Развитие деревенского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:36, дипломная работа

Описание

Целью исследования является определение стратегических направлений деятельности региона Кавказских Минеральных Вод (на примере пос. Этока) в сфере развития сельского туризма, исследование проблем и обозначение перспектив данного вида туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ДЕРЕВЕНСКИЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………………..7
1.1. Деревенский туризм как разновидность экологического туризма……...7
1.2. Современное состояние и тенденции развития деревенского
туризма в мире…………………………………………………………………..12
1.3. История развития деревенского туризма в России……………………….30
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО (ДЕРЕВЕНСКОГО) ТУРИЗМА В РОССИИ ………………………………………………………..45
2.1. Факторы и условия развития сельского туризма в России………………45
2.2. Проблемы и перспективы развития деревенского туризма в России…...55
2.3. Разработка маршрута объекта сельского туризма (на примере с. Этока).62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………70
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..73

Работа состоит из  1 файл

Текст Карданов.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)

      Операторы на туристическом рынке, составляя экскурсионные маршруты, включают эти ценности в программы посещений определенной зоны. Для того, чтобы ценный объект был включен в туристический маршрут, он должен отвечать определенным требованиям:

       a) находиться в ведении определенного лица или заведения

       b) быть интересным для конкретного сегмента потребительского рынка
       c) быть оригинальным.

     3. Винодельческий туризм – эта форма туризма, постоянно привлекающая интерес туристов к тем сельскохозяйственным зонам мира, где производят вина и располагают всем необходимым для проведения дегустаций вин или лечения виноградными гроздьями. Как правило, вина ассоциируются с достоинством, изысканностью, романтизмом, состоянием эйфории. Поэтому, обслуживая туристов, виноделы-предприниматели из разных винодельческих зон открыли для себя возможность разнообразить свою основную деятельность.

       В условиях рыночной экономики, винодельческому туризму выдвигаются жесткие требования по разнообразию предложений по обслуживанию туристов: винодельческие зоны (с винодельнями, музеями, дегустационными  и информационными центрами, винотеками), винодельческие села (создаваемые по типу баз отдыха), винодельческие маршруты (местные, национальные), винодельческие праздники (фестивали вина, участие в местных мероприятиях, тематические спектакли, конкурсы) и т. д.

       Каждый человек нуждается в отдыхе и развлечениях и данный факт не может быть поставлен под сомнение. Обычно подобное расслабление происходит ежедневно (перерыв, прогулка, смена занятий, сон), каждую неделю (в выходные и праздничные дни) и ежегодно (каникулы, отпуск).  Во время отдыха люди обычно предпочитают занятия, не повторяющие их повседневные действия. Таким образом, человеческий организм освобождается от стресса и монотонности жизни.  Где угодно и когда угодно человек готов выкроить минуты для отдыха. Существуют два вида отдыха: активный и пассивный. Часто можно услышать, что во время отдыха хорошо развлеклись, что говорит о том, что люди отдыхали с большим удовольствием. Это же происходит и в агропансионе, не все сводится только к размещению и питанию.  Отдых и развлечения человек может найти не только в традиционных местах развлечения — приморское побережье или горные курорты, но и в сельской местности. Кроме того, сельский туризм произвел и  социальные перемены в жизни села. Взаимоотношения между принимающей стороной и туристами  развиваются, обычно, по следующему сценарию: прибыл как турист, а уехал как друг.

         Сельский туризм возник как следствие быстрого развития гостиничной индустрии в крупных курортных зонах (приморские курорты, порты, санаторные центры). Эта форма туризма стала привлекательна для туристов, которые предпочитают покой, природную естественность, непосредственные контакты с местными традициями.  В последнее время сельские туристические направления становятся все популярнее, а сельский туристический бизнес регистрирует из года в год все больший объем продаж, привлекая все большее количество бизнесменов в эту сферу деятельности. В настоящее время в динамике международных туристических потоков наблюдаются тенденции, благоприятные для сельского туризма:

      • ориентация туристов на небольшие и комфортабельные структуры размещения, в которых господствует семейная атмосфера;

      • активное времяпровождение вне городских зон (экскурсии, прогулки, спе7цифические виды спорта);

      • повышенный интерес к культурным ценностям, традициям, местным праздникам.

      Развитие сельского туризма основывается на уравновешенном менеджменте потребностей сельской местности. Надо отметить, что развитые страны в этом смысле используют широкую гамму инструментов и механизмов отслеживания и направления туристических потоков. В некоторых странах Европы в национальных планах по развитию туризма есть специальные пункты, связанные с национальными парками и охраняемыми территориями, в целях роста числа организованных туристов.
      Туристическое предложение в сельской местности складывается из нескольких компонентов:

        • неповторимость местного характера;

        • конкретные преимущества для туриста;

        • преобладание естественного начала;

        • экономическая эффективность;

        • специализированный маркетинг;

        • отлично вписывается в местный архитектурный стиль.

Сильная сторона составляющих российской цены – дешевый труд и относительно дешевая дорога, определяющие себестоимость турпродукта. Но определяющим фактором для российского турпродукта, тем не менее, становится качество.

       Без повышения качества услуг, избегая при этом значительного роста цен на них, проблему переориентации платежеспособного спроса на внутренний туризм не решить.

        Другой причиной неуспеха  сельского туризма в российской практике является отсутствие  объединения субъектов сельского туризма и поддерживаемых ими интерактивных баз данных. Отдельные хозяйства или местные (муниципальные) турфирмы не могут сформировать широкого рынка предложения и продвинуть свой турпродукт на рынки, где есть платежеспособный спрос (от региона и выше). А эффективно (с прибылью и стабильно) рынок агротуризма работает только на региональном и выше уровнях (уровень рынка определяется тем, откуда едет клиент – из крупных центров, мегаполисов, из-за рубежа).

    Пока еще не удалось сформировать масштабного рынка предложения в информационной форме. Отсутствует объемный пул информации по предложению, она бессистемна и рассредоточена в разных рекламно-информационных средствах. Рынка по существу не возникает: выбор у покупателя агротуристического продукта слишком ограничен, если вообще существует.

      Может ли содействовать развитию проектов агротуризма Интернет? Определенно да. В рекламной и организационной стороне дела вполне можно активно использовать новейшие информационные технологии.

       Кроме нефти и газа, в России есть колоссальнейшие запасы в виде природных ландшафтов, нетронутых уголков природы. Эти резервы способны породить мощнейшую индустрию деревенского туризма и поднять российскую глубинку. Особенно ту ее часть, где нет нефти и газа. Эффект от организации агротуризма мог бы быть не худшим, чем от эксплуатации топливно-энергетических ресурсов.

В России сосредоточены огромные ресурсы для агротуризма, но они востребованы крайне неэффективно. Чтобы в России развивался этот вид туристического бизнеса, одной только поддержки на уровне муниципалитетов в регионах явно недостаточно.

Цели, которые необходимо поставить комитетам по туризму регионов, работая с сельскими гостевыми домами, - это обеспечить работой деревенских жителей, вернуть сельскую молодежь на село.

При соответствующем, нормально работающем законодательстве агротуризм (деятельность новая), превратится из перспективного в высокоразвитый. Для этого уже наметились все необходимые предпосылки: интерес к сельскому туризму не угаснет ни со стороны владельцев усадеб, ни со стороны россиян и гостей страны.

Сегодня в сети Интернет появляются предложения фермеров, самостоятельно рекламирующих свои услуги. Несмотря на то, что жители российской глубинки недоверчивы и боязливы, все большее количество людей понимает важность и выгодность занятия сельским туризмом и при умело организованной деятельности со стороны муниципальной власти, туристских предприятий (туристских агентств, экскурсионных бюро) будет возможным разработать данный вид туризма, столь перспективный для регионов России.

Очень важно решить проблему отсутствия нормативно-правовых актов, которые наделили бы фермеров, желающих заниматься агротуризмом, каким-то определённым статусом. Завлекая роскошными пейзажами иностранных гостей в нашу страну, не мешало бы подумать о качестве предлагаемого им сервиса и жилья.

Зарождающийся агротуризм в России уже заинтересовал всевозможные категории клиентов. Не только россияне, но и зарубежные гости, с удовольствием проводят как мероприятия «банно-шашлычного» типа, так и культурно-познавательного. Плавание на плотах, поездки на велосипедах или байдарках, рыбалка и охота, знакомство с местной жизнью, ремеслами и традициями - вот список того, что вы сможете сделать, помимо удачного празднования дня рождения своего друга. Хозяева усадеб стараются придумать что-то свое, особенное, что будет интересно постояльцу: от активных занятий до экскурсий к культурным достопримечательностям. Знакомиться с жизнью местного населения, общаться с ним, как правило, желают иностранцы. Для наших граждан более характерно гедонистическое стремление прочувствовать жизнь в деревне. Участие в повседневной жизни деревенской семьи (кормление птицы и кроликов, доение коров, чистка лошадей, походы на пасеку, сенокос) вызывает у городских жителей неподдельное удовольствие. Гостям сельских домов с радостью покажут грибные, ягодные, рыбные места и помогут заготовить дары природы по старинным рецептам.

Достижения отечественного агротуризма, не в пример, скромнее – пока лишь несколько регионов России активно развивают этот вид отдыха (Алтай, Калининградская и Ленинградская области). Тем не менее, специалисты турбизнеса не устают предсказывать небывалый размах сельского туризма в России, обладающей для этого огромными ресурсами.

На сегодняшний день за рубежом имеется достаточно большое разнообразие функционирования различных моделей агротуризма. Анализируя и обобщая опыт становления и развития сельского туризма с учетом национальных особенностей, можно выделить четыре основные модели: западно-европейская, восточно-европейская, азиатская и англо-американская. Для многих стран при успешности реализации той или иной модели сельский туризм за последние два десятилетия стал высокодоходным сектором туристской индустрии и имеет вполне обоснованные дальнейшие перспективы функционирования.

