Организация туров для иностранных туристов: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы оценить состояние международного туризма в Республике Беларусь и разработать конкурентноспособный туристский продукт–тур для иностранных туристов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Районирование и туристические объекты Республики Беларусь 6
1.2 Оценка туристической инфраструктуры Республики Беларусь 13
2 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМАВ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Динамика и проблемы развития туризма 20
2.2 Основные направления развития международного туризма 26
3 РАЗРАБОТКА ТУРА 33
3.1 Анализ конкурентов 33
3.2 Информационный лист 38
3.3 Программа тура 40
3.4 Калькуляция и определение стоимости тура 43
3.5 Продвижение тура 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В 55

Работа состоит из  1 файл

курсовая моя.docx

— 995.42 Кб (Скачать документ)

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [21, с 37]

 

Проанализировав данные таблицы 6 о  структуре туристского потока, можно  сказать, что приоритетными для  Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Турция.

Таблица 6 показывает основные рынки  экспорта туристских услуг. Однако необходимо учитывать, что эти данные включают только организованных туристов, сюда не входят лица, посещающие Беларусь в  личных и деловых целях. Иными  словами, эти данные не полностью  отражают структуру рынков по въезду в Беларусь. Для более полной картины  необходимы сведения о пересечении  государственной границы, а также  целей путешествий. Но при этом следует  отметить, что практически по всем по всем категориям наблюдается снижение туристического потока, это может  свидетельствовать о том, что  иностранные туристы всё же недовольны организацией туристической деятельности нашей страны.

 

Таблица 7 – Въезд  в Республику Беларусь иностранных  граждан по целям поездок (тысяч  поездок)

 

 

2008

2009

2010

2011

Все страны

Всего

5 262,0

4 871,8

5 673,8

5 877,2

в том числе по целям поездок:

служебная

425,4

366,9

371,8

413,0

туризм 

122,3

101,4

79,7

67,5

частная

3 056,2

3 224,1

3 543,6

3 556,7

транзит

1 430,4

997,9

1 475,0

1 596,6

обслуживающий персонал транспортных средств 

227,7

181,5

203,7

243,5

Страны СНГ

Всего

3 231,4

2 887,7

3 153,9

3 627,2

в том числе по целям поездок:

служебная

105,1

73,8

94,2

100,0

туризм 

73,4

53,4

42,5

35,6

частная

1 803,0

1 910,1

1 750,0

2 129,9

транзит

1 104,7

736,3

1 141,9

1 229,5

обслуживающий персонал транспортных средств 

145,2

114,1

125,3

132,3

Страны вне СНГ

Всего

2 030,6

1 984,1

2 519,9

2 249,9

в том числе по целям поездок:

служебная

320,3

293,1

277,6

312,9

туризм 

48,9

48,0

37,2

31,9

частная

1 253,2

1 314,0

1 793,6

1 426,8

транзит

325,7

261,6

333,1

367,1

обслуживающий персонал транспортных средств 

82,5

67,4

78,4

111,2


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [21, с 28]

 

 

Наибольшее количество поездок  в нашу страну носит частный характер 3,556,7 тыс. поездок, также огромное количество иностранных граждан пребывает  в нашей стране транзитом 1596,6 тыс. поездок. В служебных целях Беларусь в 2011году было осуществлено 413 тыс. поездок. С каждым годом количество вышеперечисленных  поездок растет соответственно на 0,37%, 8,24% и 11,08%.  А вот число поездок  с туристической целью с каждым годом снижается, так по сравнению  с 2010 годом количество сократилось  на 18,07%

На 1 января 2013 года в Беларуси осуществляли туристическую деятельность 958 организаций, услугами которых воспользовалось  более 670 тыс. организованных туристов и 602 тыс. экскурсантов.

В 2012 году численность туристов, организованно  выезжавших из Беларуси за рубеж, составила 492,8 тыс. человек и увеличилась  по сравнению с 2011 годом в 1,5 раза.

В страны СНГ организованно выехали 157 тыс. человек, в страны вне СНГ - 292,7 тыс. человек, что больше уровня 2011 года соответственно в 1,5 раза и в 1,6 раза.

