Профессия в экскурсоведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:43, контрольная работа

Описание

В последнее время в связи с развитием различных видов транспорта, человечество имеет большие возможности путешествовать в другие регионы, страны и государства. Многие люди предпочитают проводить свой отдых при помощи специальных туристических агентств.
У многих людей предварительные статистические данные по туризму за 2004 год вызовут удивление. Впервые в истории число международных туристских прибытий превысило 700 миллионов, и несмотря на все мрачные ожидания и разговоры о кризисе, итогом прошлого года стал рост на 3,1%. Туризм вновь доказал свою устойчивость .
Граждане, тратя свои сбережения на полноценный отдых и желающие узнать о посещаемом месте как можно больше, конечно же предпочитают квалифицированное обслуживание не только в плане быта, но и интересующей их информации.
Основным источников такой информации: интересной, познавательной, полной и т.д., является экскурсовод. От профессионализма экскурсовода зависит впечатление клиента от экскурсии, общее представление о туристической поездке и его желание повторить свое путешествие или порекомендовать данный тур другому лицу.

Содержание

Содержание
Введение_________________________________________________________3
Сущность экскурсии_______________________________________________3
Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии______________________4
Экскурсовод – профессия___________________________________________9
Экскурсия как вид деятельности_____________________________________10
Этапы становления профессии экскурсовода__________________________11
Требования профессии_____________________________________________12
Профессия и специальность________________________________________13
Престиж профессии_______________________________________________15
Выводы_________________________________________________________16
Заключение______________________________________________________17
Список используемых источников.__________________________________18

Работа состоит из  1 файл

экскурсия контрольная.docx

— 39.94 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Сущность экскурсии_______________________________________________3

Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии______________________4 
Экскурсовод – профессия___________________________________________9

Экскурсия как  вид деятельности_____________________________________10

Этапы становления  профессии экскурсовода__________________________11

Требования профессии_____________________________________________12

Профессия и  специальность________________________________________13

Престиж профессии_______________________________________________15

Выводы_________________________________________________________16

Заключение______________________________________________________17 
Список используемых источников.__________________________________18
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В последнее время в связи с  развитием различных видов транспорта, человечество имеет большие возможности  путешествовать в другие регионы, страны и государства. Многие люди предпочитают проводить свой отдых при помощи специальных туристических агентств.   
 У многих людей предварительные статистические данные по туризму за 2004 год вызовут удивление. Впервые в истории число международных туристских прибытий превысило 700 миллионов, и несмотря на все мрачные ожидания и разговоры о кризисе, итогом прошлого года стал рост на 3,1%. Туризм вновь доказал свою устойчивость .   
 Граждане, тратя свои сбережения на полноценный отдых и желающие узнать о посещаемом месте как можно больше, конечно же предпочитают квалифицированное обслуживание не только в плане быта, но и интересующей их информации.  
 Основным источников такой информации: интересной, познавательной, полной и т.д., является экскурсовод. От профессионализма экскурсовода зависит впечатление клиента от экскурсии, общее представление о туристической поездке и его желание повторить свое путешествие или порекомендовать данный тур другому лицу.   
 Таким образом, экскурсовод – это не только информационное сопровождение клиентов во время экскурсии, но и залог статуса туристического агентства. На основании вышеизложенного понятно, что данная профессия является необходимой и знания о сущности данной специальности, основных требований к ней необходимы нам по роду нашей будущей профессии.

Сущность  экскурсии.

      Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально  означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее  произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурс + ия).   Само понятие "сущность" представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.           При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).  Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ).

Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии.

      В ходе экскурсионного процесса экскурсовод  помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных  объектов (четвертая задача). В решении  последней задачи большое место  занимает формирование умения видеть.   Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.         Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков.      Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский: "Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок".            Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.      Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.     Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.          Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.           В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, "угол зрения" на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.    Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия "экскурсия" сводить было бы неправильно Рассмотрим несколько формулировок термина "экскурсия", которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: "Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию" (М. П. Анциферов, 1923 г.)          Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия - это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом). 1.Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: "Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)"  2. Таковы мнения ученых-экскурсионистов. Рассмотрим толкования термина "экскурсия", данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: "Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр." 3. В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: "Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью".   Подробное пояснение термину "экскурсия" дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): " один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения...".   В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово "экскурсия" поясняется как "коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью".   В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что "экскурсия - коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью". В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: "Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода". Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.        В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда - различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками. В некоторых словарях, например в Кратком педагогическом словаре (1989 г., с. 300-310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.  Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.  Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями "структура" и "конструкция".  Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом. Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.       Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.         Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.    Путь развития экскурсии идет по Линии изменения ее сущности.  Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.       В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.         Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.           Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.  В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

