Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 09:57, курс лекций
Особенности финансов в страховой компании:
1) страховщик работает в условиях двойного риска.
2) Страховая компания формирует развернутую систему страховых резервов.
3) В связи с тем, что резервы формируются для выполнения обязательств страховщика, их объем учитывается при определении налогооблагаемой базы.
4) Динамика риска и его природа различны в операциях страхования жизни и по иным видам страхования. В связи с этим, один страховщик не может одновременно проводить страхование жизни и другие виды страхования.
5) Страховая компания имеет право формировать специальные резервы для финансирования предупредительной деятельности.
6) Величина доходов и расходов страховщика формируется под влиянием уникальных факторов, не оказывающих заметного влияния на других участников фин. рынка.
7) Есть специфика в измерении и оценке фин. результата в деятельности страховой компании и её платежеспособности.
1) Особенности финансов в страховой компании. Доходы и расходы страховщика. Финансовый результат.
2) Система страховых резервов.
3) Инвестиционная деятельность страховщика.
4) Платежеспособность страховой компании, ее измерение и оценка.
2) юридические
условия – существо гарантий
или ответственность
3) экономические условия – цена услуги, страховая сумма, франшиза, методы индексации и т.д.;
4) дополнительные услуги и сервис, предоставляемые страховщиком.
Страховая услуга – это товар и в этом качестве находится под влиянием всех факторов макро- и микроуровня, которые определяют спрос, предложение, конкурентную ситуацию, цену, маркетинг и т.д.
В процессе реализации страховой услуги страховая компания оказывает следующие услуги:
1. управление денежным фондом, адекватным принятому риску;
2. услуга
страховой компании по
3. услуга
страховой компании по
Страховая услуга – это услуга и как услуга она обладает всеми признаками услуги:
а) неосязаемость;
б) неотделимость от источника;
в) непостоянство качества;
г) несохраняемость.
Услуга
может рассматриваться как
1) услуги по прямому страхованию;
2) услуги по перестрахованию;
3) услуги страховых посредников, в том числе брокеров и агентов;
4) услуги
по оценке риска и
5) другие услуги, связанные со страхованием, в том числе актуарные услуги и консалтинг.
№45 Спрос и предложение на страховом рынке.
В настоящее время спрос на страховую защиту имеет 4 главных источника:
А. юридические лица, которые имеют право относить расходы на страхование на себестоимость;
Б. связан с приватизацией жилищного фонда и включением страховых взносов в состав платы за жилье;
В. население.
Г. обязательное страхование является важным источником поступления взносов.
Для населения актуально: добровольное медицинское страхование, в том числе при выезде за рубеж, страхование автокаско, страхование недвижимости, страхование профессиональной ответственности.
Структура
спроса со стороны населения отличается
от мировой практики. В мировой
практике наиболее востребованы договоры,
связанные с защитой
1) носителями
предложения страховой услуги
выступают специализированные
2) объем
предложения в значительной
3) мировой
страховой рынок – это рынок
потребителя, в России же
а) число страховых компаний и их мощность;
б) ассортимент страховых услуг;
в) рисковая ситуация и убыточность отдельных видов страхования;
г) состояние
органов страхового надзора и
условия государственного регулирования.
№47 Страховые посредники.
В мировой практике сформировались разные типы страховых посредников, наиболее широкое распространение из которых имеют агенты и брокеры. Страховой агент – это физическое или юридическое лицо, действующее от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Основная функция страхового агента – продажа страховой услуги. Кроме того, он может инкассировать страховую премию, оформлять документацию и выплачивать страховое возмещение в пределах установленных лимитов. В мировой практике известна такая посредническая форма, как независимый агент, который представляет 2 и более страховых компаний. Однако эти компании несут солидарную ответственность за недочеты в его деятельности. Страховыми агентами могут быть также юридические лица, как правило, работающие с населением: туристические бюро, юридические консультации, консультации «семья и брак».
