Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 06:19, дипломная работа
Цель исследования заключается в определении и изучении основных переводческих стратегий и решений при переводе кинофильмов с помощью субтитров.
В соответствии с целью исследования мы ставим перед собой следующие задачи:
1) Рассмотреть и изучить понятие «субтитра».
Определить место перевода кинофильмов с помощью субтитров в теории и практике перевода.
3) Провести классификацию основных лингвистических теорий и методов, лежащих в основе перевода кинофильмов с помощью субтитров.
3) Выявить основные технические и лингвистические трудности, возникающие при переводе кинофильмов с помощью субтитров, а также пути их преодоления.
Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1. Особенности перевода кинофильмов с помощью субтитров...8
История перевода кинофильмов с помощью субтитров……….8
Понятие «субтитра»……………………………………………….9
Место перевода кинофильмов с помощью субтитров
в общей теории перевода………………………………………..11
Классификации перевода кинофильмов с
помощью субтитров……………………………………….11
1.3.2 Особенности перевода художественных диалогов……..14
1.3.3 Требования к презентации субтитров на экране………..16
1.3.4 Преимущества и недостатки перевода
кинофильмов с помощью субтитров……………………..17
Выводы по Главе 1………………………………………………..19
Глава 2. Теории и методы, лежащие в основе перевода кинофильмов с помощью субтитров…………………………………………………………..20
2.1 Понятие «эквивалентности» и «адекватности» при переводе кинофильмов с помощью субтитров…………………………………………20
2.2 Переводческие модели, используемые в процессе перевода кинофильмов с помощью субтитров…………………………………………25
2.3 Прагматические аспекты перевода кинофильмов с помощью субтитров…………………………………………………………………….....34
2.3.1 Прагматический потенциал субтитров…………………..34
2.3.2 Прагматическая адаптация перевода кинофильмов с помощью субтитров………………………………………………....….36
2.3.3 Переводческие трансформации, применяемые при переводе кинофильмов с помощью субтитров……………………….40
Выводы по Главе 2…………………………………………….…43
Глава 3. Анализ перевода кинофильма “Eyes Wide Shut” («С широко закрытыми глазами») на русский язык с помощью субтитров……….45
3.1 История создания и художественное своеобразие кинофильма Стэнли Кубрика “Eyes Wide Shut” («С широко закрытыми глазами»)……45
3.2 Анализ соответствия русскоязычных субтитров кинофильма “Eyes Wide Shut” («С широко закрытыми глазами») требованиям к презентации субтитров на экране…………………………………………….
3.3 Прагматическая адаптация перевода кинофильма “Eyes Wide Shut” («С широко закрытыми глазами») на русский язык с помощью субтитров…………………………………………………………………… ….48
3.4 Анализ переводческих трансформаций, лежащих в основе перевода кинофильма “Eyes Wide Shut” («С широко закрытыми глазами») на русский язык с помощью субтитров……………………………………...52
3.5 Выводы по Главе 3……………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………63
Библиографический список………………………………………………...66
Продолжительность показа субтитра на экране зависит от продолжительности звучания речи. Несмотря на это, даже при очень коротких фразах продолжительность показа субтитров не должна резко отличаться от средней продолжительности.
5. Слова, которые интонационно выделены в речи, в субтитрах должны быть выделены графическими средствами (например, курсивом).
Также следует уделить внимание пунктуации субтитров, в особенности употреблению восклицательных знаков и многоточий.
6. При переводе кинофильмов с помощью субтитров переводится должна вся информация, имеющая прагматическое значение, т.е. информация, влияющая на восприятие рецептором текста перевода и отношение к нему.
Например, тексты песен, которые могут быть оставлены без перевода при дубляже, должны быть переведены в субтитрах. Также по возможности должны быть переданы голоса, доносящиеся из радиоприемников, телевизоров или на улице.
1.3.4 Преимущества и недостатки перевода кинофильмов с помощью субтитров
Одним из первых вопросов, возникающих при изучении проблемы перевода кинофильмов с помощью субтитров, является целесообразность его использования, преимущества и недостатки в сравнении с другими существующими способами перевода. На первый взгляд, перевод кинофильмов с помощью субтитров представляется более примитивным, чем другие способы перевода, однако при более детальном рассмотрении оказывается, что у перевода с помощью субтитров намного больше преимуществ, чем недостатков. Мы выделили основные преимущества данного вида перевода:
1. Перевод с помощью субтитров позволяет сохранить художественную ценность кинофильма, дает возможность оценить мастерство актеров, сохраняет их настоящий голос, интонации в то время как при дубляже многие из этих составляющих теряются как в силу технических причин, так и в силу недостаточной квалификации актеров, которые озвучивают перевод. Именно поэтому на всех крупных кинофестивалях фильмы демонстрируются на языке оригинала с субтитрами.
