Основные направления совершенствования формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:48, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – исследовать сущность собственных и заемных финансовых ресурсов предприятий, особенности и источники формирования финансовых ресурсов ЗАО «Атлант», выявить проблемы мобилизации и роста финансовых ресурсов предприятий, предложить пути совершенствования системы формирования и управления финансовыми ресурсами ЗАО «Атлант», а также резервы их роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Роль финансовых ресурсов предприятия в условиях рыночных отношений………………………………………………………………………
7
1.1Сущность финансовых ресурсов предприятий и источники их формирования…………………………………………………………………..
7
1.2Необходимость управления финансовыми ресурсами предприятия……... 15
2Анализ формирования и использования финансовых ресурсов ЗАО «Атлант»…………………………………………………………………………
21
2.1Анализ состава финансовых ресурсов ЗАО «Атлант»……………………. 21
2.2Анализ формирования, распределения и использования прибыли………. 30
2.3Анализ амортизационных отчислений предприятия……………………… 39
3 Основные направления совершенствования формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия………………………………………..
46
3.1Проблемы формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия и управления………………………………………………………
46
3.2Совершенствование управления финансовыми ресурсами организации... 51
Заключение……………………………………………………………………… 67
Список источников и литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Мой диплом, окончательный офисстарый последний.doc

— 849.50 Кб (Скачать документ)
  •   во-первых, в результате получается продукт, имеющий максимально отвечающие ожиданиям потребителей характеристики и наиболее вероятную цену реализации;
  •   во-вторых, таргет-костинг прекрасно совмещается с бюджетированием, планированием прибыли, формированием центров ответственности, различными стратегиями ценообразования и оценочными процедурами;
  •   в-третьих, положительной характеристикой таргет-костинга является фокусирование внимания на внешних (рыночных) факторах, а не исключительно на внутренних факторах.
  •   в-четвертых, таргет-костинг помогает мотивировать ориентированное на рынок поведение сотрудников, указывая на себестоимость, допустимую с точки зрения рынка. [49, с.82-83]

    Что касается системы стандарт-костинг, то в Республике Беларусь на его основе был разработан и используется метод нормативного учета затрат на производство. Он незаменим в отраслях, где цены на ресурсы относительно стабильны, а сами изделия не изменяются в течение длительного времени - на предприятиях обрабатывающих отраслей, швейного, обувного, мебельного производства и ряда других. Стандарт-костинг - система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. В основу системы стандарт-костинг положены следующие принципы:

  • предварительное нормирование затрат по элементам и статьям затрат;
  • составление нормативных калькуляций на изделие и его составные части;
  • раздельный учет нормативных затрат и отклонений;
  • анализ отклонений;
  • уточнение калькуляций при изменении норм.

    Нормирование  затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьям  расходов. Нормативные затраты базируется на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых  для производства продукции. Нормы  расхода ресурсов устанавливаются в расчете на одно изделие. В течение отчетного периода ведется учет отклонений фактических расходов от нормированных затрат. Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периода отклонения списываются на финансовые результаты. Производится анализ отклонений. Далее принимается решение относительно корректировки установленных норм и нормативов.

    В отличие от стандарт-костинга, директ-костинг  используется на предприятиях, где  отсутствует высокий уровень  постоянных затрат и где результат работы можно легко определить и количественно измерить. Широко распространен во всех экономически развитых странах. Отечественные бухгалтерские стандарты не разрешают в полном объеме использовать систему директ-костинг для составления внешней отчетности и расчета налогов, хотя данный метод в настоящее время находит все более широкое применение во внутреннем учете для проведения анализа и обоснования управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д.

    В основе метода лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода. Маржинальный доход - разница между выручкой и переменными издержками. Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:

    - простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты;

    -  развитой директ-костинг, при  котором в себестоимость включаются  и прямые переменные и косвенные  переменные общехозяйственные расходы. 

