Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:29, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Аудит"
ЛЕКЦИИ
по дисциплине «АУДИТ»
1. Сущность, цель и задачи аудита
Аудит- это вид финансового контроля, кот. возник в сер 19 столетия. Причиной его появления яв создание АО и хар-ное д/ таких общ-в противоречие м/у интер собств-в и менеджеров. В процессе аудита защищ интересы акционеров от злоупотр адм. Аудит прив к пониж степени искажения инф в фин бух отч-ти. Аудит опир на использ-е технологий ускор проверки, тк тщательная работа аудитора увелич з-ты компании и привод к уменьш дивид акционеров.
Эти особые технологии сокращ проверок позвол найти компром м/у стрем акц-ра получ качеств инфу о бизнесе и его заинтер-ю в максимальных дивидендах.
Цель аудита: выражение мнений незав аудитора о достов фин бух отч-ти во всех существ аспектах.
В ходе аудита решаются след задачи:
Аудиторская деятельность, аудит- это предпринимательская деятельность по независимой проверке фин бух отчетности орг-й и индивид-х предпринимателей.
Ауд.деят-ть вкл
в себя противоречие м/у платностью
проверок и обязанностью защищать общественные
интересы. Простиворечие разреш только
в рамках повыш этич треб к аудиторам.
Аудит не подменяет др формы фин контроля.
История аудита и его становление в Российской Федерации
Аудиторы в современном понимании этого слова как лица, осуществляющие независимую проверку финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, появились в Англии. Первые упоминания об аудиторах относятся к XIXв. Но датой рождения аудита принято считать 1844г., когда в Англии выходит закон об акционерных компаниях, согласно которому их правления должны были ежегодно отчитываться перед акционерами, причем отчет должен был быть проведен и подтвержден специальным человеком - независимым аудитором.
С этого времени до наших дней аудит прошел несколько этапов своего развития. От проверки бухгалтерских счетов акционерных компаний отдельными профессиональными аудиторами аудит развился до комплексного понятия, включающего в себя ряд услуг - проверку бухгалтерской отчетности, финансовый анализ, консультирование, оказываемых профессиональными аудиторами и аудиторскими фирмами.
В России в настоящее время функционирует несколько тысяч небольших отечественных аудиторский фирм и индивидуальных предпринимателей - аудиторов, несколько десятков достаточно крупных российских аудиторских фирм и несколько десятков иностранных аудиторских фирм.
В 1988 году в нашей стране наметились новые тенденции перехода от командной системы экономики к рыночной. В этих условиях в стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, они не являлись собственностью государства. При переходе на рыночные методы хозяйствования изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. Сейчас каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны вышестоящих министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.
Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля-аудита. Налоговые органы, на которые законом возложена проверка деятельности предприятий, осуществляет её по мере необходимости лишь в пределах своей компетентности. Поэтому возникла необходимость создания специального управления или службы, которая взяла бы на себя эти обязанности.
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ
Если проследить историю развития аудита в нашей стране, то можно выделить несколько основных этапов. Первый этап был ознаменован появлением в 1987 году фирмы “Инаудит”. Эта фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров СССР. Значение ее создания для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.
Акционерное общество являлось юридическим лицом, цель его деятельности состояла в оказании аудиторских и консультационных услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям. Совет Министров СССР предоставил фирме “Инаудит” широкие права, среди них права на:
- ревизии и
проверки финансово-
- проверки бухгалтерских книг, отчётов, планов, смет и других документов, наличия денежных сумм и ценных бумаг, наличия и правильности расходования материальных ценностей;
- получение от учреждений Госбанка СССР и других кредитных учреждений необходимых сведений, справок, копий документов, связанных с операциями соответствующих организаций и предприятий, о состоянии счетов и оборотов по ним;
- получение от
предприятий и организаций
- публикацию в СССР и за границей своего устава, баланса, счёта прибылей и убытков, а также рекламных материалов о деятельности фирмы “Инаудит”; и прочее.
Председателем
Совета директоров АО “Инаудит” был
избран С. М. Борисов, его заместителем
– В. В. Геращенко. И хотя фирма
имела более высокую
Сохранить “Инаудит” как единую структуру не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм. Одной из причин оказалось то, что в фирме работало большое количество профессиональных специалистов и настоящих лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Хотя для коллектива АО “Инаудит” распад фирмы и был потрясением, но в целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым.
