Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:44, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по оптимизации морского страхования на примере выбранного страхового предприятия. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- иучить роль морского страхования и выявить его особенности;
- определить основные тенденции и перспективы развития международного и российского рынков страхования морских судов в современных условиях;
- проанализировать динамику финансовых показателей по данному виду страхования;
- разработать предложения по оптимизации страхования морских рисков.
Введение……………………………………………………………………..
1. Теоретические аспекты страхования морских рисков……
Сущность, содержание и виды морского страхования……………
Механизм определения величины страховой премии в морском страховании…………………………………………………………….
Мировой рынок морского страхования: особенности и тенденции…
2. Анализ страхования морских рисков (на примере ОАО «СОГАЗ»)
2.1. Современный российский рынок страхования морских рисков………..
2.2. Экономическая характеристика ОАО «СОГАЗ»……………………….
2.3. Динамика финансовых показателей: страховые премии и страховое возмещение ……………………………
2.4. Факторный анализ страхования морских рисков……………………....
3. Направления развития системы морского страхования в современных условиях
3.1. Повышение финансовой устойчивости морского страхования………..
3.2. Основные направления совершенствования деятельности исследуемой организации по страхованию морских рисков……………
3.3. Экономическая оценка предложенных мероприятий …………………
Рис.1. Институциональная структура страхования международных грузоперевозок на морском транспорте.
Помимо сложной
Объекты морского страхования
Объект морского страхования это всякий, связанный с мореплаванием имущественный интерес: судно, в том числе находящееся в постройке, перевозимый груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата, ожидаемая от продажи груза прибыль, и иные требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработная плата и иные виды вознаграждения капитана и других лиц судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком1.
К числу возможных объектов морского страхования относится упущенная коммерческая выгода, связанная с процессом морской перевозки грузов, т. е. потеря фрахта, бремя расходов, причитающихся по общей аварии, различные штрафные санкции, предъявляемые к судовладельцу, а также судебные издержки по рассмотрению спорных дел в суде и арбитраже. Круг возможных объектов морского страхования в целом очень широк. Содержание объекта морского страхования обязательно указывается в условиях заключаемого договора страхования либо в правилах клуба взаимного страхования судовладельцев.
Характеристика возможных объектов страхования содержится в лицензированных правилах и условиях страховщика применительно к каждому конкретному виду страхования. Страхователь имеет право в любой момент ознакомиться с содержанием этих условий и правил, прошедших правовую и экономическую экспертизу в органе государственного страхового надзора, по национальной принадлежности страховщика. В РФ функции государственного страхового надзора возложены на Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.
Действующий в настоящее время Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (ст. 249) определяет широкий круг объектов морского страхования, однако наиболее распространенными из их перечня являются судно, груз, фрахт, а также гражданско-правовая ответственность судовладельца и морского перевозчика за имущественный вред, причиненный третьим лицам.
Субъектами, в соответствии с Правилами страхования средств водного транспорта ОАО «СОГАЗ», или, другими словами, страхователями, могут быть юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и дееспособные физические лица, имеющие законный имущественный интерес в отношении страхуемого объекта.
Страхователи вправе заключать со Страховщиком договоры о страховании в пользу третьих физических лиц - Выгодоприобретателей, а также заменять их до наступления страхового случая, однако:
- Выгодоприобретатель должен иметь основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении имущества судна (страховой интерес);
- Выгодоприобретатель
не может быть заменен на
другое лицо после того, как
он выполнил какую-либо из
Риски морского страхования
Морское плавание всегда считалось одним из самых опасных занятий, потому, что риски такого предприятия связаны с непредсказуемостью моря. Выделяют риски, подлежащие страховой защите, и нестрахуемые риски. Критерием при этом делении является неопределенность события. Например, груз, размещенный на палубе корабля, не страхуется, поскольку он находится в зоне воздействия воды.
Случайный характер опасности
дополняется характеристикой
К обычным рискам относятся риски, возникающие из факта перевозки. Военные риски - это риски вне условия перевозки.
Более подробная классификация может быть представлена следующим образом:
- риски самого моря
- настоящие классические
- риски возникновения ущерба на судне во время нахождения на море. Это огонь, пожар - самые опасные, наиболее частые и чрезвычайно разрушительные бедствия как для груза, так и для самого судна и экипажа. Если при тушении пожара используется морская вода, то зачастую убытки, нанесенные грузу водой, достигают и даже превосходят ущерб, причиненный собственно огнем;
- риск хищения (грабежа, разбоя, пиратства) предполагает возможность насильственного изъятия имущества вооруженными грабителями;
- выбрасывание груза за борт с целью спасения всего морского предприятия;
- прочие риски - это все остальные риски, угрожающие судну и грузу, за исключением политических и военных рисков. Большая часть прочих покрываемых рисков касается транспортировки грузов (риски аварий, поломок, пробоин и вмятин, повреждений, окисления, изменений окраски и обесцвечивания, перегрева и воспламенения, повреждений от течи, кражи, загрязнения, от воды, оседания влаги и т.д.);
- военные и политические риски (риски забастовок, бунтов и гражданских волнений). В страховой терминологии война рассматривается как реальные военные действия, организованные правительством, объявленные или необъявленные; к ней также относятся гражданские военные акции. Эти риски могут быть включены в страховой договор за отдельную, весьма высокую плату.
