Развитие деревенского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:36, дипломная работа

Описание

Целью исследования является определение стратегических направлений деятельности региона Кавказских Минеральных Вод (на примере пос. Этока) в сфере развития сельского туризма, исследование проблем и обозначение перспектив данного вида туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ДЕРЕВЕНСКИЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………………..7
1.1. Деревенский туризм как разновидность экологического туризма……...7
1.2. Современное состояние и тенденции развития деревенского
туризма в мире…………………………………………………………………..12
1.3. История развития деревенского туризма в России……………………….30
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО (ДЕРЕВЕНСКОГО) ТУРИЗМА В РОССИИ ………………………………………………………..45
2.1. Факторы и условия развития сельского туризма в России………………45
2.2. Проблемы и перспективы развития деревенского туризма в России…...55
2.3. Разработка маршрута объекта сельского туризма (на примере с. Этока).62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………70
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..73

Работа состоит из  1 файл

Текст Карданов.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)

      б) внедрение технических норм:

      - необходимый минимум оборудования и экипировки (которые признаны гарантировать качество);

     - классификации для отдельных структур, обслуживающих туристов (гостиницы, мотели, рестораны и др.);

     - количество и качество услуг для отдельных структур размещения;
     - качество отдельных элементов инвентаря (мебель, оборудование для альпинизма, экотурзима, спелеологии и др.);

      - качество определенных товаров и продуктов (меры, предписанные для защиты потребителя);

       в) определение тарифов для туризма в сельской местности:

       - не наблюдается единая политика практикуемых тарифов; они могут существенно отличаться (от полной свободы цен – Германия, Бельгия, Италия до регламентирования на национальном – Франция, региональном – Испания - уровне или тарифы, навязываемые государством – Греция);

      - поставщики услуг в зависимости от случая могут практиковать или нет фиксированные цены;

       г) налоговая система:

      - в некоторых странах (Франция, Ирландия и др.) практикуется специальный налоговый режим для сельских структур размещения и размещения в жилищах граждан;

      - во взаимоотношениях с налоговыми структурами интересы поставщиков туристических услуг представляют Национальные Ассоциации (в Испании кемпингам предоставлен особый налоговый режим, поскольку они обслуживают членов местных профсоюзов);

       д) подготовка персонала, задействованного в сфере туризма:
      - сертификация профессиональных качеств некоторых категорий работников (менеджеров, гидов, поваров, и т.д.) на национальном уровне (бревет по туризму в Румынии, Молдове и др.);

       - профессиональное усовершенствование членов национальных специализированных профессиональных ассоциаций (Ассоциация Гидов, Гостиничная Ассоциация, Ассоциация Сомелье и т.д.);

      - периодическая обязательная переподготовка специалистов в сфере туризма (Румыния, Венгрия, Польша, Франция и др.);

      е) прямые субсидии из бюджета:

      - финансирование учебных программ и рост качества труда;

      - прямые инвестиции в обустройство, модернизацию и строительство коммерческих структур;

      - рекламирование посредством издания „Путеводителя сельского туризма” на региональном и национальном уровне, создание единой региональной марки/бренда, объединяющей владельцев сельских туристических структур и т.д. 

       Одна из тенденций последних лет показывает особый интерес горожан к отдыху на природе в сельской местности в крестьянских традиционных домах. Три составляюшие массового отдыха на море (от английского Sun-Sea-Sand – солнце-море-песок) в европейских странах были заменены на пейзаж-традиции-отдых (Landscape-Lore-Leisure). Как туристский продукт – сельский туризм предлагает целый пакет услуг, начиная от размещения в сельском доме, экскурсий, питания и заканчивая активным участием в сельской жизни.

       Мотивацией к отдыху в сельской местности является:

        • желание быть ближе к природе, возможность дышать свежим воздухом;
        • возможность познакомиться с другой культурой и  традициями;

        • желание участвовать в разных праздниках, общаться;

        • по причинам семейных традиций;

        • отсутствие средств для отдыха в других местах;

        • возможность практиковать различные виды спорта во время отдыха.

      Отдых в селе носит больше активный, чем пассивный характер. Здесь туристам предлагаются занятия активного характера, а также возможность познать нечто новое:

       - этнофольклорные мероприятия – предполагают участие в творческих ателье народных умельцев, просмотр этнофольклорных концертов, участие в народных празднествах, посещение выставок, музеев и т.д.;

      - участие в сборе винограда, яблок, производстве вина, посещение винодельческих предприятий с дегустацией вина;

     - изучение истории государства, географической зоны, населенного пункта: предполагает посещение исторических музеев, крепостей, мемориалов, организация лагерей для проведения археологических раскопок под руководством специалистов;

      - отдых в спокойных местах с прекрасными пейзажами;

      -  организация экскурсий в пейзажные заповедники;

      -   активный отдых – рыбалка и охота;

      - прогулки по лесу со сбором грибов, ягод, лекарственных трав и т.д.