На
страховом рынке могут
Страховой брокер – это юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя и осуществляющее посредническую деятельность от своего имени, как правило, в пользу страхователя. Оплата услуг брокера также проводится в форме комиссионного вознаграждения, ответственность брокера перед клиентами обеспечена его уставным капиталом и договором страхования профессиональной ответственности. В отличие от страхового агента, деятельность которого не регулируется, так как на него распространяются требования к страховой компании, брокер является самостоятельным участником рынка, поэтому его деятельность подлежит регулированию. Основные требования к деятельности брокера изложены в Законе «об организации страхового дела». Брокер имеет право осуществлять исключительно посредническую деятельность по страхованию. В последнее время представители ряда страховых компаний выходят с требованиями внести изменения в Закон «об организации страхового дела» и считать страхового агента также самостоятельным участником рынка в качестве продавца, что предполагает его регистрацию и сертификацию.
На рынке возможны также так называемые «прямые» продажи договоров, т.е. заключение договоров без посредников. Такие договоры заключаются по почте, по телефону и через Интернет. Они способствуют удешевлению страховой услуги, однако так могут заключаться только типовые договоры.
Важным участником страхового рынка является государство.
Государство реализует на страховом рынке следующие интересы:
1) защита воспроизводственного процесса;
2) социальная защита граждан;
3) формирование инвестиционного капитала;
4) фискальный интерес.
Реализация интересов проходит путем регулирования страхового рынка и прямого участия в его деятельности через отдельные страховые компании.
Функционирование
страхового рынка предполагает наличие
соответствующей
№48 Рынок перестрахования как элемент страхового рынка.
На российском рынке работает сейчас 3 основные группы перестраховщиков:
а) специализированные перестраховщики;
б) неспециализированные перестраховщики;
в) иностранные перестраховщики.
Основные проблемы российского перестраховочного рынка:
1. низкая капитализация;
2. фронтирование
под видом перестрахования
3. постоянный
рост тарифов в
4. низкий страновой рейтинг России.
Спрос
на страховую услугу определяет как
рисковая, так и экономическая
ситуация в стране. Рисковая ситуация
напряженная, и она формирует
спрос на страховую услугу, однако
экономическая ситуация не позволяет
трансформироваться этой потребности
в платежеспособный спрос. По экспертным
оценкам в России застраховано всего 7-10%
объектов, нуждающихся в защите, и покрывается
около 3% реального ущерба.
№50 Роль перестрахования в формировании страхового рынка.
А) одной операцией могут быть затронуты интересы нескольких участников рынка;
Б) один
и тот же субъект рынка может
выступать как в качестве прямого
страховщика, так и в качестве
перестраховщика или
В) перестраховочный рынок еще более, чем рынок прямого страхования, склонен к интеграции и глобализации.
№51 Особенности взаимосвязей нац. и международного рынков в страховании.
1) недостаточный уровень капитализации;
2) высокий
уровень концентрации и
3) значительная
подвижность рынка. Ежегодно
4) приток
на рынок спекулятивного по
происхождению капитала, владельцы
которого намерены получить
5) ориентация на корпоративного клиента, что ставит страховщика, даже не являющегося кэптивом, в зависимость от 2-3 крупных клиентов;
6) ассортимент
страховых услуг,
7) активная тенденция к саморегулированию.
В последние
годы рост капитализации наблюдается
преимущественно в верхнем
В российской практике основная проблема кэптивных компаний – недостаточная диверсификация портфеля. По оценке специалистов, бывшие кэптивы, заявляющие себя как универсальные компании, принимают со свободного рынка не более 20% рисков, а 80% - это риски учредителя. В современной страховой науке под кэптивным понимают страхование, в котором отсутствует фактор конкуренции.
Вторая
проблема – это проблема связанная,
с оценкой кэптивных компаний,
поскольку при продаже
1) предоставление
страховой защиты по так
2) конвергенция
страховой услуги и других
услуг финансово-кредитного
3) использование
новых технологий в проведении
страхования.
№53 Финансовое регулирование страховой деятельности.
I) Страхование как сфера профессиональной деятельности регулируется рядом глав ГК РФ, прежде всего, главой 48 «Страхование»