                        Экскурсовод – профессия.  
 Всякая профессия представляет собой род трудовой деятельности, которая требует от человека определенных знаний и трудовых навыков. Приобретаются эти знания и навыки путем общего или специального образования и в ходе повседневной практической деятельности работника. 
 До недавнего времени (конец 60-х годов) работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и др.). Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессиональные черты.  
 Появление новой профессии связано с мерами, принятыми директивными органами в 1969 г. по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами, в крупную отрасль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности.    Экскурсовод, который в 1940 г. был определен как руководитель экскурсии, в музеях - сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения, в 70-х годах стал одним из тех, кому доверено нести знания людям, экскурсовода стали рассматривать как педагога и воспитателя. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев, постоянных выставок, художественных галерей, организаций "Спутника", "Интуриста", Министерства просвещения, которые проводят экскурсии с показом памятников, примечательных мест, экспозиций музеев. Звание "экскурсовод" присваивалось работникам названных организаций, которые имели соответствующее образование, прошли подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнили все требования, предъявляемые к лицам, которые окончили курсы подготовки экскурсоводов.         Требования к экскурсоводу определялись "Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации", утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.

Экскурсия как вид деятельности.

      Деятельность  представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных  и обусловливающих друг друга  действий. Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.      Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.  Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.  Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий.       Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе - работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов.  
 Процесс становления профессии экскурсовода сложен и многогранен, в нем необходимо различать четыре этапа.
 

Таблица 3.1.

Этапы становления  профессии экскурсовода

Этапы Наименование  процесса Место действия
I Формирование  склонности  
к ведению культурно-массовой работы с людьми
Общеобразовательная школа, клубное учреждение
II Овладение системой знаний по специальности Вуз, курсы, самостоятельная  подготовка
III Усвоение основ  профессионального мастерства Курсы подготовки экскурсоводов, высшие учебные заведения  туристской специализации
IV Совершенствование знаний по специальности, профессиональных умений и навыков Курсы повышения  квалификации, методические секции экскурсоводов
 

Требования  профессии.

  К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии. 
 Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.  
 Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы "портфеля экскурсовода", прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.  
 Практические знания и умения служат основой для участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп, турагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.                Профессия и специальность.     Одним из главных направлений совершенствования профессионального мастерства экскурсоводов является специализация.  Прежде всего необходимо определить содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают - "профессия" и "специальность". 
 Профессия - форма трудовой деятельности, требующая определенной суммы знаний и навыков. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия - врач, специальность врача - терапевт, хирург, невропатолог, стоматолог и т. д. Профессия - основной род занятий, термин "специалист" указывает на степень овладения знаниями и умениями в рамках определенной профессии. Иначе, специалист - это работник, который профессионально владеет какой-либо специальностью.  
 Задача процесса подготовки новых экскурсоводов - сделать специалистов профессионалами-экскурсоводами, т. е. помочь каждому специалисту овладеть необходимой суммой знаний и навыков профессии экскурсовода. Необходимо так организовать дело, чтобы пришедший в экскурсионное учреждение работник не только сохранял, но и продолжал совершенствовать свою специальность, т. е. укреплял тот базис, который позволяет ему успешно осуществлять экскурсионную деятельность. Учитель-историк, став экскурсоводом, должен лучше всего водить экскурсии на исторические темы. Неправильно было бы его обязывать разрабатывать экскурсию на природоведческую тему. Подготовка такой экскурсии требует особых знаний специалиста-биолога.  
 В экскурсионных учреждениях и государственных музеях принцип специализации получил широкое развитие. На его основе созданы тематические секции экскурсоводов: историческая, литературная, природоведческая, производственная и др. Работа экскурсоводов-специалистов на маршрутах получает высокую оценку со стороны экскурсантов.  
 Всех работников, приходящих в экскурсионное учреждение после окончания курсов или самостоятельной подготовки, можно разделить на несколько групп. Одни проводят экскурсии по одной-двум темам, подготовленным во время учебы, они не стремятся сами расширять тематику проводимых экскурсий. Для другой группы экскурсоводов первые годы работы характерны поисками своей главной темы, которая, как правило, не выходит за рамки полученной специальности. Выбрав такую тему, они отдают свои силы ее совершенствованию, повышению профессионального мастерства. И третья группа экскурсоводов - это те, которые берутся за любую тему и уже через пять-шесть лет имеют на своем счету добрый десяток несходных по своему содержанию экскурсионных тем. Экскурсии ими ведутся, как правило, на среднем уровне.  

Информация о работе Профессия в экскурсоведении