Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:26, дипломная работа
Проблемными как для таможенных органов, так и для физических и юридических лиц следует признать и вопросы использования в ходе таможенного контроля системы управления рисками, и аспекты отграничения осмотра от досмотра, и специфические нюансы проведения личного досмотра, и особенности применения технических средств таможенного контроля.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106
Таким образом, оценка таможенной стоимости автомобилей необходима, когда у таможенных органов возникает подозрение, что задекларированный автомобиль пытаются провести по заниженной стоимости. Оценку таможенной стоимости выполняют оценщики машин, которые давно сотрудничают с таможней.
Кроме того, лицо, заявляющее автомобиль на таможенное оформление, вправе предоставить имеющуюся у него информацию: прайс-листы, каталоги, бюллетени и т.д. зарубежных фирм, осуществляющих продажу подержанных автомобилей в стране, где приобретен автомобиль.
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле
Для того чтобы в полной мере отразить исследуемый вопрос рассмотрим функцию таможенного администрирования. Формирование Таможенного союза в рамках Единого экономического пространства и активизация деятельности по вступлению во Всемирную торговую организацию определяют основные цели, задачи и направления развития таможенных органов Российской Федерации. Вместе с тем быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенному администрированию, призванному обеспечивать законность таможенных правоотношений. Как показывает практика правоприменения, принимаемые в настоящее время таможенными органами меры, направленные на соблюдение законности и обоснованности решений должностных лиц таможенных органов, на усиление контроля законности в таможенном деле, нивелируют эффективность применяемых технологий по совершенствованию таможенного администрирования. Так, например, в 2009 г. количество жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов по сравнению с 2008 г. увеличилось на 23%; количество жалоб на постановления по делам о нарушении таможенных правил - на 21%; рост судебных исков, отменяющих таможенные решения, к 2009 г. составил 69,9%. [1]
В то же время, учитывая особенности процедур обжалования в таможенных органах, целесообразно сохранение в таможенном законодательстве упрощенного порядка обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов. Это тяжбы в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства. Это применение дисциплинарных мер воздействия за нарушение служебной дисциплины.
То же самое можно сказать и об административных правонарушениях. Это дела о нарушении таможенных правил, по которым Кодексом об административных правонарушениях закреплены полномочия таможенных органов по проведению административного разбирательства, рассмотрению дел и назначению административного наказания. Решения по перечисленным делам принимаются руководителем таможенного органа (либо его заместителем) по результатам изучения материалов, подготовленных и процессуально оформленных в ходе административного разбирательства лицом (лицами), уполномоченным на то нормативным актом Федеральной таможенной службы либо назначенным (например, для проведения служебного расследования) руководителем таможенного органа.
Очевидно, что перечисленные функции составляют несудебную административную юрисдикцию таможенных органов.
По итогам работы за первое полугодие 2011 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2649 уголовных дел, что на 4,7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (далее - АППГ) (в АППГ- 2531).
Наибольшее число возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Центрального – 602, Северо-Западного (включая Калининградский регион) – 526, Приволжского – 411 таможенных управлений.
Увеличение количества возбужденных уголовных дел отмечено в регионе деятельности Северо-Западной, Центральной оперативных таможен, а также в Внуковской, Центральной энергетической и Шереметьевской таможнях.
На протяжении первого полугодия 2011 года в структуре таможенных преступлений преобладала контрабанда, доля которой в общем количестве возбужденных уголовных дел составила 91%.
Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила 12,06 млрд. рублей (в АППГ – 5,7 млрд. рублей).
Предметами преступлений, квалифицируемых по ст. 188 УК России, чаще всего являлись:
- наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества – 755 уголовных дел;
- средства наземного транспорта – 233 уголовных дела;
- товары народного потребления – 225 уголовных дел;
- лес и лесоматериалы – 165 уголовных дел;
- продукты питания – 163 уголовных дела.
По итогам работы за 9 месяцев 2010 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 3229 уголовных дел (в аналогичном периоде прошлого года (далее - АППГ) - 4732).