В прошлом году наиболее посещаемыми  белорусами зарубежными странами традиционно  оставались Россия, Украина, Болгария, Греция, Египет, Испания, Италия, Литва, Польша, Турция, Чешская Республика.

На долю этих стран приходилось  почти 90% от общего числа организованно  выезжавших за рубеж белорусских  туристов.

Численность туристов, организованно  выезжавших из республики, по-прежнему преобладает над численностью посетивших республику.

В 2012 году на каждого прибывшего иностранного туриста приходилось четверо  белорусских граждан, выезжавших за рубеж (в 2005 году - шестеро).

Численность организованных туристов, прибывших в республику в 2012 году, составила 118,7 тыс. человек, что на 2,3% больше, чем в предыдущем году.

Из стран СНГ прибыли 96 тыс. человек (на 11,5% больше уровня 2011 года).

Лидирующие позиции среди стран  Содружества по организованным туристам сохранились за Россией - 94,2 тыс. человек (увеличение на 12,3%) и Украиной - 1,4 тыс. человек (снижение на 14,9%).

Среди стран вне СНГ лидерами по числу посещений республики являлись Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Соединенное Королевство, Турция.

На долю этих стран в 2012 году проходилось 62,7% от общего числа туристов из стран  вне СНГ (в 2011 году - 59,2%).

Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Беларуси в прошлом году была 4 дня, что  на один день меньше, чем в 2011 году.

Положительная динамика наблюдается  почти по всем основным показателям. В первую очередь сократились  отрицательное сальдо и разница  между вывезенными за границу  средствами и ввезенными в Беларусь. Разница пока еще отрицательная, но по сравнению с предыдущим периодом заметно уменьшилась. Прибыль от туризма увеличилась за соответствующий  период на 242,3 процента. Рост оказанных  услуг — 140 процентов в рублях, столько же — в долларах и 188 —  в евро. До 141,3 процента увеличился и  экспорт услуг в сравнении  с 8 месяцами предыдущего года. Объем  туристско-экскурсионных услуг также  находится в динамике и составил за это же время 106,8 процента. Однако этот показатель отстает от запланированных  правительством 120 процентов, что объясняется  общими тенденциями развития белорусской  экономики. Средняя годовая прибавка во всем мире этого вида деятельности составляет 107 процентов.[25]

Несмотря на благоприятные предпосылки  организации туристской индустрии, а именно ее выгодное географическое положение, Беларусь уступает по основным показателям развития туристского  сектора практически всем европейским  странам. Поэтому, все проблемы в  сфере туризма в Республике Беларусь можно изложить следующим образом:

  • дефицит квалифицированных кадров в сфере организации туризма;
  • отсутствие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма, соответствующей мировым стандартам;
  • неразвитость маркетинговых исследований рынка туристских услуг;
  • низкое качество рекламы турпродукта, ее несоответствие как этическим нормам, так и законодательным требованиям;
  • нарушение прав туриста, обусловленное игнорированием турфирмами основ международного и отечественного законодательства о туризме, отсутствием информации о правах туриста, нарушением нормативно-правовых отношений потребителя и производителя туруспуг;
  • слабая информированность потенциальных туристов о номенклатуре и качестве отечественного и мирового рынка туристских услуг, позволяющая некоторым турфирмам давать потребителю ложную информацию;
  • несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая туристскую деятельность;
  • низкие темпы роста въездного туризма вследствие плохого качества сервиса, несоответствия материальной базы туризма международным стандартам. [1, с. 128.]

2.2 Основные направления развития международного туризма

Как важно порой для успешного  развития сформировать имидж страны. Об этом свидетельствует опыт Турции, Чили, Финляндии, Ирландии, России с  проведением Зимней Олимпиады в  Сочи, а теперь уже и Рио-де-Жанейро. Успешным стратегическим направлением маркетинга и Беларуси вполне может  стать продвижение отечественного турпродукта. Показательным примером его презентации служит опубликование  результатов опроса британского  туристического портала Travel Mail списка топ-10, в который попала Беловежская  Пуща, а сама Беларусь признана наиболее благоприятной для посещения  в 2009 г. В список 50 необычных архитектурных  строений включена Национальная библиотека Беларуси.

