Организация-работодат на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:08, дипломная работа

Описание

В этой связи актуальны вопросы о социальной составляющей экономического роста, во многом определяющие сложную проблему его обеспечения как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. На современном этапе одно из центральных мест в обсуждениях занимают проблемы воспроизводства рабочей силы. Количественные и качественные ограничения по труду становятся существенным препятствием для ускорения экономического роста. С учетом этого фактора рост ВВП может быть достигнут за счет либо повышения производительности труда, либо увеличения численности занятого населения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК РАБОТОДАТЕЛЬ НА РЫНКЕ ТРУДА 6
1.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА 6
1.2. КОНТРАКТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИРМЫ 12
1.3. ФИРМА КАК ПОБУДИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 16
1.4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЛАСТИ: ФИРМА КАК ОТНОШЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ 18
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА 21
2.1. РЫНОК ТРУДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (НА ПРИМЕРЕ США И ЯПОНИИ) 21
2.2. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ 33
2.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ ТРУДА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 38
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 44
3.1. ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ФУНКЦИЙ СПРОСА НА ТРУД В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 44
3.2. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНЫ ТРУДА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

Работа состоит из  1 файл

1268а6 Организация-работодат на рынке труда (дипл., 70с.).doc

— 715.00 Кб (Скачать документ)

     Продолжает  оставаться высокой дифференциация среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики.

     Наиболее  высокий уровень заработной платы  в сентябре 2006 г. отмечался в финансовой деятельности – 29450 руб. (превышение общероссийского  уровня в 2,6 раза), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 26333 руб. (2,4 раза), транспортировании по трубопроводам – 23060 руб. (2,1 раза). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы по-прежнему сохраняется в текстильном и швейном производстве – 5081 руб. (46% от общероссийского уровня), в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 5262 руб. (47%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 5775 руб. (52 процента).

     В текущем году в целом по промышленности наметилась тенденция отставания темпов роста производительности труда от роста среднемесячной заработной платы. В январе-сентябре 2006 г. соотношение между темпами роста заработной платы и производительности труда составило 1,037 против 1,0 за аналогичный период прошлого года. 

     Ухудшение данного соотношения отмечалось в производстве машин и оборудования (с 0,98 в январе-сентябре 2005 г. до 1,09 в январе-сентябре 2006 г.), в производстве транспортных средств и оборудования (соответственно с 0,97 до 1,06), в производстве пищевых продуктов (с 1,0 до 1,02) и в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (с 1,0 до 1,04).

     В то же время в текстильном и  швейном производстве, а также  в металлургическом производстве и  производстве готовых металлических  изделий наблюдается опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы с определенной позитивной динамикой. Если в январе-сентябре 2005 г. соотношение между ростом заработной платы и производительности труда в текстильном и швейном производстве составляло 0,94, а в металлургическом производстве – 0,99, то в январе-сентябре 2006 г. указанные соотношения составили соответственно 0,92 и 0,98.

     Рис.2.2. Соотношение роста реальной заработной платы и производительности труда

     Численность работников во всех видах промышленной деятельности за рассматриваемый период сократилась. В целом по промышленности она уменьшилась на 2,3 процента.

     По-прежнему серьезной проблемой остается наличие  задолженности по выплате заработной платы.

     По  данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 ноября 2006 г. (с учетом поступающих с 1 октября т.г. данных по Чеченской Республике) составила 5727 млн. рублей и снизилась по сравнению с 1 октября 2006 г. на 5,1% (темпы роста к 1 октября т.г. рассчитаны по сопоставимым данным с учетом Чеченской Республики)

     Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых  видов экономической деятельности на 1 ноября 2006 г. составила 342 млн. руб. и снизилась по сравнению с 1 октября 2006 г. на 68 млн. руб., или на 16,5%, ее доля в общем объеме просроченной задолженности по заработной плате составила 6%.

