Понятие и структура предпринимательских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:20, реферат

Описание

В процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также реализации ее результатов предприниматель вступает в разнообразные правоотношения, которые называются предпринимательскими. Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие воздействия государства на участников рынка, которые связаны между собой взаимными правами и обязанностями.

Работа состоит из  1 файл

Правовое обеспечение профссиональной деятельности.docx

— 164.37 Кб (Скачать документ)

- социальные пенсии.

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, ко¬торые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на кото¬рую определяется в соответствии с условиями и нормами, уста¬новленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Рос¬сийской Федерации».

В указанном законе установлены  следующие виды трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по возрасту;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу  лет

Пенсия за выслугу лет  назначается лицам, выполнявшим  в те¬чение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определен¬ного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу  лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что  в законодательстве предусматриваются  предельные воз¬растные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если

служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет не¬обходимого  срока выслуги, то ему также предоставляется  право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополни¬тельными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении госу¬дарственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается  лицам, признанным в установленном  порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций  организма в результате заболева¬ний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения  выражаются в ограничении возможно¬стей  в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии  трудовой деятельностью. Инвалидность устанав¬ливается специализированными  органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохра¬нения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кор-мильца является установленный (зарегистрированный) факт смер¬ти кормильца либо объявление его умершим или признание без¬вестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по слу¬чаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждиве¬нец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по дости¬жении  ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими воз¬раста 55 лет, при условии, что они имеют  страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная  продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Рос¬сийской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно перио¬дов  работы, включаются периоды и некоторых  иных видов обще¬ственно полезной деятельности:

- период прохождения военной службы, а также другой при-равненной к ней службы;

- период получения пособий по государственному социально¬му страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в об¬щей сложности;

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах и пе¬риод переезда по направлению государственной службы занято¬сти в другую местность для трудоустройства;

- некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у  гражданина отсутствует, то у него нет  права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию. Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые  по каким-либо причинам при наличии  осно¬ваний пенсионного обеспечения  не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и  так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более ран¬нем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями  для назначения таких пенсий являются:

1) особый характер труда (такие пенсии, например, назнача-ются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

2) особые условия труда (подземные работы, работы с тяже-лыми и вредными условиями труда);

3) физиологические особенности организма человека (лили-путы, инвалиды по зрению);

4) географическое место нахождения организации и место жи¬тельства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

5) осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьми-летнего возраста пять и более детей).

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Понятие административного  права, его предмет

Административное право  — это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения  в сфере исполнительной власти (государственного управления). Государственное управление представляет собой один из видов  деятельности государственных органов  Российской Фе¬дерации по осуществлению  государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.

Нормы административного  права:

- устанавливают формы и методы государственного управления;

- регламентируют порядок образования органов исполнитель¬ной власти, их компетенцию, а также полномочия должностных лиц этих органов власти;

- регламентируют взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

- определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосудар¬ственных формирований в сфере управления;

- регулируют управленческие отношения в социально-полити¬ческой, социально-культурной и экономической сферах.

Предметом административного  права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе органи¬зации и деятельности исполнительной власти.

Общественные отношения  в сфере исполнительной власти, урегулированные  нормами административного права, называют¬ся административными  правоотношениями.

Субъекты административного  права

Субъект административного  права — это лицо или организа¬ция, которые в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации  могут быть участниками (сторонами) ре¬гулируемых общественных отношений. Все субъекты администра¬тивного права обладают административной правоспособностью.

Административная правоспособность — это установленная и охраняемая государством и правовыми нормами  возможность дан¬ного субъекта вступать в административные правоотношения.

 

Административная дееспособность — это способность субъек¬та  своими действиями приобретать права  и создавать для себя юри¬дические обязанности, а также реализовывать  свои права в рам¬ках конкретных административных правоотношений.

Субъекты административного  права могут быть индивидуаль¬ными и коллективными. К индивидуальным субъектам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица. К коллектив¬ным  субъектам относятся разного  рода объединения граждан (го¬сударственные и негосударственные).

Административное  правонарушение

Административное правонарушение — это посягающее на госу¬дарственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный  порядок управления про¬тивоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое законом уста¬новлена административная ответственность.