С целью популяризации белорусской  туристической индустрии и повышения  имиджа республики создаются разнообразные  презентации, которые впоследствии записываются на компакт-диски и  распространяются на международных  и национальных туристических выставках, в дипломатических представительствах за рубежом, а также через туристско-информационные центры (ТИЦ) в других странах.

Поскольку интерес к истории  Беларуси среди туристов довольно высок, то сейчас больше внимания уделяется  историко-культурным памятникам и историческим личностям прошлых эпох. В связи  с этим готовятся презентации  «Наследие Великого княжества Литовского», «Наследие Речи Посполитой», «Наследие  Российской империи», «Советское наследие»  и «Еврейское наследие».

Как уже говорилось, популяризация  туризма в Беларуси осуществляется и через ТИЦ. В 2004 году в Минске был открыт первый такой центр. Идея его создания была заложена в Национальной программе развития туризма.

Основная функция туристско-информационного  центра - предоставлять достоверную  информацию белорусам и гостям страны о возможностях организации отдыха и досуга, а также сведения о  туристическом потенциале Беларуси. В этих центрах туристы получают полную и свежую информацию о мероприятиях и событиях, проходящих в Беларуси, культурно-исторических памятниках, музеях, заповедных и рекреационных зонах, средствах размещения и питания, театрах, объектах санаторно-курортного оздоровлении, экскурсионных маршрутах  и др.Благодаря международному сотрудничеству с туристско-информационными центрами Москвы, Санкт-Петербурга, Рима и Берлина, а также Национальными авиалиниями  ОАЭ происходит распространение  информации о туристических возможностях Беларуси среди жителей и гостей этих стран.

В 2009 году в Беларуси функционировало 3 туристско-информационных центра - в  Минске, Гомеле и Витебске. За рубежом  ТИЦ Беларуси представлены в России, Германии и Литве. В феврале 2010 года был открыт центр в Италии.

Конечно, все эти объекты не являются полноценными ТИЦ, а всего лишь представительства, созданные, как правило, на базе крупных  туроператоров, работающих с Беларусью. Тем не менее, наличие даже подобных представительств за рубежом позволяет  существенно увеличить объем  туристической информации о нашей  стране.

Безусловно, хочется, чтобы ТИЦ  открылись в городах стран-соседей (Украина, Латвия, Польша), поскольку  у жителей этих стран есть интерес  к Беларуси и они с удовольствием  посещают нашу страну. Также для  создания благоприятного имиджа Беларуси и увеличения экспорта туристических  услуг желательно открыть туристско-информационные центры в странах Евросоюза.Поправками в закон о туризме, которые  сейчас рассматривают белорусские  депутаты, предусматривается, что туристско-информационные центры получат юридический статус. [2, с. 184]

Учитывая предпочтения туристической  аудитории, складывающуюся конъюнктуру  рынка и все благоприятные  факторы и условия, на наш взгляд, возможно разработать диверсифицированный  конкурентоспособный национальный турпродукт, включающий различные виды туризма и отдыха для привлечения  иностранных посетителей: познавательный, экологический, оздоровительный, этнический, охотничий, спортивный, транзитный, деловой  и религиозный (паломнический) туризм, агротуризм и др.

Так, развитие экологического туризма  в Беларуси должно быть направлено преимущественно на иностранного туриста, поскольку зарубежный спрос базируется на познавательных и психоэмоциональных потребностях. Для развития этого  направления предпочтительны особо  охраняемые природные территории, каждая из которых имеет свои особенности. Природоохранные учреждения предлагают организацию туристических походов  в нетронутые уголки природы, фотоохоту  на редких зверей и птиц, находящихся  в естественных условиях, знакомство с флорой и фауной болот. Рекомендациями по развитию экологического туризма, утвержденными  приказом Министерства лесного хозяйства  Республики Беларусь от 28 июля 2008 г. № 174, кроме отмеченных, определены: пешие, лыжные, велосипедные и водные походы, экскурсии по местам произрастания  ягод, грибов и лекарственных растений, историческим, культурным и усадебно-парковым комплексам, рыболовные туры, посещение  музеев природы, вольеров с дикими животными.

Информация о работе Организация туров для иностранных туристов: состояние и перспективы развития