      -  спортивные мероприятия.

        Понятно, что владельцы агропансиона не могут обеспечить все типы развлечений даже для своих туристов. Поэтому необходимо сотрудничество с другими структурами, которые обслуживают гостей села. Обычно такими партнерами становятся: структуры размещения (рестораны, бары, таверны); 

владельцы транспортных средств (традиционный, ретроварианты); центры народных промыслов и ремесленного производства; художественные и этнофольклорные коллективы,  музеи, представительные хозяйства,  администрация заповедника.

        Структура, возникающая в результате сотрудничества (называемая в специальной литературе cluster), приносит больше выгод каждому участнику, чем, если бы каждый действовал самостоятельно.  Для каждого кластера приемлема формула «2+2=5». Иначе говоря, каждый участник плюс ко всему выигрывает еще ¼ (или 25%) дополнительного дохода только при участии в этой системе.  Вот почему организация развлечений для туристов одна из самых динамичных форм расширения традиционных предложений на любом туристическом направлении, в том числе и сельском.

 

1.3. Развитие сельского туризма в России

 

С формированием крупного столичного центра в России в XVII в. территории Северо-Запада России, занятые в настоящее время Ленинградской, Новгородской, Псковской областями и Республикой Карелия, щедро раздавались придворной знати.

Сегодня можно насчитывать более тысячи крупных, средних и мелких помещичьих имений, дворянских усадеб, частично сохранившихся или полностью утраченных временем или порушенных войнами, стало быть - собственными. С возрождением Санкт-Петербурга, как столицы, в период правления Анны Иоанновны, стал формироваться средний класс купцов, госслужащих, мещан и преподавателей учебных заведений и иных сословий, прямо или опосредованно относимых к зарождающейся интеллигенции, которым не достались земельные наделы. Для семейного отдыха этой категории населения в летнее время прижилась практика отъезда в деревню на дачу. Однако понятие «деревня» весьма растяжимое [21,17].

Дача - это найм жилья на летний сезон в фешенебельном или модном для данного сословия курортном или пригородном районе. На дачу вывозились женщины, прислуга, дети, престарелые родители.

Постройка в 1851 г. Николаевской железной дороги открыла новую эпоху в организации пассажирских перевозок по России, открыла доступ в новые дачные и курортные пригороды. Большое значение играла Петербургско-Варшарская железная дорога, давшая приток дачников в районы Гатчины и Оредежа.

Местности интенсивно застраивались летними дачами, некоторые строили просторные дачные (летние) дома с большими верандами для сдачи в найм на летний период. Особо ценились дачи в районе Приморской ветки железной дороги - Лахта, Лисий нос, Разлив, Сестрорецк, построенной в 1894-1895 годах.

Возник так называемый «дачный промысел». То есть бизнес, маркетинг и менеджмент имели место еще и в царской России. Дачники, снимающие дачи на летний период в найм, приносили неплохой доход местному населению за счет платы за найм помещений, а также за счет покупки сельскохозяйственной продукции. Пользовались спросом услуги стирки белья, поставки дров, прислуги и гувернеров.

Многие дачи снимались повторно из сезона в сезон и теми же арендаторами, поиск дач осуществлялся весной в марте, по знакомству, по объявлениям в газетах.

Во времена существования Советского Союза для номенклатуры создавались специальные «дачные тресты» в фешенебельных курортных районах, например, в Комарово под Ленинградом.

Сегодня дачный промысел - это выгодный бизнес. Так, популярность получил «Кордон Кузьмича» - коттедж в районе Приморска на берегу Финского залива. Свою славу он получил как место действия комедийного сюжета фильма «Особенности национальной рыбалки» [26,49].

Развитие сельского туризма в России находится в зачаточной стадии. Это подтверждает имеющийся на сегодняшний день опыт Калининградской области, Алтайского края, где имеются гостевые дома, но большей частью отсутствует инфраструктура сельского туризма. Следовательно, сегодня наиболее оптимально назвать сельский туризм более скромным названием "сельское гостеприимство". Возможно, это даже более правильно с исторической точки зрения, так как русские люди всегда отличались хлебосольностью по отношению к гостям.

Сельское гостеприимство - первая стадия развития сельского туризма. То есть население сельской местности (возможно и городское), включая фермеров, имеющее пустующие дома, комнаты или этажи в собственных домах, предоставляет их с минимальной меблировкой и наличием хозяйственных средств (посуды, постельного белья, полотенец и т.д.) для аренды от двух дней до нескольких месяцев.