Признаки административного  правонарушения:

1) представляет собой деяние, т.е. либо активное невыполне-ние обязанности, законного требования, нарушение запрета (на¬пример, проезд автомобиля на красный свет), либо пассивное невыполнение обязанности (бездействие) (например, невыпол¬нение правил охраны труда);

2) представляет собой виновное деяние, т. е. совершается умыш¬ленно либо по неосторожности. Отсутствие вины исключает при¬знание деяния административным правонарушением;

3) представляет собой противоправное деяние, т.е. противоре¬чит нормам права (эти нормы могут принадлежать не только к административному праву, но и к другим отраслям права);

4) представляет собой деяние, за которое законом установле¬на административная ответственность.

Административное правонарушение состоит из четырех эле-ментов: субъекта, объекта, объективной стороны и субъективной стороны.

Субъектом административного  правонарушения может быть как физическое, так и юридическое лицо. Физическое лицо подлежит административной ответственности, если к моменту совершения административного  правонарушения оно достигло возраста 16 лет.

Объектом административных правонарушений могут быть об¬щественные  отношения, складывающиеся в сфере  государствен¬ного управления: общественный порядок, здоровье населения и общественная нравственность, порядок управления, дорожное движение, воинская служба и т.д.

Объективная сторона административного  правонарушения в свою очередь состоит  из трех элементов: противоправности деяния (дей¬ствия или бездействия), вредных  последствий, которые влечет за собой  совершение этого правонарушения, и  причинно-следствен¬ной связи между  противоправным деянием и вредными последстви¬ями. Причинно-следственная связь — это объективная связь  между явлениями, в которой одно из них выступает причиной другого, а последнее — следствием первого (в данном случае противоправное деяние является причиной общественно вредных  последствий).

Субъективная сторона  представляет собой психическое  отно¬шение субъекта к совершенному противоправному деянию и его  последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или не¬осторожности. Административное правонарушение признается со¬вершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, пред¬видело его вредные последствия и сознательно желало их наступ¬ления. Совершенным по неосторожности признается правонару¬шение в том случае, если лицо предвидело возможность наступ¬ления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не пред¬видело наступления этих последствий, но могло и должно было их предвидеть.

Административная  ответственность. Виды административных наказаний

За совершение административного  правонарушения Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях, а также нормативными актами субъектов  Российской Федерации установлена  административная ответственность.

Административная ответственность  заключается в применении уполномоченными  органами государственного управления и их должностными лицами, а также  судьями предусмотренных зако¬ном административных наказаний к субъектам  административных правонарушений.

Кодекс об административных правонарушениях предусматри¬вает следующие виды административных наказаний.

1. Предупреждение. Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Оно выражается в официаль¬ном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме.

2. Административный штраф. Административный штраф вы¬ражается во взыскании с нарушителя в доход государства опреде¬ленной денежной суммы.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета админи-стративного правонарушения. Возмездное изъятие заключается в принудительном изъятии у собственника определенного имуще¬ства, которое являлось орудием совершения или предметом ад¬министративного правонарушения, и последующей его реализа¬ции с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

4. Конфискация орудия совершения или предмета администра¬тивного правонарушения. Конфискация представляет собой при¬нудительное безвозмездное обращение в собственность государ¬ства вещи, явившейся орудием совершения или предметом адми¬нистративного правонарушения.

5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Законодательством предусмотрена возможность лишения специ¬альных прав трех видов: лишение права управления транспорт¬ным средством, лишение права охоты, лишение права на эксплу¬атацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

6. Административный арест. Административный арест заклю¬чается в содержании нарушителя в условиях изоляции от обще¬ства и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требо¬ваний режима чрезвычайного положения или режима в зоне про¬ведения контртеррористической операции — до 30 суток. Адми¬нистративный арест устанавливается и назначается лишь в исклю¬чительных случаях за отдельные виды административных право¬нарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершенно¬летним лицам, инвалидам I и II групп.

7. Административное выдворение за пределы Российской Феде¬рации иностранного гражданина или лица без гражданства. Адми¬нистративное выдворение применяется только в отношении ино¬странных граждан и лиц без гражданства и заключается в прину¬дительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Рос¬сии, а в случаях, предусмотренных законодательством Россий¬ской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России.

Информация о работе Понятие и структура предпринимательских правоотношений