происходит от латинского «moralis» - нравственность. Однако, считаю, что эти термины не следует отождествлять. Мораль – это нормы нашего сознания, а нравственность – реализация этих норм через различные поступки. Для ясности приведу пример. Курящий человек понимает, что его занятие аморально, приносит ему только вред, но не перестает курить. Его действие можно назвать безнравственным, но не аморальным.
Мораль
возникла раньше других форм общественного
сознания, еще в первобытном обществе,
и выступала регулятором
Содержание морали заключается в моральных нормах, ценностях, принципах, нравственном идеале.
Моральные
принципы - главный элемент в системе
морали. Это основные фундаментальные
представления о должном
Моральные нормы — конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.
Моральные
нормы как разновидности
1) требования — запреты (не лги, не лентяйничай; не бойся и т. д.);
2)
требования — образцы (будь
храбрым, сильным,
Моральные ценности — общественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий.
Нравственный
идеал — это целостный образец
нравственного поведения, к которому
люди стремятся, считая его наиболее
разумным, полезным, красивым. Нравственный
идеал позволяет оценивать
Содержание
морали со временем менялось, она отражала
устремления различных
Мораль, подобно праву, имеет свою структуру. Она включает в себя несколько элементов.
1.
Моральное сознание – одна
из форм общественного
Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
2.
Нравственное самосознание. Это
осознание человеком себя к
личности и своего места в
общественной деятельности
3.
Моральное поведение,
4.
Моральные отношения —
Мораль призвана регулировать поведение человека, воздействуя на его сознание. Функции морали – это основные пути (каналы) воздействия на сознание человека, выражающие роль морали в упорядочении общественных отношений.
Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
Ценностно-ориентирующая
функция. Ориентирует человека в
мире окружающих его культурных ценностей.
Вырабатывает систему предпочтения
одних моральных ценностей
Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственного поведения.
Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
Мотивационная
функция. Позволяет человеку оценивать
и по возможности оправдывать
свое поведение с помощью
Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
Особую роль в морали играет этика. Этика (греч. - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации. Термин "этика" был введен Аристотелем. В последующем многие философы пытались по-своему объяснить моральную этику.
Наиболее интересным представляется учение И. Канта. Моральная философия И. Канта знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Замысел Канта — выявить «чистоту» морали, освободив ее от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи следует ориентироваться не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на «понятия чистого разума», избирая умозрительный путь построения моральной теории. Кант неоднократно подчеркивает ее практическую значимость: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я хочу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Уже в этом высказывании отчетливо просвечивается основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.
Установка
на выявление специфики
Мораль, по Канту, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воли нравственного положения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом — категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна сделать правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
В других формулировках категорического императива Кант подчеркивает нравственную самоценность личности (запрещение рассматривать ее в качестве средства), ее способность к нравственному творчеству. По сути дела, свобода, понимаемая как добровольность поведения, личное избрание его принципов, ориентированное на их общечеловеческую значимость, отождествляется Кантом с моральностью, отличаемой от легальности, которая стимулируется принуждением или личными интересами.
Нравственный
закон существует для индивида как
долженствование, определяющее возможность
правильного выбора, т.е. предпочтения
долга чувственным склонностям,
преодоление эгоистических
Таким образом, нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может. Своеобразный выход из этой антиномии Кант находит в постулатах о свободе воли, бессмертии души, бытии Бога, что свидетельствует о его бессилии в отыскании источника морального долженствования, преодолении разрыва между должным и сущим, свободой и необходимостью.