    В процессе применения этого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль. Изменение величины маржинального дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммы постоянных затрат.  
Взаимосвязь показателей позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства. Директ-костинг позволяет определить критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли. Критический объем производства продукции можно определить по формуле:
 

                               О=ПоЗ/(Ц-ПеЗ),                                                                (4)  

    где О - критический объем выпуска, ПоЗ - постоянные затраты в целом по предприятию, Ц - продажная цена единицы продукции, ПеЗ - переменные затраты на единицу продукции. Пример: Цена изделия 3200 руб., переменные затраты 1200 руб., постоянные издержки за отчетный период 2 000 000 руб. Критический объем производства рассчитывается по формуле (4): [ 2 000 000 / (3200 - 1200) ] = 1 000 штук, т.е. при производстве и продаже 1000 штук изделий по цене 3200 руб. за единицу, выручка покроет все производственные затраты, но прибыль будет равна нулю.

    Развитой  директ-костинг,  или  многоступенчатый учет сумм покрытия повышает аналитичность системы управленческого учета и частично снимает противоречие между принципами исчисления полной и усеченной себестоимости. [12, с.83]

    По  своему составу формы управленческой (внутренней) отчетности в системе  контроллинга характеризуются индивидуальностью для каждого предприятия. Но при этом базовые формы (Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств) обязательно следует дополнить специфическими формами, отражающими те ключевые показатели, которые были определены на самом начальном этапе реализации проекта постановки директ-костинга.

    Практика  реализации развитого директ-костинга свидетельствует, что предприятия, использующие его, в целях повышения  эффективности производства и контроля центров финансовой ответственности все большую часть постоянных расходов прямо относят на себестоимость этих центров. Как следствие, структура результата хозяйственной деятельности предприятия становится более "прозрачной", повышается ее аналитичность, появляется возможность более точного определения "вклада" отдельных продуктов и производственных сегментов в покрытие обусловленных ими постоянных расходов, а также затем в покрытие общих постоянных расходов и в прибыль. Таким образом, построенная по многоступенчатому принципу внутренняя управленческая отчетность в системе директ-костинг несет в себе достаточный запас информации для осуществления глубокого анализа и принятия рациональных и обоснованных управленческих решений.

    Опыт  составления внутренней управленческой отчетности (в том числе отчета о прибылях и убытках с использованием расчета сумм покрытия и бюджетов доходов и расходов в системе бюджетирования) только начинает накапливаться предприятиями СНГ. В этом смысле весьма полезно изучить достаточно обширный практический опыт составления управленческих отчетов о прибылях и убытках с использованием принципов директ-костинга западными предприятиями. В качестве основных направлений повышения аналитичности отчетов здесь используются принципы построения многоступенчатых отчетов и отчетов по центрам ответственности.

    Многоступенчатый  отчет о прибылях и убытках  с расчетом многоуровневых сумм покрытия может быть составлен как по производственным (внутренним) сегментам предприятия (бригадам, участкам, цехам, подразделениям и т.п.), так и по сегментам реализации (внешним) (географическим зонам, торговым представительствам, каналам реализации, классам клиентов и т.п.). При такой организации составления отчетности появляется возможность проведения двойного (перекрестного) анализа: в рамках производственной деятельности определяются суммы покрытия по сегментам-продуктам, а в рамках коммерческой деятельности вычисляются суммы покрытия по сегментам реализации. Основываясь на этих двух критериях, анализируется полученная экономическая модель "продукт-рынок". Такая модель широко используется в маркетинговом анализе, поскольку позволяет продвигать каждый продукт на каждый рынок наиболее оптимальным способом, управляя затратами и финансовыми результатами.

    Ценность  подобных отчетов, составленных с использованием концепции многоступенчатого учета, заключается, во-первых, в том, что они содержат подробную исходную информацию для проведения анализа в системе директ-костинг, а во-вторых, в том, что они сами являются способом аналитической обработки информации, так как предполагают расчет показателей необходимых для проведения дальнейшего анализа (сумм покрытия различных уровней, удельных показателей и т.п.). [49, с. 82]

    Таким образом, система контроллинга представляет собой эффективное сочетание методов и принципов управления, которое позволяет обеспечить успешное долгосрочное функционирование предприятия в условиях рынка. Контроллинг позволяет кардинально улучшить качество управленческих решений и повысить эффективность деятельности предприятия. Применение контроллинга в виде целостной системы на ЗАО «Атлант» — реальное конкурентное преимущество в условиях финансовой нестабильности, острой конкуренции и снижения доходности бизнеса. [51, с. 114]

    Можно сделать выводы о том, что развитие предприятия требует, прежде всего, эффективности мобилизации собственных финансовых ресурсов и повышения эффективности  их использования, так как это обеспечивает рост финансовой устойчивости и уровня платежеспособности предприятия.

