Оценка конкурентоспособности средств размещения Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:39, дипломная работа

Описание

Целью работы является проанализировать работу гостиницы на примере МП «Зея», рассмотреть некоторые специфические черты гостиничного предприятия и предложить методы совершенствования этого предприятия с целью повышения его конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг города Благовещенска.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты гостиничной деятельности.
Во второй главе – анализ МП «Зея» и рынка гостиничных услуг Благовещенска.
В третьей главе – практические предложения, методы повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические аспекты гостиничной деятельности 8
1.1 Характеристика и особенности гостиничных
услуг 8
1.2 Технологические процессы и особенности работы
персонала гостиницы 18
2 Современное состояние гостиничного хозяйства
г. Благовещенска 29
2.1 Современное состояние гостиничных услуг
г. Благовещенска 29
2.2 Анализ деятельности гостиничного предприятия
МП «Зея» 33
3 Оценка конкурентоспособности средств размещения
Амурской области 38
3.1 Оценка конкурентоспособности гостиничных предприятий Амурской области 38
3.2 Повышение конкурентоспособности и предложения
по совершенствованию деятельности средств размещения в регионе 46
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение А - Цены за номера в гостиницах
разной категории 58
Приложение Б - Перечень представляемых услуг 59
Приложение В - Основные показатели гостиниц,
санаторно-курортных организаций и организаций
отдыха в России 60
Приложение Г - Номерной фонд и дополнительные
услуги гостиницы «Зея» 61
Приложение Д - Цены за номера в гостинице
«Зея» 62
Приложение Е - Организационная структура
гостиницы «Зея» 63
Приложение Ж - Финансовый план – отчет за период
8.09 /9.09 гостиницы «Зея» 64
Приложение И - Ценовые стратегии услуги 65
Приложение К - Бальная оценка единичных показателей 66
Приложение Л - Оценка показателей
конкурентоспособности с учетом весовых коэффициентов 67
Приложение М - Конкурентные преимущества рыночных
лидеров 68
Приложение Н - Бальная оценка единичных показателей 69
Приложение П - Конкурентные преимущества
рыночных претендентов 70
Приложение Р - Бальная оценка показателей
конкурентоспособности предприятий, действующих
в рыночной нише 71
Приложение С - Средний показатель
конкурентоспособности 72
Приложение Т - Сведения о количестве гостиниц
по городам области за 2010г. 73

Работа состоит из  1 файл

Житенева диплом.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

       Анализируя  конкурентоспособность средств  размещения г. Благовещенска нужно выделить еще одну группу предприятий. Это фирмы, действующие в рыночной нише. Предприятия этой группы обслуживают мелкие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, как и спектр дополнительных услуг.

       В своей деятельности эти организации  ограничиваются лишь предоставлением  услуг проживания и питания. Они  максимально зависят от клиентов и опираются на них.

       В связи с этим, целесообразно будет дать общую характеристику данных средств размещения и выявить сильнейших в рамках группы. Воспользуемся пятибалльной шкалой и подсчитаем среднеарифметический показатель. По результатам проведенного опроса среди потребителей и экспертов получим следующие оценки в баллы (Приложение Р).

       Теперь  подсчитаем средний балл показателей  конкурентоспособности по всем предприятиям (Приложение С).

       Среди предприятий, действующих в рыночной нише можно выделить гостиницы «АмурАССО», «Странник», «Заря», АСВ «Трейд» и «Шанхай». По оценкам экспертов эти средства размещения занимают более прочные позиции в рамках своей рыночной ниши и способны конкурировать между собой. Оставшиеся средства размещения пока имеют очень слабые характеристики, поэтому их называют аутсайдерами на рынке гостиничных услуг региона /22/.

       Данные о количестве гостиниц в городах Амурской области в таблице (Приложение Т).

       Нужно отметить, что в этих городах, как правило, есть одна – две работающие гостиницы, т.к. масштабы населенных пунктов небольшие, количество населения в них низкое и число приезжих граждан также не значительно. Поэтому гостиничные предприятия в таких населенных пунктах, зачастую, являются монопольными и конкуренция не имеет место. По опросам среди потребителей выяснилось, что многие из таких гостиничных предприятий сдают в аренду жилые помещения (номера), т.к. загрузка номерного фонда порой не превышает 40 % /23/.

       Проведя оценку конкурентоспособности средств размещения в рамках региона,  выяснилось, что на сегодняшний день в  области существует всего 30 % гостиниц, способных обеспечить должное пребывание своих клиентов. Эти гостиницы предлагают и высокий уровень сервиса, и дополнительные услуги, кроме того, они уже завоевали прочную позицию на рынке и активно ведут конкурентную борьбу.  
 

