Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:41, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение экономической природы сезонной таможенной пошлины и практики ее применения в России.
Задачи данной дипломной работы:
– раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в России (указать особенности данного регулирования в России, цели и методы такого регулирования);
– охарактеризовать систему инструментов селективного регулирования внешней торговли России;
– раскрыть понятие «таможенная пошлина», ее значение и функции;
– классифицировать таможенные пошлины по различным критериям;
Введение………………………………………………………………………….5
1 Таможенно-тарифное регулирование импорта России в условиях
вступления в ВТО
1.1 Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в
России: особенности, цели и методы……………………………………………………9
1.2 Виды таможенных пошлин, их содержание и классификация…………..17
2 Система инструментов селективного регулирования импорта
России: общая характеристика………………………………………………………….34
3 Сезонная пошлина как специальный инструмент селективного
регулирования российского импорта: содержание, цели, особенности
применения………………...……………………………………………………………..53
4 Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения
4.1 Сезонная таможенная пошлина на сахар: опыт использования в
России…………………………………………………………………………………….68
4.2 Сезонная ввозная таможенная пошлина на продукцию сельского хозяйства: причины, ставки, опыт применения в России……………………………..71
Заключение………………………………………………………………………76
Список использованных источников………………………
Заключение
Таможенно-тарифное регулирование – это процесс государственного воздействия на различные параметры внешней торговли с помощью таможенного тарифа и системы таможенных пошлин.
Объектом тарифного регулирования является (в широком смысле) внешняя торговля.
Цели таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в РФ сформулированы в тексте Федерального закона «О таможенном тарифе» (ст.1).
Особенности реализации национальной таможенно-тарифной политики в России на современном этапе во многом определяются двумя важнейшими обстоятельствами.
Во-первых, это процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). В связи с этим Российской Федерации приходится присоединяться к ряду международных соглашений, ранее принятых в структуре ВТО.
Во-вторых, таможенно-тарифное регулирование должно успешно решать задачи импортозамещения на российском рынке, способствовать реализации преобладающей части реального ВВП страны (и его ежегодного прироста) на внутреннем рынке нашего государства.
Важнейшим элементом таможенного тарифа является таможенная пошлина. Таможенную пошлину можно охарактеризовать как денежный сбор, который уплачивается государству при ввозе или вывозе товаров за пределы таможенной территории страны.
Таможенная пошлина и ее величина являются серьезным ценообразующим фактором, влияющим на уровень ценовой конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке страны.
Таможенные пошлины классифицируют по различным критериям классификационным признакам и критериям. Признаки отражают особенности применения пошлин в процессе регулирования внешнеторговых операций.
Важнейшим аспектом анализа таможенных пошлин является изучение их функций. Ведь реализация каждой из них во многом определяет эффективность растущего воздействия таможенной пошлины на необходимые параметры внешнеторгового процесса.
Важнейшие из них: фискальная, ценообразующая, распределительная, бюджетообразующая, регулирующая, стимулирующая, защитная (функция защиты экономических интересов отечественных производителей), функция защиты интересов отечественных потребителей и борьбы с демпингом.
Известно, что любая таможенная пошлина может и должна выполнять защитные функции. Все зависит от размера ее ставки и условий ее применения. Однако эти пошлины носят единый характер, они применяются по отношению ко всем товарам, ко всем их экспортерам на внутренний рынок России. Имеет место универсальный подход к их применению за исключением случаев использования тарифных льгот и тарифных преференций. Именно поэтому принято говорить о единстве таможенного обложения, о единстве тарифного регулирования на таможенной территории страны [42, с.51].
Однако в реальной практике часто возникает задача защиты внутреннего рынка от нежелательного импорта только отдельных товаров, причем ввозимых из определенных государств, экспортируемых строго определенными участниками ВЭД из другой страны. А значит, возникает задача индивидуализированной, выборочной защиты национального рынка, решаемая за пределами базовых ставок таможенного тарифа, ведь базовые ставки не являются селективными. Для этих целей в Российской Федерации принято использовать систему инструментов селективного регулирования: особые пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная), сезонные пошлины, тарифные квоты, тарифные контингенты.
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.
Сезонные пошлины выходят за рамки обычных таможенно-тарифных мер, хотя в основе их воздействия на внешнеторговый оборот также заложены экономические принципы, используется ценообразующий фактор обложения товара таможенной пошлиной.
Правительство устанавливает сезонные таможенные пошлины с целью защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом аналогичных товаров на таможенную территорию РФ в определенное время года.
В России сезонные таможенные
пошлины применяются и в
В последнее время высказывается мнение, согласно которому вытекающее из требований ВТО снижение тарифных импортных барьеров резко ослабит уровень протекционистской защиты отечественных производителей, приведет к широкомасштабной экспансии иностранных товаров на российском рынке, а в конечном счете – к ликвидации многих производств и целых отраслей.
Ситуация, однако, не столь проста и однозначна. Действительная проблема, думается, состоит не столько в предстоящем снижении тарифных барьеров (в дальнейшем «открытии» экономики), сколько в способности нашего государства, эффективно задействовав имеющиеся инструменты защиты национальных производителей, защиты национальных, обладающих потенциалом роста конкурентоспособности, обеспечить выверенно-нюансированный баланс между умеренным (и временным) протекционизмом и поддержанием конкурентной среды российского рынка.
