Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:36, дипломная работа
Целью исследования является определение стратегических направлений деятельности региона Кавказских Минеральных Вод (на примере пос. Этока) в сфере развития сельского туризма, исследование проблем и обозначение перспектив данного вида туризма.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ДЕРЕВЕНСКИЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………………..7
1.1. Деревенский туризм как разновидность экологического туризма……...7
1.2. Современное состояние и тенденции развития деревенского
туризма в мире…………………………………………………………………..12
1.3. История развития деревенского туризма в России……………………….30
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО (ДЕРЕВЕНСКОГО) ТУРИЗМА В РОССИИ ………………………………………………………..45
2.1. Факторы и условия развития сельского туризма в России………………45
2.2. Проблемы и перспективы развития деревенского туризма в России…...55
2.3. Разработка маршрута объекта сельского туризма (на примере с. Этока).62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………70
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..73
По данным СТО, в настоящее время на Кипре гостей ждут 60 туристских объектов, расположенных в 29 деревнях острова, общей вместимостью до 500 комнат. В прошлом году по линии агротуризма отдохнуло более 15 000 человек, среди них 33,6 % составили немцы, 21,3 % - британцы, 16,8 % - датчане, 7,7 % - жители Австралии, 6,36 % - французы, 4 % - ливанцы, 3,6 % - бельгийцы, 1,8 % - израильтяне, по 0,9 % - норвежцы и шведы и по 0,45 % - испанцы и канадцы[24, 59].
Сельский туризм на Кипре развивается уже 15 лет под неусыпным вниманием Кипрской организации по туризму, и уже не является для путешественников экзотикой. Туристы уже распознали все прелести отдыха, максимально приближенного к природе, в деревенской пище, в прогулках по горам, лесам, полям, в походах на велосипедах или пешком (можно и на машине) к ближайшему берегу моря, где ждут безлюдные бухточки!
Помимо гастрономических удовольствий здесь также можно получить массу впечатлений. Интересно следить за ловкими руками ткачихи, ткущей бесконечное полотно или вышивающей полотенце. Цветная вышивка хлопком доведена у местных женщин до совершенства, потому что вышитые дорожки покрывали сундуки с приданым, и считалось, что чем богаче, красивее вышивка, тем щедрее и обеспеченнее будет муж. А вот сплести что-нибудь из лозы можно попробовать самому – любой ремесленник покажет, как правильно переплетать прутья, чтобы получилась тарелочка для фруктов или хлеба. Только глядя на Кипр глазами «деревенского» туриста, можно увидеть его уникальные цветы. Ведь Кипр – одно из самых богатых мест в Европе в плане растений, всего здесь 1800 различных видов цветов.
Сельский туризм на Кипре развивается быстрыми темпами, но не превращает кипрские деревни в туристские центры с толпами туристов, шумными компаниями и прочими атрибутами обычного пляжного отдыха. Власти следят, чтобы инвестиции на развитие туризма получили лишь те крестьяне, которые купили дома в деревнях до 1989 года, то есть настоящие местные жители, а не бизнесмены, и чтобы деревни не перенаселялись агротуристами, чтобы этот вид отдыха не терял свой изначальный смысл, который кратко можно описать как возвращение в счастливое детство.
В Финляндии, Северной Карелии, где много лесных озер, распространен отдых по типу деревенский туризм в небольших коттеджах на одну семью от 2 до 8 человек. Домики отлично оборудованы всем необходимым адекватно стоимости. Обычно они состоят из гостиной и нескольких спален.
В коттеджах есть горячее и холодное водоснабжение, небольшая кухня, оснащенная электроплиткой, холодильником, микроволновой печью, кофеваркой. Большинство коттеджей имеют камины, сауны. Туристам предоставляются напрокат лодки, рыболовные снасти, лыжное снаряжение.
Все это позволяет в достаточно комфортных условиях довольно уединенно, но при этом активно отдохнуть на берегу чистого озера, в лесу.
Это направление туризма представляет собой хорошо организованную индустрию и предлагает свои услуги, как финнам, так и иностранным туристам, в том числе российским.