Для создания более радушного приема хозяева могут предложить дополнительные услуги гостям: организация развлекательных мероприятий (баня, совместное хождение на шашлыки, за ягодами и грибами, рыбалка, охота, верховая езда т.д.); привлечение гостя для помощи в простых сельскохозяйственных работах, таких как, например, кормление животных, сбор урожая ягод или огурцов; не исключено оказание помощи по сидению с детьми гостей и т.д.

Потребителем или целевой группой в России могут быть: семьи с детьми; люди среднего возраста; пожилые люди с внуками; компании молодых людей; спортсмены (при наличии соответствующих услуг для занятий спортом, такие как верховая езда, прокат лыж) и т.д.

Некоторые считают, что ехать в сельскую местность бессмысленно, ведь многие имеют дачу. Частично можно согласиться с тем, что дачи будут создавать определенную конкуренцию развитию «сельского гостеприимства». Во-первых, многие знают о большой проблеме сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги стали не редкостью. Люди, не имеющие дачи, в данном случае приобретают альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе, при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности. Во-вторых, «сельское гостеприимство» дает возможность отдохнуть от домашнего быта женской части семьи и получить новые впечатления детям. В-третьих, оно позволяет получить смену обстановки за небольшие финансовые потери для семьи, так как стоимость такого проживания будет ниже, чем в гостинице. В-четвертых, сегодня на российском рынке туризма растет интерес к внутреннему туризму и имеется конкретный спрос на аренду на летний период домов в сельской местности. От «сельского гостеприимства» в первую очередь ожидают: спокойствия и размеренности сельской жизни, чистого воздуха, сельской тишины и натуральных продуктов, комфорта условий проживания, домашней атмосферы, приемлемых цен, ощущения близости с природой, получение новых впечатлений, возможность развлечения для детей и проведения досуга для взрослых [28, 32].

Жители шумных городов стремятся найти место для отдыха, которое было бы ближе к естественным условиям, ближе к природе, где есть прекрасные условия для реальной смены обстановки, необходимой для поддержания жизненного тонуса. Поэтому многие люди отдают предпочтение скромной старинной обстановке деревенских домов. Отдыхающие смогут насладиться ароматом свежескошенного сена, вкусом фруктов и овощей, сорванных прямо в саду, и провести несколько беззаботных недель в полном отдыхе.

Сельское гостеприимство на Алтае, например, приобретает все большую популярность. С 1998 года в Республике не только местные жители этой горной страны, но и приезжие горожане во время отпуска могут насладиться спокойной и размеренной деревенской жизнью. Во всяком случае, те из них, кто отдаст предпочтение деревенскому туризму.

Горный Алтай словно создан природой для отдыха, но не потребительского, а скорее, отдыха созерцательного наедине с природой.

Форма туризма, которую развивает в Горном Алтае некоммерческое партнерство «Зеленый дом», предполагает отдых семьей горожан за городом, в деревне, непосредственно в семьях местного населения. Принимающая семья и ее усадьба называются «зеленым домом». Для гостей готовятся отдельные деревянные дома в живописной местности у реки, подножия гор, в которых есть все необходимое для отдыха: жилые комнаты на 2-3 человека, оборудованные кухни, баньки.

Местные жители знают все тропочки в лесах и могут сопроводить на водопады, к озерам, в пещеры. Все это сохранено на Алтае. Гостей научат кататься верхом, доить корову, косить сено, сбивать масло, прясть пряжу и еще многим практическим навыкам, без которых жизнь в деревне просто невозможна. Если гости пожелают, то принимающая семья проводит в лес за грибами, ягодами, орехами, травами. Гостям предложат также традиционное экскурсионное обслуживание для знакомства с нерастраченной культурой, традициями и бытом коренных народов, угостят национальными блюдами.

Сельский туризм является приоритетным и в развитии туристического бизнеса Ленинградской области. Сегодня в области создано сотни мест для комфортного проживания отдыхающих в деревенских домах. Экотуристы могут остановиться как в простых избах с удобствами на улице, так и в коттеджах со всеми благами цивилизации.

Пожалуй, один из наиболее активных регионов России, который подхватил падающее знамя деревенского туризма, – это Кирилловский район Вологодской области. Места эти словно специально созданы Богом и природой для туристического бизнеса. Шесть живописных озер, окаймленные сосновыми лесами, древнейшие памятники христианской культуры – Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия, самый большой в России Кирилло-Белозерский монастырь, на подворье которого был пострижен в монахи царь Иван Грозный, Горицкая женская обитель, куда ссылали неугодных жен царственные особы.

Информация о работе Развитие деревенского туризма