    Таким образом, проблема мобилизации ресурсов связана с обеспечением необходимого уровня самофинансирования предприятия и определения стоимости привлечения собственного капитала за счет различных источников. Основными источниками роста прибыли является увеличение выручки от реализации продукции, оптимизация затрат, а также повышение качества и расширение номенклатуры. Нельзя недооценивать влияние на эффективность политики управления финансовыми ресурсами предприятия рационализации организационных связей управления, которая достигается посредством разработки и внедрения мероприятий контроллинга на предприятии. Также необходимо стремиться к максимальному соответствию отечественных форм финансовой отчетности международным стандартам. Положительное воздействие этих мер достигается только при принятии и реализации обоснованных решений с учетом реальных экономических условий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

           В данной работе был  проведен анализ сущности и состава  финансовых ресурсов предприятий, особенностей формирования финансовых ресурсов предприятия,  их значения в хозяйственной деятельности, рассмотрены источники формирования финансовых ресурсов, проведен анализ формирования финансовых ресурсов ЗАО «Атлант»,  рассмотрены проблемы мобилизации  собственных финансовых ресурсов,  резервы их роста. Кроме того, представлены рекомендации по повышению эффективности мобилизации собственных финансовых ресурсов предприятия, и предложены пути наращивания объемов собственных финансовых ресурсов ЗАО «Атлант».  Данное исследование позволяет сделать следующий ряд выводов:

  1. Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность денежных средств, доходов и поступлений субъектов хозяйствования, предназначенных для выполнения определенных финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию и расходов на социальные мероприятия. Финансовые ресурсы являются материальным содержанием финансов и обеспечивают процесс расширенного воспроизводства на макроуровне и микроуровне. Этим объясняется значимость финансовых ресурсов предприятий в экономике. Финансовые ресурсы выражают результат хозяйственной деятельности предприятия и вместе с тем результат эффективности функционирования финансов. В целом финансовые ресурсы могут быть классифицированы по различным  признакам, они являются динамической категорией и существуют во всех сферах производственной и непроизводственной деятельности предприятия.

        Собственные финансовые ресурсы являются экономической основой деятельности всех хозяйствующих субъектов. Они характеризуют стоимость денежных средств предприятия и их эквивалентов, принадлежащих им на праве собственности, т.е. составляющих часть его собственного финансового капитала. Распределяя финансовые ресурсы, предприятие стоит перед выбором, как наиболее рационально, выгодно и в полном объеме использовать имеющиеся средства. Размер и структура финансовых ресурсов во многом зависят от объема производства и его эффективности.

  1. Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия могут быть собственные и приравненные к ним средства, средства, мобилизуемые на финансовом рынке, денежные средства, поступающие в порядке перераспределения и другие виды ресурсов. Среди собственных и приравненных к ним финансовых ресурсов основными являются прибыль предприятия и амортизационные отчисления. В составе мобилизуемых на финансовом рынке финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного  капитала посредством кредитов и займов у банковских структур и предприятий. Среди денежных средств, поступающих в порядке перераспределения, основными являются страховые возмещения по наступившим рискам, поступления от вышестоящих организаций, отраслевых структур, паевые взносы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и депозитам. Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия при образовании уставного фонда, а также при формировании резервного и добавочного фондов. Изменение величины финансовых ресурсов отражается в увеличении уставного фонда, добавочного фонда, фондов специального назначения, прибыли.  Прибыль – это финансовый результат деятельности предприятия. Главная роль принадлежит прибыли от реализации продукции, а на многих предприятиях она является единственным источником формирования  прибыли. 
  2. Таким образом, к финансовым ресурсам ЗАО «Атлант» относятся: прибыль, уставный фонд, амортизация основных средств и нематериальных активов и др. Анализ финансовых ресурсов ЗАО «Атлант» показал, что прибыль является основным источником формирования собственных финансовых ресурсов данного предприятия. За 2008г. ЗАО «Атлант» получило 127719 млн общей прибыли. По сравнению с 2007г. этот показатель снизился на 25%. Общая прибыль формируется за счет прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг, прибыли от прочей реализации и внереализационного финансового результата.

Информация о работе Основные направления совершенствования формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия