Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:43, контрольная работа
В последнее время в связи с развитием различных видов транспорта, человечество имеет большие возможности путешествовать в другие регионы, страны и государства. Многие люди предпочитают проводить свой отдых при помощи специальных туристических агентств.
У многих людей предварительные статистические данные по туризму за 2004 год вызовут удивление. Впервые в истории число международных туристских прибытий превысило 700 миллионов, и несмотря на все мрачные ожидания и разговоры о кризисе, итогом прошлого года стал рост на 3,1%. Туризм вновь доказал свою устойчивость .
Граждане, тратя свои сбережения на полноценный отдых и желающие узнать о посещаемом месте как можно больше, конечно же предпочитают квалифицированное обслуживание не только в плане быта, но и интересующей их информации.
Основным источников такой информации: интересной, познавательной, полной и т.д., является экскурсовод. От профессионализма экскурсовода зависит впечатление клиента от экскурсии, общее представление о туристической поездке и его желание повторить свое путешествие или порекомендовать данный тур другому лицу.
Содержание
Введение_________________________________________________________3
Сущность экскурсии_______________________________________________3
Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии______________________4
Экскурсовод – профессия___________________________________________9
Экскурсия как вид деятельности_____________________________________10
Этапы становления профессии экскурсовода__________________________11
Требования профессии_____________________________________________12
Профессия и специальность________________________________________13
Престиж профессии_______________________________________________15
Выводы_________________________________________________________16
Заключение______________________________________________________17
Список используемых источников.__________________________________18
Содержание
Введение______________________
Сущность экскурсии____________
Схема экскурсионного
процесса и цели экскурсии_____________________
Экскурсовод – профессия_____________________
Экскурсия как
вид деятельности______________
Этапы становления
профессии экскурсовода________
Требования профессии__________
Профессия и
специальность_________________
Престиж профессии_____________________
Выводы________________________
Заключение____________________
Список используемых источников.___________________
Введение
В
последнее время в связи с
развитием различных видов
У многих людей предварительные статистические
данные по туризму за 2004 год вызовут удивление.
Впервые в истории число международных
туристских прибытий превысило 700 миллионов,
и несмотря на все мрачные ожидания и разговоры
о кризисе, итогом прошлого года стал рост
на 3,1%. Туризм вновь доказал свою устойчивость
.
Граждане, тратя свои сбережения на полноценный
отдых и желающие узнать о посещаемом
месте как можно больше, конечно же предпочитают
квалифицированное обслуживание не только
в плане быта, но и интересующей их информации.
Основным источников такой информации:
интересной, познавательной, полной и
т.д., является экскурсовод. От профессионализма
экскурсовода зависит впечатление клиента
от экскурсии, общее представление о туристической
поездке и его желание повторить свое
путешествие или порекомендовать данный
тур другому лицу.
Таким образом, экскурсовод – это не только
информационное сопровождение клиентов
во время экскурсии, но и залог статуса
туристического агентства. На основании
вышеизложенного понятно, что данная профессия
является необходимой и знания о сущности
данной специальности, основных требований
к ней необходимы нам по роду нашей будущей
профессии.
Сущность экскурсии.
Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурс + ия). Само понятие "сущность" представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ).
Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии.
В
ходе экскурсионного процесса экскурсовод
помогает экскурсантам увидеть объекты,
на основе которых раскрывается тема
(первая задача), услышать об этих объектах
необходимую информацию (вторая задача),
ощутить величие подвига, значение
исторического события (третья задача),
овладеть практическими навыками самостоятельного
наблюдения и анализа экскурсионных
объектов (четвертая задача). В решении
последней задачи большое место
занимает формирование умения видеть. Умение
видеть как эстетическое восприятие сводится
к умению воспринимать архитектурные
массы, краски, линии всякого рода, группировки
масс, красок, линий и их комплексы в условиях
перспективы, света, воздуха, угла зрения.