Болгария становится все популярнее для туристов не только на Западе, но и в странах СНГ. Развитие сельского туризма для Болгарии является исключительно важным. Проживание, питание и обслуживание туристов обеспечивает сельская семья. Своеобразная мода на отдых в сельской местности, которая распространилась в Европе в последние годы, пришла и в Болгарию, хотя этот вид туризма для болгар является новым. Туристов привлекает ландшафтное, климатологическое, бальнеологическое, историко-культурное разнообразие, а также экономическая доступность подобного вида туризма. Городским жителям предлагается отдохнуть от надоевших обычных номеров гостиниц и типовых санаторных комнат. Выгодный он и для сельской семьи, которая за определенную плату с удовольствием примет туристов, удобно их разместит, накормит, предоставит разные виды услуг. В Болгарии есть давние традиции, а возможность заниматься агротуризмом на базе сельского дома - круглогодичная. Сегодня 70% населенных пунктов Болгарии - это сельские поселения, в которых проживает 60% населения. Для размещения экотуристов используются уже имеющиеся туристские комплексы, а также частный жилой фонд, используются естественные оздоровительные факторы, аттрактивные ландшафты, привлекательные историко-архитектурные объекты.
Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010гг. предусматривается следующие направления развития агроэкотуризма:
- создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности;
- активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах;
- создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов;
- создание условий для ознакомления с природным потенциалом Республики Беларусь, активного отдыха на природе, в том числе: организация туристских походов с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре;
- организация эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения, в том числе групп, специализированных по интересам (уникальные ландшафты, ценные водно-болотные или лесные угодья, знакомство с флорой и фауной, редкими и исчезающими видами растений и животных и т.д.);.
- фотоохота на представителей животного и растительного мира, находящихся в естественных условиях.
Несмотря на то, что Беларусь – единственная страна в Европе, где нет ни моря, ни гор, у нее есть значительный потенциал для развития сельского туризма – лирические, часто пасторальные пейзажи, уникальные национальные парки, традиционные ремесла и промыслы, экологически чистые продукты и, главное, гостеприимство и щедрость белорусской души. Гордость страны ― национальные парки и заповедники, каждый из которых уникален.
Белорусские сельские усадьбы уникальны и неповторимы. Они не всегда совершенны, но всегда индивидуальны. Они отражают вкус и характер хозяина. Сегодня более 50 сельских усадеб уже принимают туристов. Они все бесконечно разные: старинные, современные, комфортные и спартанские. Все они расположены в очень живописных местах ― на берегу водоемов или в лесу. Однажды ощутив радость общения с природой и душевность белорусских хозяев, хочется возвращаться сюда снова и снова.
Сельский туризм на Украине - это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на «экологическое давление» в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе.
По данным ООН доходы от агротуризма во всем мире составили в 2008 году более 150 млрд. долларов – это почти треть поступлений от мировой туриндустрии
Организация отдыха на селе, по мнению жителей Европы, не так прибыльна, как на известных морских и горнолыжных курортах, но может приносить стабильный и вполне достойный доход. Сельский туризм сейчас находится на пике популярности в Европе и по некоторым оценкам приносит от 10% до 20% от общего дохода туриндустрии. Причем 35% жителей стран ЕС отдыху в селе предпочитают любой другой.
Агротуризм - явление многогранное. Один из его аспектов, ввиду современного состояния социально-экономического развития страны, - социальный. Поэтому сельский зеленый туризм следует рассматривать как одно из средств диверсификации источников доходов сельского населения, как компонент комплексного развития сельских территорий и сельской инфраструктуры, а также как один из факторов стратегии преодоления бедности в сельской местности. Именно поэтому, в странах, которые развиваются, сельский зеленый туризм всячески поддерживается и поощряется государством, доступ к деятельности в этой сфере максимально упрощен, а субъекты, которые предоставляют услуги в этой сфере, получают всевозможные преференции, в том числе и налоговые.
В качестве факторов успеха агротуризма в Европе необходимо назвать, прежде всего, политическую поддержку агротуризма со стороны национальных государств и Евросоюза, поскольку агротуризм изначально рассматривался в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики, позволяя перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создавать новые рабочие места в сельской местности.