2. Данный вид перевода не искажает язык оригинала и позволяет зрителю, обладающему базовыми языковыми знаниями, самому следить за содержанием диалогов.
3. Перевод с помощью субтитров технически менее сложен в исполнении, требует участия меньшего количества людей, а следовательно коммерчески более выгоден. Перевод с помощью субтитров появляется в иностранном прокате намного раньше, чем дублированная версия (не считая «пиратских» копий).
4. Перевод кинофильмов с помощью субтитров несет в себе образовательную ценность. Использование фильмов с субтитрами помогает изучающим язык совершенствовать свои знания, понимать структуру живого языка, сопоставлять язык оригинала и язык перевода.
Одним из видимых недостатков рассматриваемого вида перевода является, на наш взгляд, трудность восприятия. Не каждый Рецептор (зритель) способен одновременно воспринимать изображение, передаваемое на экране и читать текст субтитров внизу кадра. При этом речь персонажей на языке оригинала может препятствовать восприятию и пониманию текста перевода. В отличие от перевода с помощью субтитров, дубляж создает эффект, что фильм изначально снят на языке, понятном рецептору (зрителю). При дубляже язык оригинала отсутствует и не воспринимается зрителем. Но данное утверждение верно только в случае качественного и профессионально выполненного дубляжа.
1.4 Выводы по Главе 1
В данной главе нами были рассмотрены основные понятия связанные с процессом перевода кинофильмов с помощью субтитров, проанализированы основные возможные подходы к классификации данного вида перевода, изучены требования к презентации перевода субтитров на экране, а также рассмотрены основные преимущества и недостатки данного вида перевода по отношению к другим видам перевода кинофильмов. По итогам проведенного в этой главе исследования мы можем сделать следующие выводы:
– Перевод кинофильмов с помощью субтитров является широко распространенным способом перевода кинофильмов и используется как в коммерческих (продажа кинофильмов за рубеж), так и образовательных (изучение иностранных языков) целях.
– Несмотря на широкую распространенность, перевод кинофильмов с помощью субтитров является наименее изученным с точки зрения теории и практики перевода способом перевода кинофильмов. С одной стороны данный факт усложняет проведение нашего исследования, с другой – повышает его теоретическую и практическую ценность.
– На основании жанровых особенностей субтитров, можно сделать вывод о том, что перевод кинофильмов с помощью субтитров является подвидом художественного перевода (перевод художественного диалога), и должен выполнятся с учетом особенностей художественного перевода.
– При выполнении перевода кинофильмов с помощью субтитров переводчик должен обращать особое внимание на технические требования к презентации субтитров на экране.
ГЛАВА 2. ТЕОРИИ И МЕТОДЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПЕРЕВОДА КИНОФИЛЬМОВ С ПОМОЩЬЮ СУБТИТРОВ
Мы уже отмечали, что в настоящее время перевод кинофильмов с помощью субтитров представляет собой разновидность письменного перевода, который состоит из следующих этапов [26]:
1) Переводчик получает в свое распоряжение «скрипт» к кинофильму, который и является текстом на языке оригинала.
2.1 Понятия «эквивалентности» и «адекватности» при переводе кинофильмов с помощью субтитров
При работе со «скриптами» для создания перевода в виде субтитров перед переводчиком стоят те же проблемы, что и при работе над переводами любых текстов, но в данном случае трудность перевода обусловлена не только стилистическими особенностями «скрипта», который относится к жанру художественного текста (художественный диалог), и разницей в языковых картинах мира носителей языка оригинала и языка перевода, но и техническими требованиями к презентации субтитров на экране. В связи с этим наиболее остро перед переводчиком стоят проблемы «эквивалентности» и «адекватности» перевода.
Термины «эквивалентность» и «адекватность» в течение долгого времени используются в переводоведческой литературе. Порой в них вкладывается разное содержание, а иногда они рассматриваются как синонимы. Так, в понимании Г. Вермеера термин «эквивалентность» охватывает отношения как между отдельными знаками, так и между целыми текстами. Эквивалентность знаков еще не означает эквивалентность текстов, и, наоборот, эквивалентность текстов вовсе не подразумевает эквивалентности всех их сегментов. [11, с. 92]
С другой стороны, адекватностью называется соответствие выбора языковых знаков на языке перевода тому измерению исходного текста, которое избирается в качестве основного ориентира процесса перевода. Адекватность это такое соотношение исходного и конечного текстов, при котором учитывается цель перевода. Термины «адекватность» и «адекватный» ориентированы на перевод как на процесс, тогда как термины «эквивалентность» и «эквивалентный» имеют в виду отношение между исходным и конечным текстами, которые выполняют сходные коммуникативные функции в разных культурах. [11, с. 92-93]
В ином свете рассматривает проблему соотношения понятий «эквивалентности» и «адекватности» В.Н. Комиссаров. По его мнению специфика перевода, отличающая его от других видов языкового посредничества заключается в том, что он предназначается для полноправной замены оригинала, и что рецепторы перевода считают его полностью тождественным исходному тексту. Вместе с тем не трудно убедиться, что абсолютная тождественность перевода оригиналу недостижима и что это отнюдь не препятствует осуществлению межъязыковой коммуникации. Вследствие отсутствия тождества отношение между содержанием оригинала и перевода обозначается термином «эквивалентность». [8, с. 118]
Поскольку важность максимального совпадения между этими текстами представляется очевидной, эквивалентность обычно рассматривается как основной признак и основное условие существования перевода. Из этого следует, что понятие «эквивалентность» приобретает оценочный характер и «хорошим» или «правильным» переводом признается только эквивалентный перевод. [8, с. 119]
Такая оценочная трактовка эквивалентности, по мнению В.Н. Комиссарова, в ряде случаев делает излишним употребление термина «адекватность», обозначающего соответствие перевода требованиям и условиям конкретного акта межъязыковой коммуникации. Соотношение «эквивалентности» и «адекватности» в каждом акте перевода определяется выбором стратегии, которые делает переводчик на основе ряда факторов, составляющих переводческую ситуацию. Из числа этих факторов наибольшее значение имеет цель перевода, тип переводимого текста, характер предполагаемого рецептора перевода.
В случае с переводом кинофильмов мы можем сказать, что переводчик стремиться к достижению сразу нескольких целей, которые во многом обусловлены целями, которые ставят перед собой авторы кинофильма:
– обеспечение адекватного понимания рецептором передаваемой информации;
– создание эмоционального отношения к передаваемой информации, появление соответствующих ассоциаций;
– решение каких-либо идеологических, политических или бытовых задач;
– передача эстетического эффекта кинофильма;
– в некоторых случаях побуждение к определенным действиям.
В связи с этим необходимо отметить, что каждая из поставленных целей может потребовать прагматической адаптации текста перевода, возможного отказа от максимальной эквивалентности.
Что касается типа переводимого текста, то, как мы выяснили ранее, перевод кинофильмов следует отнести к художественному переводу (переводу художественному диалогу).
Основная задача переводчика в этом виде перевода – передать художественно-эстетические достоинства оригинала, создать полноценный художественный текст на языке перевода. Ради достижения этой главной цели переводчик более свободен в выборе средств, жертвуя отдельными деталями переводимого текста. [8, с. 115]
Значительное влияние на ход переводческого процесса оказывает и характер предполагаемого рецептора перевода. Межъязыковая коммуникация может быть эффективной лишь при условии, что перевод будет должным образом понят и воспринят теми, для кого он предназначен. При переводе кинофильмов переводчик ориентируется на так называемого «усредненного рецептора» – предполагаемого типичного представителя культуры языка перевода, который обладает знаниями и представлениями, общими для большинства членов языкового коллектива. [8, с. 116]
Комиссаров выделяет пять уровней (типов) эквивалентности, которые помогают определить, какую степень близости к оригиналу переводчик может достичь в каждом конкретном случае. При первом уровне эквивалентности сохраняется лишь цель коммуникации. При этом цель коммуникации может быть интерпретирована как часть содержания высказывания, которая выражает основную или доминантную функцию высказывания. Важно отметить, что несохранение цели коммуникации делает перевод неэквивалентным, даже если в нем сохранены все остальные части содержания оригинала.