       3.2 Повышение конкурентоспособности  и предложения  по совершенствованию  деятельности средств  размещения в регионе 
 

       В современных условиях, когда в  Амурской области, а в частности, в городе Благовещенске сложился и работает рынок гостиничных  услуг, который разбит на сегменты и внутри каждого сегмента идет активная конкуренция, для сохранения конкурентоспособности необходимо непрерывно развиваться и управлять этим развитием.

       Необходимо  уяснить некоторые позиции, которые  могут составить основу, содержание такого управления. Непрерывное развитие предполагает введение новых, закрытие старых, и обновление. Необходимо помнить, что каждая гостиница своеобразна, и важно, обновляя гостиницу, сохранить наиболее притягательные элементы. Это не простая задача, но решать ее нужно, ибо за долгие годы деятельности гостиницы у клиентов сложился тот, или иной ее образ. Благодаря постоянству именно такого образа постояльцы на протяжении многих лет пользуются услугами одной и той же гостиницы.

       Следует признать, что управлять непрерывным развитием амурские гостиницы сегодня только учатся. И, скорее всего, тот, кто освоит эту науку раньше других, займет «твердое место» лидера. Требуется анализ большого количества фактов, отражающих производственные, хозяйственные, социальные, финансовые и другие процессы, происходящие как внутри гостиницы.

       Проанализировав такие факты, как существующее определение гостиницы и ее средняя годовая загрузка. При подробном анализе они могут дать импульс для принятия серьезного решения, связанного с развитием гостиницы.

       Сегодня официальный стандарт определяет гостиницу  как коллективное средство размещения. При этом, в зависимости от категории, гостиница обязана оказывать ряд дополнительных услуг. Однако факты говорят о том, что в действительности современная гостиница является предприятием, производящим и продающим самые разнообразные услуги, и сдержать их рост не сможет ни один стандарт. И если сегодня не реагировать на факты действительности, а продолжать зарабатывать в основном за счет размещения, то гостинице может грозить кризис. Ведь величина дохода от размещения в основном зависит от процента загрузки номерного фонда, которым располагает гостиница, и цены продажи /24/.

       Анализируя  фактор загрузки гостиницы в течение  года, можно констатировать, что средняя величина загрузки в самых крупных отелях города Благовещенска за упомянутый период составляет 50-60 % всего номерного фонда и эта тенденция сохранится в ближайшие несколько лет. Игнорируя эти факты, руководство гостиницы заведомо и сознательно заморозит использование 40 % номерного фонда на продолжительное время. Как следствие - значительные затраты на его содержание, ухудшение общеэкономических показателей деятельности гостиницы, снижение уровня конкурентоспособности услуг гостиницы на рынке. Если не считать возможности сдачи в аренду 10 % номерного фонда гостиницы под офисы. Как можно поступить в таком случае?

       Довести уровень загрузки до оптимальной  величины, которая может равняться 100% номерного фонда минус расчетный  процент номерного фонда, который должен постоянно находиться в ремонте для поддержания его в хорошем состоянии. Но вероятность того, что такое положение может быть достигнуто в ближайшие 3 - 4 года, невелика.

       Другим, но менее популярным способом является изменение функционального назначения простаивающего номерного фонда, что позволит включить его в хозяйственный оборот. Допустим, сдавать его в аренду под офисы. Это уже делается и гостиницы получают от такого мероприятия стабильный доход. Но эта возможность ограничивается 10% всего номерного фонда /25/.

       Практика  показывает, что сдача в аренду не всегда является оптимальным вариантом. В данном конкретном случае нужны  новые решения, нацеленные на обновление гостиницы, на ее непрерывное развитие. И те, кто этим уже занимается, осознали, что обновление - это неспокойное занятие, порой можно встретить сопротивление этому как внутри гостиницы, так и вне ее.

       Изменить  такую ситуацию возможно, если на руках  у приверженцев обновления будут  убедительные аргументы в виде результатов  анализа факторов действительности, расчеты текущего и перспективного финансового состояния гостиницы, материалы комплексного развития гостиницы и другие. Примечательно то, что основным объемом объективных данных располагает сама гостиница. Задача заключается в том, чтобы эта информация постоянно накапливались, регулярно обрабатывалась и обязательно использовалась при принятии управленческого решения о развитии гостиницы /26/.

       Анализ  показывает, что большинство гостиниц обладает такой возможностью, ибо  они практически во всех видах своей деятельности используют те или иные компьютерные системы, которые способны накапливать, обрабатывать данные, формировать на основе данных информационные массивы различного назначения. И все же одной внутренней информации для осуществления управления перспективным развитием гостиницы недостаточно. Нужна информация извне: о конкурентах, о состоянии рынка, о ценах, о результатах научных разработок, связанных с гостиничным бизнесом, и т.п. Гостиница должна решить для себя, каким способом она будет получать такую информацию: или силами своих специалистов, или через специализированные компании. Информация должна быть достоверной, разнообразной, своевременной и достаточной /27/.