Процесс формирования моделей в разных странах проходил совместно с теми социально-экономическими процессами, которые имели место в разные периоды, а также состоянием отраслей национальной экономики. Международная практика развития агротуризма показывает, что успешность развития той или иной модели зависит от ряда факторов, в первую очередь, от организации государственной поддержки.

Поиск наиболее приемлемой для современных социально-экономических условий России модели является актуальным для становления и развития данного вида туризма.

В России агротуризм, как вид отдыха, по сравнению с европейскими странами еще мало известен и пока не входит в число видов туристского продукта, широко продвигаемых на российском туристском рынке (как выездном, так и внутреннем).

Российский рынок выездного сельского туризма развит слабо, спрос россиян малоизучен, у зарубежных туроператоров политики продвижения своего агротуристского продукта на российском туристском рынке пока нет.

Популяризация агротуризма как организованного вида отдыха – одна из задач, которую необходимо решить для становления агротуризма как перспективного сектора туристской индустрии.

В то же время спрос российских туристов на агротуризм за рубежом, как относительный показатель популярности агротуристкого сектора туристской индустрии в целом и спрос на внутренний турпродукт, могут совпадать лишь частично.

Международный опыт становления агротуризма показывает, что во многих европейских странах этот вид туризма изначально получил значительное развитие, прежде всего, как сектор внутреннего туризма. Очевидно, что в современных условиях России основная ориентация сектора сельского туризма, прежде всего, должна быть направлена на внутренний туристский рынок. В связи с резким ростом цен на туристские услуги и падением платежеспособности 70% населения страны проводит отпуск в своем регионе. Максимум, что могут себе позволить граждане, входящие в этот сегмент потребительского рынка, - это отдых в деревне, отдых в выходные дни на дачных участках, а также отдых детей в летнее время в лагере при условии платежеспособности предприятия, на котором работают. Также следует учесть, что экологическая обстановка в некоторых промышленных городах является неблагоприятной, и жителям этих городов необходим отдых на природе хотя бы в летнее время. В таком аспекте сельский туризм с использованием местных природных и культурно-исторических ресурсов сельской местности региона может являться альтернативным видом организованного отдыха горожан.

Сегодня в ряде регионов наблюдается увеличение потока неорганизованных туристов в выходные дни в пригороды, и 30% потенциальных потребителей туристского продукта предъявляют повышенные требования к уровню проживания и обслуживания, которые отчасти совпадают с качеством того обслуживания, которое могут предоставить сегодня региональные объекты туристской индустрии.

В целом, в ряде регионов России уже отмечен первый опыт организации агротуристских предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в традиционном национальном жилище», «национальная деревня», «VIP-деревня», «сельская гостиница» и др.

Учитывая и обобщая зарубежный опыт, нужно отметить, что важнейшим элементом функционирования агротуристского сектора является перевод турпродукта в информационную форму, в которой он продвигается на рынок, рекламируется и продается. Специфика турпродукта состоит в том, что он «не существует» в реальности - это пакет услуг, который нельзя «пощупать», а « материализуется» он только в момент начала путешествия (или прибытия туриста на место).

Субъект производства агротуристического продукта - домашнее хозяйство (пансион), семейное предприятие (малая сельская гостиница); субъект продаж этого вида продукта – турфирма. Объект деятельности – турист. На сегодня, зачастую, из этой цепи выпадает тот элемент, который в обычной схеме процесса создания и реализации турпродукта называется тур-оператор. В роли туроператора должно выступать некое специализированное агентство, переводящее турпродукт «агротуризм» (сельский туризм) в информационную форму, которую будет реализовывать туристу турфирма. Это специализированное агентство содержит информационную базу данных об агротуритстических продуктах (территории, мира). Предложенная схема выгодна: - турфирме (продавцу) – нет затрат на содержание собственных сетей агротуристтических хозяйств, нет затрат на перевод турпродукта в информационную форму (удобную для продажи турпродукта). Затраты на рекламно-маркетинговую деятельность, характерную для данного субъекта рынка, встраиваются в общую систему и минимизируются:
- агротуристскому хозяйству (производителю) – нет затрат на маркетинг и индивидуальную рекламу своей услуги, можно сконцентрировать силы (в т.ч. и финансовые) на повышение качества турпродукта. - туристу (потребителю) – наличие информационных баз, содержащих предложения по данному виду отдыха по всей территории (миру), многократно увеличивает возможность выбора и превращает рынок агротуризма в рынок клиента, появляется конкуренция среди производителей услуги, что приводит к повышению качества при взвешенности цены. Приобретение поездки на отдых в деревне из разряда экстраординарных переходит в разряд стандартизованных процессов. Появляется возможность выбора – приобрести путевку у своего туристического агента или самостоятельно в информационной сети выбрать сельский отдых.

Информация о работе Развитие деревенского туризма