В дальнейшем, другим важнейшим фактором успешного развития агротуристического сектора стало то, что агротуристический продукт отвечал запросам нового потребителя, который составляет крупнейший сегмент платежеспособного спроса. Кроме этого, необходимо отметить, что микроэкономическая модель агротуризма оказалась весьма эффективной. Производство турпродукта по сравнению с другими секторами туриндустрии выглядит крайне малозатратным, а значит, агротуризм мог бы конкурировать по показателю "цена-качество" с другими турпродуктами. Но на сегодняшний день ключевым моментом функционирования агротуризма как сектора современной туриндустрии является перевод турпродукта в информационную форму и создание баз данных по агротуристическим хозяйствам, предназначенных для широкого круга клиентов.
Именно высокая конкурентоспособность агротуристического продукта и использование информационных технологий в организации этого сектора стали факторами его успешного развития и позволили ему занять заметное место в туриндустрии ряда стран - лидеров мирового туризма.
ММЦ ИРИС исследован опыт Италии, где малое предпринимательство составляет основу экономики, что позволяет проектировать модели взаимодействия предпринимателей с учетом кооперации по исследованиям и учету региональных особенностей становления и развития туризма в регионе. Агротуризм стал развиваться здесь еще в 70-х гг. в качестве дополнения к сельскохозяйственной деятельности. Первоначально предполагалось, что размещение туристов будет непрофильной деятельностью фермеров, позволяющей несколько укрепить их финансово-экономическое положение без необходимости больших инвестиций.
Ситуация в корне стала меняться около 10 лет назад, что, по всей вероятности, было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, во всем мире стал расти интерес к «экологическому» туризму, и агротуризм очень хорошо вписался в новую моду. Ведь речь шла не только об отдыхе на лоне природы, но и настоящем сельском образе жизни и экологически чистых продуктах питания. Во-вторых, как внутренний итальянский рынок, так и ряд важных иностранных рынков (прежде всего, немецкий) достигли определенного уровня насыщения и требовали нового продукта, выходящего за рамки традиционных видов «пляжного» туризма и экскурсионных программ по крупнейшим городам страны.
На основе исследований агротуристического сектора были выявлены основные мотивы туристического спроса на отдых в сельской местности: психологический (возможность максимально расслабиться, не думать об условностях, которая задает нам цивилизация) и экономический (обслуживание обходятся туристам гораздо дешевле, чем в гостиничных условиях) аспекты.
В сельском туризме предприниматели из разных стран нашли возможности экономического использования некоторых ресурсов, которыми местные жители пренебрегали или не слишком эффективно использовали. Например:
• Старые постройки (дома прошлого столетия) или дачные постройки (виллы), которые обычно используются нерегулярно, но требуют определенных расходов на их содержание; включенные в туристические маршруты (в качестве структур размещения), они из пассива превращаются в актив, принося определенный доход.
• Местные празднества считаются одной из больших статей расхода для местного бюджета. Но с включением их в развлекательные программы для туристов они становятся одними из наиболее востребованных зрелищ во время пребывания туристов в данном населенном пункте. Поэтому большинство разработчиков туристических маршрутов готовы поддержать эти мероприятия из собственных фондов.
• Озера и другие водные ресурсы, которые вместе с прилегающими территориями используются для рыбной ловли, отдыха, солнечных ванн и т.д.
• С развитием индустриальных технологий производства стандартизированных продуктов, ремесленные промыслы становятся неконкурентноспособными. Сельский туризм позволяет их возрождение в виде сувениров, элементов региональной и национальной одежды, обустройства отдельных помещений в местном стиле и т.п.
Только в послевоенный период в большинстве европейских государств начинает разрабатываться нормативная база для туризма. Понятно, что это стало результатом развития туристических маршрутов между разными странами, появления все более разнообразного спроса и соответственно предложений, приспособленных к потребностям путешественников. Туризм в сельской местности на европейском пространстве развивается в следующих формах:
- размещение в домах селян («крыша над головой»);
- сельские гостиницы;
- кемпинги в сельских зонах;
- отдых на базах отдыха;
- комбинация этих форм.
Туризм в пригородных и городских зонах Европы поддерживается и продвигается по следующим направлениям:
a) содействий в организации экономической деятельности:
- по размещению/питанию (посредством национального законодательства, решений административных органов в сфере туризма, решений местных властей);
- организации отдыха;
- транспорта для туристов;
- ограничения (например, Греция из мотивов охраны окружающей среды не поощряет развитие кемпингов);