Снижение данного показателя обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК России) внесены изменения, увеличивающие крупный и особо крупный размеры стоимости незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров (с 250 000 до 1 500 000 рублей и с 1 500 000 до 6 000 000 рублей соответственно).
Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила около 7,7 млрд. рублей (в АППГ – 12,6 млрд. рублей). Предметами преступлений, квалифицируемых по ст. 188 УК России, чаще всего являлись:
- наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества – 699 уголовных дел;
- средства наземного транспорта – 427 уголовных дел;
- товары народного потребления – 400 уголовных дел;
- лес и лесоматериалы – 386 уголовных дел;
- продукты питания – 140 уголовных дел. [2]
Обратимся к статистическим данным по Уральскому таможенному управлению в отношении таможенного контроля товаров и транспортных средств.
Всего в результате правоохранительной деятельности таможенными органами Уральского таможенного управления (далее – Управление) возбуждено 2812 дел об административных правонарушениях (далее – ДАП), назначено наказаний на сумму около 99 млн. руб.
В первом полугодии 2011 года правоохранительными подразделениями Управления по фактам незаконного перемещения товаров и транспортных средств возбуждено 269 уголовных дел (далее – УД).
Основными объектами преступлений и правонарушений явились:
транспортные средства, их части и оборудование – 65 УД и 117 ДАП;
лес и продукты его переработки – 6 УД и 151 ДАП;
средства в иностранной валюте и валютные ценности – 585 ДАП;
товары народного потребления – 172 ДАП;
продукция металлургического комплекса – 3 УД и 92 ДАП;
продукция топливно-энергетического комплекса – 11 УД и 6 ДАП.
В результате работы оперативно-розыскных подразделений таможенных органов Управления за 1 полугодие 2011 года по фактам контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и сильнодействующих веществ и их аналогов возбуждено 21 уголовное дело, из незаконного оборота изъято более 23 кг наркотических средств.
В 1 полугодии 2011 года специалисты – кинологи таможенных органов Управления со служебными собаками приняли участие в 13 задержаниях. Из незаконного оборота изъято более 17,58 кг наркотических средств, сильнодействующих, психотропных веществ и их аналогов, досмотрено более 309316 единиц багажа, около 13658ед. автомобилей, более 2875 единицы ж/д транспорта, воздушного транспорта –181 единица.
На балансе кинологических подразделений таможенных органов Управления 82 служебные собаки. На поиск наркотических средств подготовлено 74 служебные собаки, 1 собака-караульная, 7 служебных собак находится в стадии обучения. [3]
В 2010 году правоохранительными подразделениями Управления по фактам незаконного перемещения товаров и транспортных средств возбуждено 337 уголовных дел (далее – УД) (в 2009 году - 261 УД). Размер уклонения от уплаты таможенных платежей составил 17,94 миллионов рублей (в 2009 году – 3,84 млн. рублей).
В результате проведенных в 2010 году организационных, практических и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на декриминализацию лесной отрасли, таможенными органами Уральского региона возбуждено 118 уголовных, стоимость предмета преступления составила более 67 млн. рублей, а также 429 дел об административных правонарушениях, в результате рассмотрения которых назначено наказаний на сумму 89 млн. 372 тыс. рублей.
Состояние оперативной обстановки по линии борьбы с контрабандой металлов и изделий из них в отчетном периоде оставалось относительно стабильным, что во многом объясняется установившимися отношениями предприятий региона с зарубежными партнерами в сфере внешнеэкономических связей.
Всего в результате проведенных мероприятий и в ходе таможенного контроля по линии борьбы с контрабандой продукции металлургического комплекса за 2010 год таможнями Управления возбуждено 16 уголовных дел, стоимость предмета преступления составила более 56 млн. рублей и 166 дел об административных правонарушениях, по которым назначено наказаний на сумму 7 млн. рублей.
