Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:48, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследовать сущность собственных и заемных финансовых ресурсов предприятий, особенности и источники формирования финансовых ресурсов ЗАО «Атлант», выявить проблемы мобилизации и роста финансовых ресурсов предприятий, предложить пути совершенствования системы формирования и управления финансовыми ресурсами ЗАО «Атлант», а также резервы их роста.
Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Роль финансовых ресурсов предприятия в условиях рыночных отношений………………………………………………………………………
7
1.1Сущность финансовых ресурсов предприятий и источники их формирования…………………………………………………………………..
7
1.2Необходимость управления финансовыми ресурсами предприятия……... 15
2Анализ формирования и использования финансовых ресурсов ЗАО «Атлант»…………………………………………………………………………
21
2.1Анализ состава финансовых ресурсов ЗАО «Атлант»……………………. 21
2.2Анализ формирования, распределения и использования прибыли………. 30
2.3Анализ амортизационных отчислений предприятия……………………… 39
3 Основные направления совершенствования формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия………………………………………..
46
3.1Проблемы формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия и управления………………………………………………………
46
3.2Совершенствование управления финансовыми ресурсами организации... 51
Заключение……………………………………………………………………… 67
Список источников и литературы…………………………
Безусловно, рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для экономического анализа, а, следовательно, и для принятия оптимальных управленческих решений. Одной из наиболее современных и перспективных концепций управления предприятием в условиях рыночной экономики является контроллинг. Контроллинг - ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно - аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия. Контроллинг не подменяет систему управления, а лишь переводит ее на качественно новый уровень, поэтому и является интегрирующей и координирующей системой. При этом речь идет не только об интеграции фаз принятия управленческого решения, но и об объединении и координации планов различных отраслей, структурных единиц и проектов.
Появление контроллинга было связано с усложнением ориентации предприятия на рынке, усилением конкуренции, необходимостью учета многих социальных и экономических факторов. Уже стало очевидным, что контроллинг имеет огромный потенциал как совокупность методов оперативного, стратегического и финансового менеджментов, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, как единая система, направленная на достижение стратегических целей компании. [33, с. 31-32]
В процессе осуществления контроллинга на практике решаются следующие задачи: своевременного получения руководством текущей информации о деятельности предприятия; улучшения взаимодействия между подразделениями; сокращения времени для принятия управленческих решений; улучшения мотивации сотрудников; увеличения производительности труда; оптимизации использования производственных мощностей; эффективного потребления финансовых, материальных и кадровых ресурсов предприятия.
Очевидно, финансовый контроллинг не ограничивается осуществлением лишь внутреннего контроля за осуществлением финансовой деятельности и финансовых операций, но является эффективной координирующей системой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем.
Наиболее значимые инструменты, использование которых позволяет решить обозначенные предприятием задачи с помощью внедрения контроллинга:
Рассмотрим подробно три наиболее распространенных метода целевого управления затратами в системе контроллинга на предприятии. Таковыми являются:
Суть метода таргет-костинг заключается в том, что прежде всего определяется цена за единицу продукции, при которой можно продавать планируемое количество товаров и при этом сохранить прибыль на необходимом уровне. Целевую себестоимость можно определить как разницу между этими показателями. Полученная величина – критерий, которым следует руководствоваться при разработке, производстве и продвижении продукта. Традиционная формула ценообразования: Себестоимость+ Прибыль = Цена
в концепции таргет-костинг выглядит как равенство Цена – Прибыль = Себестоимость. [39, с. 13]
Система таргет-костинг в отличие от традиционных способов ценообразования предусматривает расчет себестоимости изделия исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, то есть фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги. Вычисление целевой себестоимости продукции и величины целевого сокращения затрат осуществляется в несколько этапов:
Рассмотрим пример
Предприятие производит помимо основного вида продукции – холодильников – электрические чайники модели ЭЧТЗ 1,8/1,9-220. Но в 2008 г. спрос на продукцию начал падать из-за насыщения рынка и высокой конкуренции. Отдел маркетинга провел исследование, которое показало, что, хотя рынок и насыщен, потребителям нужен электрический чайник по сравнительно невысокой цене. В результате опросов потенциальных покупателей маркетологи определили их требования к будущему продукту:
Маркетологи
выяснили, насколько эти признаки
важны для потребителей.