       Для того чтобы эти требования к информации обеспечивались, создается информационная модель гостиницы, реализация которой дает возможность на практике использовать информацию как реальный ресурс, создаваемый самой гостиницей и внешней средой. Сегодня пришло понимание того, что гостиница обладает огромным информационным ресурсом, умелое использование которого может принести значительное преимущество перед конкурентами по бизнесу.

       Однако  основного преимущества гостиница  добивается тогда, когда она эффективно использует номерной фонд и предлагает такой набор дополнительных услуг, который учитывает как потребность проживающих в гостинице клиентов, так и потенциальных потребителей /28/.

       Руководство отелей иногда сетует на то, что проведенный  ремонт номерного фонда, его оснащение  современным оборудованием не дало ожидаемого эффекта. Казалось бы, все сделано, верно: современный дизайн, новейшие отделочные материалы, удобная мебель и т.д., а номера слабо продаются. В чем причина? Дело в том, что, приступая к ремонту, в гостинице прогнозируют успешную продажу обновленных номеров. В условиях современного рынка этот прогноз может быть реализован примерно на 10 %, остальное определяет рынок и, в частности, положение гостиницы и ее продукта на рынке. Предлагая новый продукт, гостиница меняет свое положение на рынке, и если рынок не готов принять этот продукт, то гостиница несет значительные убытки.

       Анализируя  данную ситуацию, сделаем акцент на необходимости управления этим процессом  на всех его стадиях с учетом факторов, которые рассматривались выше, в  частности, фактора изменения функционального назначения регулярно не используемого номерного фонда. Данная проблема возникает практически во всех благовещенских гостиницах, но наиболее актуальна она для предприятий с большим номерным фондом – «Юбилейная», «Дружба», «Зея», «Амур» /29/.

       Изменять  или не изменять функциональное назначение неиспользуемого номерного фонда - дело самой гостиницы. Не могут  быть рекомендованы какие-то единые направления изменения функционального  назначения такого номерного фонда. Гостиница, выбирая такие направления, исходит из того, что они должны принести ей наибольший доход за счет их постоянного востребования со стороны клиентов. Поэтому выбор для размещения в номерном фонде тренажерного и спортивного залов, бильярдной, дискотеки, картинной галереи, оздоровительного центра, ресторана с экзотическими блюдами и прочее, зависит не от того, какое решение приняла конкурирующая с ней гостиница, а оттого, что именно будет востребовано ее клиентами, как постоянными, так и потенциальными.

       Останавливаясь  на этой проблеме, подчеркнем, что оставлять ее без внимания нельзя, потому что нерешенность сдерживает экономический рост гостиницы. Конечно, данная проблема может разрешиться полностью или частично, если принимается решение об уменьшении номерного фонда не через изменение его функционального назначения, а посредством увеличения площадей под каждый номер. Однако такое решение ставит перед гостиницей проблемы другого характера: где найти необходимые средства, чтобы перестроить, таким образом, номерной фонд.

       Наиболее значимым для гостиниц сегодня является фактор создания дополнительных услуг, т.е. нового продукта, наличие которого демонстрирует прогрессивный характер развития гостиницы. Приступая к созданию нового продукта, гостиница должна знать, на каком рынке данный продукт будет реализовываться, предполагаемый объем продаж, его жизненный цикл, ориентировочную цену, затраты на его создание и период выпуска его на рынок.

       Следует также иметь в виду и то, что  любой гостинице в процессе деятельности приходится решать вопрос о снятии с продажи той или иной услуги по разным причинам. В этой ситуации важно, чтобы управляющие гостиницы сами и заблаговременно это сделали, не дожидаясь, когда клиенты перестанут потреблять эту услугу. Принимая решение о снятии с продажи той или иной услуги (продукта), гостиница всегда должна иметь этому продукту замену с тем, чтобы не отдавать сегмент (нишу) рынка данной услуги (продукта) своему конкуренту.

       Это должно заставлять гостиницу непрерывно вести анализ рентабельности конкретного  продукта, продаваемого на рынке.

       Рассмотренные выше факторы, процессы характеризуются  непрерывностью развития. Требуют от амурских гостиничных предприятий  значительных усилий, и этого можно  достичь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       Переход к рыночной экономике объективно сопровождается постепенным созданием конкурентной среды во всех отраслях экономики. Это обстоятельство, в свою очередь, обуславливает необходимость внесения адекватных изменений в систему и методы управления предприятиями независимо от их размеров и профиля деятельности.

       Гостиничная индустрия сегодня представляет собой отрасль с растущим уровнем  конкуренции на рынке гостиничных  услуг. Несмотря на трудное становление  рыночных отношений в России за последние  годы открылось немало отелей. Новые  предприятия создаются, но через некоторое время часть из них не выдерживает конкуренции и выходит из бизнеса.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности средств размещения Амурской области