Последствия реализации
рисков транспортировки
В мировой и российской (ст. 285 КТМ) практике взаимоотношения сторон и расчеты по общим авариям регулируют Йорк-Антверпенские правила (в редакции 1974 г.):
- допускается сознательная и оправданная жертва ради общей безопасности;
- жертвы и расходы по общей аварии должны нести те, кто подвергается риску;
- допустимы лишь те потери, повреждения или расходы, которые прямо связаны с сохранением предприятия;
- все потери по общей аварии должны быть подтверждены;
- следует утверждать специальные статьи расходов в дополнение к обычным;
- общая авария имеет отношение только к ценностям - объектам риска.
Возможны следующие варианты убытков, которые классифицируются как общая авария:
- выбрасывание груза за борт;
- ущерб от тушения пожара на борту судна (прямой ущерб от пожара не покрывается);
- умышленная посадка на мель;
- оплата спасательных работ;
- повреждение машинного оборудования и паровых котлов;
- расходы по ремонту в порту, где судно находилось во время
шторма и др.
Реализация Йорк-Антверпенских правил обеспечивается включением их в условия договоров перевозки.
Перечисленные условия являются базисными и по соглашению сторон могут быть расширены.
Во всех случаях не возмещаются убытки вследствие умысла или грубой неосторожности страхователя и выгодоприобретателя, например, при отклонении от маршрута следования, кроме случаев спасения терпящих бедствие.
Морское страхование включает в себя страхование судов, грузов и фрахта, а также ответственности судовладельцев перед третьими лицами.
Классификация видов морского страхования
1. страхование корпуса и машин судов (каско), в рамках которого
страхуются:
- корпус и машины судна;
- военные риски;
- потери дохода от фрахта, связанные с наступлением страховых случаев по
страхованию каско судна (LOH – Loss of Hire);
- буксировки (в
т.ч. при перевозке на
- строительно-монтажные риски;
- отстой и портовые риски;
- рыболовный флот.
2. P&I страхование (ответственности судовладельцев перед третьими
лицами).
3. Страхование грузов.
Как показывает анализ международных рынков морского страхования,
наряду с классическими продуктами, рынок морского страхования предлагает редкие и технически сложные виды страхования. К ним относятся страхование буксировок, транспортировок для переработки на металлолом, страхование оффшорных строительно-монтажных рисков, потери дохода (LOH). Страхованием подобных рисков занимается лишь незначительная часть страховщиков, работающих на рынке морского страхования.
Страхование каско судов - вид морского страхования, обеспечивающий защиту судовладельцев и иных лиц, связанных с эксплуатацией судов, от рисков причинения ущерба или гибели, принадлежащих им, оперируемых ими или иным образом юридически связанных с ними судов или причинения, в связи с эксплуатацией судов, иного ущерба их имущественным интересам. Более полное название вида - страхование корпуса, машин и оборудования судов (Hull&Machinery Insurace).
На страхование принимаются: корпус судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также суда в постройке.
Более полное название - страхование корпуса, машин и оборудования судов (английское - Hull & Machinery Insurance).
Основное страховое покрытие – «КАСКО судов» предоставляется на одном из следующих условий:
«С ответственностью за гибель и повреждения»
В этом случае возмещаются:
- убытки вследствие полной
- необходимые и целесообразно
произведенные расходы по
- необходимые и целесообразно произведенные расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка, подлежащего возмещению по условиям договора страхования;
- расходы и взносы по общей аварии по доле судна.
«С ответственностью за полную гибель судна, включая расходы по спасанию»
В этом случае возмещаются:
- убытки вследствие
полной гибели судна (
- необходимые и
целесообразно произведенные
- необходимые и целесообразно произведенные расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка, подлежащего возмещению по условиям договора страхования.
- расходы и взносы по общей аварии по доле судна.
«С ответственностью за полную гибель судна»
В этом случае возмещаются:
- убытки вследствие полной
- необходимые и целесообразно
произведенные расходы по предо
В дополнение к основному покрытию могут быть застрахованы риски ответственности страхователя за причинение вреда третьи лицам при эксплуатации застрахованного судна (ответственность за столкновение) в результате:
- столкновения застрахованного судна с другим судном;
- повреждения застрахованным судном какого-либо плавучего, неподвижного или иного объекта, не являющегося судном.
В дополнение к основному покрытию может быть застрахован риск убытков от потери фрахта в период аварийного простоя застрахованного судна, происшедшего вследствие повреждений его корпуса, судовых механизмов, систем, устройств, оборудования, которые покрываются страхованием.
Особые (дополнительные условия) страхования / оговорки
Согласно пункту 1 Статьи 930 "Страхование имущества" Главы 48 "Страхование" Раздела IV "Отдельные виды обязательств" Гражданского кодекса Российской Федерации "Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества"2.
Принцип "наличия имущественного интереса страхователя в объекте страхования" закреплен в Законе о морском страховании 1906 года. Этот принцип имеет большое значение, потому что договор страхования предусматривает возмещение конкретных убытков конкретного лица. Если выяснится, что застрахованное лицо не имело имущественного интереса: не было собственником, арендатором, пользователем погибшего имущества, значит, оно не понесло и убытков. Договор страхования в этом случае считается недействительным.
Интерес в страховании судна принадлежит тому, кто несет риск случайной гибели или повреждения судна. Таким лицом является собственник судна - судовладелец, который может быть как физическим так и юридическим лицом. В зависимости от формулировки условий чартера у фрахтователя возникает или не возникает имущественный интерес в судне, вытекающий из возлагаемого на него обязательства застраховать судно от тех или иных рисков. Если судно сдано в тайм-чартер с условием, что фрахтователь принимает на себя риск случайной гибели или повреждения судна, он приобретает тем самым и страховой интерес в отношении судна.
Информация о работе Оптимизация морского страхования на примере ОАО «СОГАЗ»