Именно эта способность сегодня вызывает наибольшие сомнения, ибо результативность осуществляемых мер таможенно-тарифной политики России, как свидетельствует опыт последних лет, крайне низка как в отношении протекционистской защиты российских производителей и потребителей, так и в смысле использования тарифных инструментов для решения задач прогрессивной структурной народнохозяйственной перестройки.
Что касается степени «открытости» отечественной экономики, то она напротив, уже сегодня довольно высока, причем обусловливается не только сравнительно низкими (за редким исключением импортными тарифами) и проводимой валютно-курсовой политикой, но и весьма устойчивыми, к сожалению, нарушениями таможенного режима, спосо6ствующими расширению притока на российский рынок дешевых товаров зарубежного производства.
Применение сезонных таможенных пошлин позволяет государству более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определенное время года. Но не существует конкретного списка таких товаров, нет постановления Правительства, которое бы утверждало перечень сезонных товаров. Поэтому одним из предложений по совершенствованию взимания сезонной пошлины является создание списка сезонных товаров. Также необходимо расширить номенклатуру товаров, в отношении которых применяются сезонные пошлины, включить в этот список больше овощей, товаров сельского хозяйства.
Список использованных источников
I. Официальные документы
1. Федеральный закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-ФЗ «О таможенном тарифе»;
2. Федеральный закон от 14.04.1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»;
3. Федеральный закон
РФ от 08.12.2003 г. №165-ФЗ «О специальных
защитных, антидемпинговых и
4. Постановление Правительства РФ № 786 от 15.12.2004 г. «О тарифном регулировании импорта сахара в Российской Федерации»;
5. Постановление Правительства
РФ №791 от 21.12.2005 г. «О мерах
по защите экономических
6. Постановление Правительства
Российской Федерации №814 от 28.12.2005
г. «О временной ставке
7. Постановление Правительства
РФ от 29.12.2005 г. № 824 «О мерах
по защите экономических
8. Постановление Правительства РФ от 24.01.2007 г. №44 «О сезонных пошлинах на отдельные виды овощей, ввозимых на территорию Российской Федерации» // Российская газета, 2007. – 26 января – № 16(4279).
9. Постановление Правительства
РФ от 17.02.2007 г. №95 «О мерах
по защите российских
10. Постановление Правительства
РФ от 10.04.2007 г. №217 «О мерах
по защите российских
11. Постановление Правительства
Российской Федерации №674 от 15.10.2007
г. «О временных ставках
12. Постановление Правительства РФ № 671 от 12.10.2007 г. «О сезонных пошлинах на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2007 и 2008 годах» // Российская газета, 2007. – 18 октября – № 232;
13. Постановление Правительства
Российской Федерации №614 от 18.08.2008
г. «О временных ставках ввозны
14. Постановление Правительства
РФ № 695 от 16.09.2008 г. «О сезонных
пошлинах на сахар-сырец
15. Постановление Правительства
Российской Федерации №768 от 22.10.2008
г. «О временной ставке
16. Постановление Правительства
Российской Федерации №813 от 7.11.2008
г. «О временных ставках
17. Постановление Правительства РФ № 70 от 31.01.2009 г. «О временной ставке ввозной таможенной пошлины на соевый шрот» // Российская газета, 2009. – 6 февраля – № 31;
18. Постановление Правительства
Российской Федерации №72 от 31.12.2009
г. «О временных ставках
19. Постановление Правительства
РФ № 116 от 14.02.2009 г. «О временной
ставке ввозной таможенной
20. Постановление Правительства РФ № 179 от 14.02.2009 г. «О сезонных пошлинах на рис и мукомольно-крупяную продукцию из него, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2009 году»;
21. Постановление Правительства Российской Федерации №400 от 8.05.2009 г. «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении отходов и лома магниевых»;
22. О сезонных пошлинах на сахар белый: Приказ ГТК РФ от 04.07.2001 г. №643 // Таможенные ведомости. – 2001. – №9. – С. 55-56.
23. О таможенном регулировании импорта сахара-сырца и сахара белого в 2002 году: Приказ ГТК РФ от 15.11.2001 г. №1079 // Таможенные ведомости. – 2002.– №1. – С. 118-121.
24. О сезонной пошлине на сахар-сырец: Приказ ГТК России от 18.09.2002 г. №995 // Таможенный вестник. – 2002. – №20. – С. 3.
25. О применении временной специал
II. Книги. Монографии. Статьи
26. Арутюнян Г.В. Правовое
регулирование таможенных
27. Беляшов В.А. Таможенные
процедуры: Учебно-
28. Внешняя торговля: таможенные
аспекты регулирования:
29. Водянов А. Тарифное
регулирование импорта в
30. Волков И.А. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. – №3 – С. 35-43.
31. Захаров А.Н. Проблемы
присоединения России к ВТО
// Российский
32. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 509 с.
33. Назаренко В.М., Назаренко
К.С. Таможенное обслуживание
внешнеэкономической
34. Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография / В.Е. Новиков и др. – М.: РИО РТА, 2006. – 248 с.
35. Основы таможенного
дела: Учебник / Под общ. ред.
В.Г. Драганова; Рос. тамож.
36. Последний шаг к рыночной экономике // Таможенное регулирование & таможенный контроль. 2007. – №1. – С. 3-6.
37. Прокушев Е.Ф.
38. Свинухов В.Г. Таможенное дело: учебник / В.Г. Свинухов. – М.: Экономистъ, 2005. – 298 с.
39. Свинухов В.Г. Таможенно-
40. Свинухов В.Г. Таможенно-