Умение видеть как историческое восприятие
заключается в следующем: во-первых, надо
уметь найти в экскурсионном объекте типичные
черты и особенности историко-культурного
характера; во-вторых, надо уметь определить
наслоения в экскурсионном объекте, сделанные
временем, и его эволюцию; в-третьих, надо
уметь найти исторические факты в монументальных
и музейно-исторических памятниках - задача,
всегда требующая больших знаний и навыков. Материал
экскурсии, профессиональное мастерство
экскурсовода в его изложении дают возможность
экскурсантам анализировать, делать необходимые
выводы Эти умения в ходе показа и рассказа
экскурсантам прививает экскурсовод При
этом в качестве активных помощников экскурсовода
выступают авторы экскурсии Об этом говорил
известный теоретик, критик и педагог
А В. Бакушинский: "Методическая разработка
материала, обусловленная целью, всеми
задачами и планом экскурсии, должна быть
направлена к пробуждению самостоятельности
восприятия и оценок". Одна из задач
экскурсии - выработать у экскурсантов
отношение к теме экскурсии, деятельности
исторических лиц, событиям, фактам, в
целом к материалу экскурсии и дать ей
свою оценку. Дать оценку - значит составить
представление о ком-либо, чем-либо, определить
значение, характер, роль кого-нибудь или
чего-нибудь, признать чьи-то достоинства,
положительные качества. Оценка экскурсии
- это выводы экскурсанта, к которым его
подводит экскурсовод. Отношени
Экскур
До недавнего времени (конец 60-х годов)
работа в качестве экскурсовода не была
профессиональной, она представляла собой
вид любительских занятий для групп энтузиастов.
Обязанности экскурсовода выполняли специалисты
различных отраслей знаний без отрыва
от своей основной деятельности (педагоги,
научные сотрудники музеев, институтов
и др.). Лишь в нескольких экскурсионных
бюро и в отдельных музеях были штатные
экскурсоводы. Однако уже в то время эта
работа начинала приобретать профессиональные
черты.
Появление новой профессии связано с мерами,
принятыми директивными органами в 1969
г. по развитию туризма и экскурсионного
дела в стране. Изменение функций экскурсий,
превращение их из формы отдыха в форму
культурно-воспитательной работы в трудовых
коллективах, по месту жительства трудящихся
и с туристами, в крупную отрасль обслуживания
населения способствовало повышению роли
экскурсоводов, дальнейшему становлению
новой специальности. Экскурсовод, который
в 1940 г. был определен как руководитель
экскурсии, в музеях - сотрудник, показывающий
экскурсантам выставленные для обозрения
предметы и дающий необходимые пояснения,
в 70-х годах стал одним из тех, кому доверено
нести знания людям, экскурсовода стали
рассматривать как педагога и воспитателя.
Экскурсоводами стали называть работников
бюро путешествий и экскурсий, государственных
и ведомственных музеев, постоянных выставок,
художественных галерей, организаций
"Спутника", "Интуриста", Министерства
просвещения, которые проводят экскурсии
с показом памятников, примечательных
мест, экспозиций музеев. Звание "экскурсовод"
присваивалось работникам названных организаций,
которые имели соответствующее образование,
прошли подготовку на специальных курсах
или самостоятельно выполнили все требования,
предъявляемые к лицам, которые окончили
курсы подготовки экскурсоводов. Требования
к экскурсоводу определялись "Должностной
инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной
организации", утвержденной в 1977 г. К
началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях
работало или сотрудничало на правах совместителей
более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод
стал центральной фигурой экскурсионного
дела.
Экскурсия как вид деятельности.
Деятельность
представляет собой активность человека,
которая направлена на достижение поставленной
цели. Экскурсия сумма
Процесс становления профессии экскурсовода
сложен и многогранен, в нем необходимо
различать четыре этапа.
Таблица 3.1.
Этапы становления профессии экскурсовода
|
Требования профессии.