Второй этап
становления аудита в нашей стране
пришёлся на 1989-1991 гг., когда была предпринята
попытка принять
В учредительных документах указанных фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчётности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учёт, налогообложение, управление финансовой деятельностью и т. п. Таким образом уже в учредительных документах первых аудиторских фирм были заложены определения аудита и его целей, что в дальнейшем нашло отражение во Временных правилах аудиторской деятельности в РФ.
Далее в январе
1990 г. на рынке СССР появилось СП
“Эрнест энд Янг Внешаудит”,
оно проводило аудиторские
Одновременно с появлением крупных фирм начинают формироваться общественные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Они проводят широкомасштабные конференции по всей стране, “круглые столы” по проблемам учёта, налогообложения и аудита. Впервые начинают подниматься вопросы о нормативной и законодательной базе, о регулировании бухгалтерского учёта и аудита, о реорганизации всей системы финансового контроля в целом. Вскоре правительство тоже начинает осознавать необходимость решения этих вопросов, и обсуждение дальнейшего развития системы бухгалтерского учёта и аудита выходит на более высокий (правительственный) уровень. Начинают разрабатываться проекты, но конечного утверждения они не получают. Проекты дорабатываются, согласовываются с целым рядом различных министерств и ведомств – начинается третий этап становления аудита в России.
5 декабря 1991 года
появляется проект Закона “Об аудиторской
деятельности”. В течение двух лет проект
этого Закона совместно обсуждается, дорабатывается
и согласовывается. Над ним работают 11
ведомств, в их числе Госналогслужба, Генеральная
прокуратура, Центральный банк, МВД, Госкомитет
по антимонопольной политике, Минфин и
др. 22 декабря 1993 года Президент Российской
Федерации подписывает Указ, которым утвердил
“Временные правила аудиторской деятельности
в Российской Федерации”, вступившие
в силу с момента опубликования Указа
с 29 декабря 1993 года. В этих правилах даётся
определение понятия аудиторской деятельности,
указывается сфера аудита, его цели, помимо
инициативной проверки вводится понятие
проверки обязательной. Временные правила
регламентируют процедуры лицензирования
и аттестации на получение права заниматься
аудиторской деятельностью, порядок аннулирования
лицензий, устанавливаются серьёзные
санкции для аудиторов и аудиторских фирм,
допускающих ошибки, просчёты и небрежности
в работе. Важным во Временных правилах
является раздел о подготовке аудиторского
заключения, которое по правилам должно
состоять из трёх частей: вводной аналитической
и итоговой.
5.
Система законодательно-
Система включает 3 уровня регулирования:
Стандарты- перечень проф требований, нормы аудита, однозначно интерпретируемые всеми аудиторами, их клиентами и арбитражным судом. Стандарты позволяют:
Фед стандарты аудита разраб на основе международных. Сегодня исп-ся 38 стандартов.
3.1. Стандарты проф ауд объединений.
3.2. Внутрифирм.
стандарты (разраб ауд. фирмы
и индив ауд-ры). В этих док-тах
реально опис-ся технология
7. Виды аудита.
Виды аудита, основные понятия в аудите
Аудит классифицируется по разным признакам.
По виду деятельности:
· банковский аудит;
· страховой аудит.
· аудит инвестиционных институтов и бирж
· общий аудит
Данная классификация введена потому, что аудиторский аттестаты выдаются отдельно по каждому из перечисленных видов аудита.
По степени обязательности:
· обязательный аудит;
· инициативный.
Обязательный аудит осуществляется на основе требований законодательных и нормативных актов РФ, устанавливающих обязательность проверки годовой бухгалтерской отчетности для отдельных категорий экономических субъектов.
Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта. Инициативный аудит может иметь место, например, в следующих случаях: руководство организации хочет удостовериться в том, что бухгалтерия правильно ведет учет и исчисляет налоги; собственник не доверяет директору организации и хочет проконтролировать его работу; банк выдает организации кредит и хочет быть уверенным в достоверности баланса и отчета о финансовых результатах и т.д.