Результатом проведения комплекса специальных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на эффективную борьбу с правонарушениями в сфере внешнеторговых операций с продуктами топливно-энергетического комплекса, незаконным ввозом оборудования и материалов, применяемых при добыче и переработке углеводородного сырья, стало возбуждение 49 дел об административных правонарушениях, назначено наказаний на сумму 284,3 тыс. рублей.
В результате проведенных организационных, профилактических и оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами Управления при попытках незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и товаров двойного назначения возбуждено 6 уголовных дел, стоимость предмета преступления составила 1 млн. 934 тыс. рублей и 88 дел об административных правонарушениях, по которым назначено наказаний на сумму 12 млн. 360 тыс. рублей. Изъято из незаконного оборота 30 единицы оружия и 478 единиц боеприпасов.
В результате проведенных мероприятия по фактам незаконного перемещения ТНП возбуждено 9 уголовных дел, стоимость предмета преступления составила более 9 млн. рублей и 653 дел об административных правонарушениях, по которым назначено наказаний на сумму 19 млн. 119 тыс. рублей.
В результате работы оперативно-розыскных подразделений таможенных органов за 2010 год по факту контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и сильнодействующих веществ возбуждено 20 уголовных дел, из незаконного оборота изъято 107714,93 грамм, из них:
героина – 957,9 грамма (2 уголовных дела),
марихуаны – 83533,226 грамма (6 уголовных дел),
сильнодействующих веществ – 249,849 грамма (4 уголовных дела),
гашиша – 21995,8 грамма (6 уголовных дел),
метамфетамина – 948,157 грамма (2 уголовных дела).
В 2010 году специалисты – кинологи таможенных органов Управления со служебными собаками приняли участие в 18 задержаниях - из незаконного оборота изъято 9,38 кг наркотических средств, сильнодействующих, психотропных веществ (гашиш – 543,9 грамм, героин – 181,5 грамм, марихуана – 7464,46 грамм, сибутармин – 1 192,1 грамм), досмотрено более 557 тысяч единиц багажа, 14,1 тысяч автомобилей, 7,2 тысяч единиц ж/д транспорта, воздушного транспорта – 47 единиц.
На балансе кинологических подразделений таможенных органов Управления 84 служебные собаки. На поиск наркотических средств подготовлено 74 служебные собаки, 10 служебных собак находится в стадии обучения. [4]
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
3.1. Проблемы развития таможенных органов
В данном параграфе мы отразим в целом проблемы развития таможенных органов России и проблемы развития таможенного контроля, в частности.
Учитывая положения Стратегии национальной безопасности, ФТС России разработана Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года (утв. Приказом ФТС России от 27.07.2009 N 1333) [1]. Ключевые направления деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации - развитие системы таможенного контроля как наиболее действенного инструмента, обеспечивающего полное соблюдение установленного порядка трансграничного механизма оборота товаров и транспортных средств в рамках единого государственного механизма реагирования на угрозы национальной безопасности, а также дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов.
Борьба с таможенными правонарушениями составляет важнейшую часть функции таможенных служб по обеспечению экономической безопасности государства. Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Динамика таможенных правонарушений, приведенная во второй главе выпускной квалификационной работы, является ярким тому подтверждением.
По-прежнему наиболее опасным и самым распространенным преступлением в сфере таможенного дела остается контрабанда. При этом значительная часть перемещаемого через таможенную границу контрабандного товара приходится на нелегальный оборот наркотиков и психотропных веществ.
Не меньшую угрозу безопасности государства представляет контрабанда оружия и боеприпасов.
Вместе с тем происходят и некоторые подвижки в структуре угроз. Становится все более актуальным такой фактор, влияющий на экономическую безопасность, как возрастание масштабов международной торговли контрафактной продукцией. С момента вступления в силу ТК РФ в 2003 году защита интеллектуальной собственности, борьба с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации контрафактной продукции стали новой функцией таможенных органов. Глава 38 ТК РФ наделила таможенные органы полномочиями по принятию защитных мер, направленных на пресечение незаконного ввоза (вывоза) контрафактной продукции непосредственно при ее таможенном оформлении и таможенном контроле.