Таблица
3.1. Приоритетность требований
покупателей к
продукции
Требования | Приоритет (вес) |
Стильный дизайн | 0,4 |
Удобный корпус | 0,2 |
Длительный срок использования | 0,3 |
Экологическая чистота материалов | 0,1 |
Итого | 1,0 |
Примечание
– Источник: собственная разработка
Далее определили предполагаемый годовой объем продаж нового продукта – 30 тысяч изделий. Затем был проведен новый ряд опросов покупателей, после которого маркетологи предложили установить рыночную цену товара – 60000 рублей за единицу. Норма прибыли при этом должна остаться той же, что и для другого подобного продукта – 10 %. Таким образом, зная это, а также рыночную цену, в которую входят налог на добавленную стоимость и единый налог с выручки, можно рассчитать целевую себестоимость продукта.
60000 – (9153 + 1017) ´ 10 % = 4983 руб.
Производить новый продукт предполагалось по той же технологии, что и выпускаемый ранее. Учитывая это, была рассчитана фактическая себестоимость нового электрочайника по аналогии со старой моделью, фактическая себестоимость которого составляла 60000 руб. и включала следующие расходы:
Сравнивая целевое значение себестоимости с фактической себестоимостью, выяснили, что фактическая себестоимость превысила целевую на 15000 руб. (60000 – 45000).
Далее необходимо работать над снижением этой суммы.
Определив требования клиентов к новому продукту и расставив приоритеты (Таблица 3.1), приступили к определению целевой стоимости последних. Расчет этих величин показан на примере потребности покупателей в удобном корпусе. Для этого планируемую себестоимость следует умножить на значение приоритета:
45000 ´ 0,4 = 18000 руб.
Таким
образом, чтобы удовлетворить
Таблица
3.2 – Планируемая
стоимость потребностей
клиентов
Потребность | Приоритет (вес) | Целевая стоимость, руб. |
Удобный корпус | 0,4 | 18000 |
Стильный дизайн | 0,2 | 9000 |
Длительный срок использования | 0,3 | 13500 |
Экологическая чистота материалов | 0,1 | 4500 |
Итого | 1,0 | 45000 |
Примечание
– Источник: собственная разработка
Затем
начали разрабатывать новый продукт,
учитывая, что расходы на его производство
не должны превышать целевую
После
разработки была рассчитана примерная
стоимость товара.
Таблица
3.3 – Расчет стоимости
характеристик товара
Состав затрат | Фактическая стоимость, руб. |
Заработная плата | 18000 |
Нагревательный элемент | 12000 |
Пластиковый корпус | 14000 |
Итого | 44000 |
Примечание
– Источник: собственная разработка
Итак, реальная себестоимость нового продукта составила 44000 руб. Это значение на 1000 меньше целевого. По итогам первого года объем продаж нового продукта составил 40000 изделий по цене 60000 руб. При этом ЗАО «Атлант» получит прибыль в размере:
(60000 – (44000 + 9153 + 1017)) ´ 40000 = 233200000 руб.
Без использования таргет-костинга для достижения планируемой нормы прибыли пришлось бы продавать один электрочайник за 80000 руб.:
60000 (себестоимость) + 6000 (прибыль) + 11880 (НДС) + 1560 (налог из выручки) = 79440 руб. (цена округляется до 80000 руб.)
Объем продаж при такой цене, по исследованиям маркетологов, составил бы не 40000 электрочайников, а примерно 25000. В итоге предприятие получило бы прибыль только 164000000 руб.
(80000 – (60000 + 11880 + 1560)) ´ 25000 = 164000000 руб.
Это на 69200000 руб. меньше доходов, полученных с использованием метода таргет-костинг.
Применение
системы таргет-костинг