     Рис. 2.3. Структура задолженности по выплате заработной платы

     Задолженность из-за отсутствия собственных средств  организаций за октябрь т.г. снизилась  на 243 млн. руб., или на 4,3% и составила  на 1 ноября 2006 г. 5385 млн. рублей.16

     Из  общей суммы просроченной задолженности 852 млн. руб. (14,9%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2005 г., 1281 млн. руб. (22,4%) – в 2004 г. и ранее.

2.3. Взаимосвязь отраслевых рынков труда и системы образования

     Рынок труда и рынок образовательных  услуг как системы упорядоченных взаимоотношений между агентами спроса и предложения являются неотъемлемой частью всего экономического пространства и естественным образом зависят от динамики его развития и изменений в его структуре. Нарушение единого поля экономического взаимодействия ведет к негативным последствиям для экономики страны, замедляя течение экономических процессов, искажая естественные принципы разделения труда, снижая эффективность хозяйственной деятельности.

     Соответствующие асимметрии и деформации проявляются  и на рынке труда, и на рынке образовательных услуг. Их устранение должно проводиться посредством реализации мер государственной макроэкономической политики, направленной в том числе на перераспределение факторов производства российской экономики.

     Несмотря  на качественные различия в способности основных ресурсов производства (труда и капитала) к свободному перемещению в экономическом пространстве, рабочей силе при определенных условиях свойствен высокий потенциал мобильности, что требует переноса акцентов регулирования воспроизводства рабочей силы с национального уровня на локальные (отраслевые, профессиональные, региональные) рынки труда, а также на их взаимодействие. В то же время важной особенностью регулирования локальных рынков труда должно быть обеспечение комплексного, взаимоувязанного подхода, обусловливающего изменения на них в унисон современным требованиям развития страны и состоянию экономики. Таким образом, в свете актуальности социально-экономической задачи согласования спроса на рабочую силу и ее предложения, в том числе через регулирование системы профессионального образования, представляется важной попытка оценить возможные перспективные результаты дальнейшего развития сложившихся социально-экономических тенденций в сфере занятости, профессионального образования и на рынке труда. Актуальность очерченного круга проблем подчеркивается все возрастающим интересом к ним.17

     Уровень образования занятого населения  России. По формальным критериям уровень  образования занятого населения  России существенно вырос с начала экономических реформ (табл. 2.4). К 2003 г. лица с профессиональным образованием составляли почти 70% всех занятых в экономике. Если в 1992 г. высшее профессиональное образование имели 16% всех работников, то в 2002 г. уже более 22%. Особенно сильно увеличилась доля лиц с высшим образованием в женской занятости. В целом, на фоне общего падения занятости численность занятых, имеющих высшее образование, возросла за эти десять лет почти на 4 млн. чел.18 
 
 
 
 

     Таблица 2.4

Занятые в экономике по уровню образования, тыс. чел.

Показатель 1992 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Занятые, всего 71 068 64 149 58 437 63 082 64 465 64 664 65 766 66 496
в том числе с образованием:                
высшим  профессиональным 11 469 11 777 12 077 12 752 13 953 15 407 15 382 15 427
неполным  высшим                
профессиональным 1 234 963 1 107 1 423 2 900 1 595 1 618 1 330
средним профессиональным 22 458 21 342 19 568 20 912 18 508 20 107 21 174 17 821
начальным профессиональным* - - 4 362 5 556 7 084 7 619 7 403 11 038
средним (полным) общим 23 388 21 312 14 782 15 270 15 138 14 754 15 343 15 294
основным  общим 10 275 7 654 5 449 5 488 5 594 4 573 4 344 4 921
начальным общим, без начального общего 2 245 1 101 1 092 1 681 1 288 610 502 532

     * До 1998 г. занятые, имеющие начальное профессиональное образование, учитывались по соответствующему уровню общего образования 

     Отмеченные  изменения непосредственным образом  связаны с повышением образовательного уровня населения в целом (рис. 2.4). Согласно результатам переписи населения 2002 г., высшее и послевузовское профессиональное образование имели почти 18,7 % населения старше 15 лет, в то время как по результатам микропереписи 1994 г. высшим профессиональным образованием обладали 13,3%, а в 1989 г. – 11,3% (послевузовское профессиональное образование как отдельная категория в 1989 и 1994 гг. не выделялась).