К тем,
кто избрал для себя профессию экскурсовода,
она предъявляет ряд требований. Среди
них: склонность к участию в культурно-воспитательной
работе; понимание значения экскурсии
и своей роли в процессе воспитания; сознание
своего долга; наличие хорошей дикции,
определенных знаний по одной или нескольким
экскурсионным темам; непримиримость
к недостаткам, бескультурью, пережиткам
прошлого в сознании и поведении людей;
непрерывное пополнение и совершенствование
своих знаний; чувство нового; инициатива
и творческий поиск в работе; глубокое
изучение интересов и запросов экскурсантов;
дифференцированный подход к обслуживанию
различных групп населения; воспитанность,
высокая культура в работе и поведении,
вежливость, тактичность в обращении с
экскурсантами; владение методикой проведения
экскурсий; любовь к своей профессии.
Каждый экскурсовод должен обладать знанием
не только своей специальности, но и знанием
основ педагогики и психологии. Очень
важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать
свои работы, умел дать объективную оценку
проведенной экскурсии, проявлял принципиальность
и требовательность к себе.
Профессия экскурсовода предполагает
владение определенным кругом практических
умений. Эти умения позволяют ему отобрать,
сформулировать и эффективно донести
свои знания до широкой аудитории. Каждый
работник, избравший профессию экскурсовода,
должен уметь: подобрать необходимый фактический
материал, изучить его, подготовить индивидуальный
текст экскурсии на определенную тему,
составить методическую разработку, применять
методические приемы на практике, использовать
наглядные материалы "портфеля экскурсовода",
прослушивать экскурсоводов по своей
отрасли знаний и оказывать им помощь,
участвовать в пропаганде экскурсионных
возможностей края.
Практические знания и умения служат основой
для участия экскурсовода в методической
работе, позволяют руководить методической
секцией, методическим кабинетом, вести
занятия на курсах подготовки и повышения
квалификации экскурсоводов, руководителей
туристских групп, турагентств, оказывать
помощь начинающим экскурсоводам. Владение
практическими знаниями и умениями является
прочной основой мастерства экскурсовода.
Профессия и специальность. Одним из
главных направлений совершенствования
профессионального мастерства экскурсоводов
является специализация. Прежде всего
необходимо определить содержание и взаимоотношения
двух терминов, которые нередко путают
- "профессия" и "специальность".
Профессия - форма трудовой деятельности,
требующая определенной суммы знаний
и навыков. Специальность - вид занятий
в рамках одной профессии. Например, профессия
- врач, специальность врача - терапевт,
хирург, невропатолог, стоматолог и т.
д. Профессия - основной род занятий, термин
"специалист" указывает на степень
овладения знаниями и умениями в рамках
определенной профессии. Иначе, специалист
- это работник, который профессионально
владеет какой-либо специальностью.
Задача процесса подготовки новых экскурсоводов
- сделать специалистов профессионалами-
В экскурсионных учреждениях и государственных
музеях принцип специализации получил
широкое развитие. На его основе созданы
тематические секции экскурсоводов: историческая,
литературная, природоведческая, производственная
и др. Работа экскурсоводов-специалистов
на маршрутах получает высокую оценку
со стороны экскурсантов.
Всех работников, приходящих в экскурсионное
учреждение после окончания курсов или
самостоятельной подготовки, можно разделить
на несколько групп. Одни проводят экскурсии
по одной-двум темам, подготовленным во
время учебы, они не стремятся сами расширять
тематику проводимых экскурсий. Для другой
группы экскурсоводов первые годы работы
характерны поисками своей главной темы,
которая, как правило, не выходит за рамки
полученной специальности. Выбрав такую
тему, они отдают свои силы ее совершенствованию,
повышению профессионального мастерства.
И третья группа экскурсоводов - это те,
которые берутся за любую тему и уже через
пять-шесть лет имеют на своем счету добрый
десяток несходных по своему содержанию
экскурсионных тем. Экскурсии ими ведутся,
как правило, на среднем уровне.