     Рис. 2.4. Структура населения России по уровню образования в 1989 г. и в 2002 г.:

a –  высшее профессиональное;

b – неполное  высшее профессиональное;

c – среднее  профессиональное;

d – начальное  профессиональное;

e –  среднее (полное) общее;

f – основное  общее

g – начальное  общее, без начального общего;

h – другое;

i –  послевузовское профессиональное

 

     Распределение населения и по возрасту, и по уровню образования (для населения старше 15 лет), показывает, что наибольший удельный вес лиц с высшим образованием наблюдался в возрастной группе 45-49 лет, в которой такое образование имел каждый пятый (21,9%). В возрастных группах 30-45 этот показатель колеблется в пределах 18,8-19,3%. Несколько ниже уровень для лиц в возрасте 25-29 лет. Причем именно на эту возрастную группу приходится максимум лиц со средним профессиональным образованием.

     В возрастных группах старше 50 лет  доля лиц с высшим и средним  профессиональным образованием заметно меньше. От одной до двух третей имеют только основное или начальное общее образование, в то время как в более молодых возрастных группах эти категории не превышают 20%.19

     В ближайшей перспективе, однако, в  системе основного профессионального образования ожидается сокращение контингента учащихся в связи с уменьшением численности населения молодых возрастов.

     Анализ  изменения региональной численности занятого населения по уровню образования показывает следующее.

     Численность занятых с высшим и послевузовским профессиональным образованием увеличилась во всех федеральных округах за исключением Дальневосточного. В наибольшей степени это проявилось в Центральном ФО и Приволжском ФО.

     В Южном ФО прирост составил около 40%. На 46% увеличилась численность занятых с высшим и послевузовским профессиональным образованием в Уральском ФО.

     Вместе  с тем в Северо-Западном ФО прирост  составил только 12%, а в Дальневосточном  ФО численность занятых с высшим профессиональным образованием даже сократилась  на 5%. Последнее обстоятельство, по-видимому, является следствием значительного сокращения общей численности занятых в этом округе. По данным переписи, в Дальневосточном ФО сокращалась численность занятых и с другими уровнями профессионального образования: так, численность лиц со средним специальным образованием сократилась на 9%, с начальным – почти наполовину. В остальных округах динамика численности занятого населения со средним и начальным профессиональным образованием носила разнонаправленный характер. Численность первой из рассматриваемых групп увеличилась, причем наиболее ощутимо в Приволжском ФО (на 30%) и Уральском ФО (на 28%). В Северо-Западном ФО, Южном ФО, Северном ФО соответствующее увеличение составило не более 10%. Численность занятых с начальным профессиональным образованием повсеместно сократилась не менее чем на 20%, причем особенно сильно в Дальневосточном и в Северо-Западном округах (41%).

     Наиболее  резко увеличилась численность  занятого населения с неполным высшим образованием. Более существенно, чем  в среднем по России, численность данной категории выросла в Уральском ФО (130%), Центральном ФО (85%) и Приволжском ФО (80%). В наименьшей степени эта тенденция проявилась в Дальневосточном ФО, где численность занятых с высшим профессиональным образованием увеличилась лишь на 38%.20

     Перепись  населения 2002 г. зафиксировала существенное снижение численности занятого населения  с общеобразовательным уровнем. Так, численность занятых с полным общим образованием сократилась  с 30% в Уральском ФО до 50% в Дальневосточном ФО. Значительно сократилась численность занятых с основным общим образованием.

     Еще значительнее в межпереписной период уменьшилась численность занятых  с начальным образованием. Из этого  следует, что в современных условиях лица с таким низким уровнем образования в экономике не востребованы. Итак, как было показано выше, система образования играет важную роль в процессе согласования спроса на труд и его предложения.

Информация о работе Организация-работодат на рынке труда